Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 11:58, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение специфики психологического консультирования подростков. Задачи: 1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста. 2. Описать социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки. 3. Изучить формы и методы консультирования подростков. 4. Рассмотреть психологическое консультирование по проблеме детско-родительских отношений.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………..5 1.1. Особенности подросткового возраста ………………..………….5 1.2. Социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки ……………………………………………….……….8 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ………………..……………….….14 2.1. Формы и методы психологического консультирования подростков…………………………………………………………………….. 14 2.2. Психологическое консультирование по проблеме детско-родительских отношений ……………………………………………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………26
«Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления»
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Эколого-гуманитарный факультет
Кафедра «Социальные технологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психологическое
консультирование»
на тему:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПОДРОСТКОВ
Руководитель :
___________ Халтагарова О.Д.
Автор работы :
студентка 729 группы
___________ Махакова В. М.
Улан-Удэ, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА ……………………………………..5
Особенности подросткового возраста ………………..………….5
Социально-психологические
проблемы, с которыми сталкиваются подростки ……………………………………………….……….8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ………………..……………….….14
2.1. Формы и методы психологического
консультирования подростков……………………………………………………………………..
14
2.2. Психологическое
консультирование по проблеме детско-родительских
отношений ……………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подростковый период – важнейший
этап жизни, во многом определяющий последующую
судьбу человека. Важность подросткового
возраста определяется тем, что в нем закладываются
основы и намечаются общие направления
формирования моральных и социальных
установок личности.
Подростковый возраст – это
возраст от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует
возрасту 4- 9 классов. Этот возраст называют
переходным возрастом, потому что в течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детского к взрослому состоянию,
от незрелости к зрелости. В этом смысле
подросток – полуребенок и полувзрослый:
детство уже ушло, а зрелость еще не наступила.
Переход от детства к взрослости пронизывает
все стороны развития подростка, и его
анатомо-физиологическое, и интеллектуальное,
и нравственное развитие, все виды его
деятельности.
Подростковый возраст в психологическом
консультировании – один из самых сложных.
Статистика подтверждает, что количество
случаев обращения за психологической
помощью в этот период резко увеличивается,
при этом резко расширяется диапазон запросов
родителей. Еще более выделяет этот период
жизни ребенка с точки зрения особенностей
психологического консультирования то,
что теперь сам подросток впервые становится
клиентом – субъектом обращения в психологическую
консультацию, ставя, а иногда и не ставя
об этом в известность своих родителей.
Степень научной
разработанности темы. За рубежом психологическое
консультирование в области подростковой
психологии было положено начало работами
А. Вине, посвященными разработке методов
измерения умственного развития с целью
дифференциации здоровых, но социально
и педагогически запущенных детей от детей
с аномалиями развития1. Варга А.Я., Смехов В.А. рассматривали
психологические проблемы, не связанные
с патологией: высокая тревожность ребенка,
нарушения межличностных отношений, трудности
в обучении, семейном воспитании и т. д2. В работах Л. С. Выготского,
Н. М. Щелованова и других советских ученых
эта задача с самого начала понималась
весьма широко, об особом значении условий
жизни и развития ребенка и необходимости
психологического контроля за развитием
нормального ребенка с целью своевременного
обнаружения даже легких, далеких от патологии
трудностей и отставаний, профилактики
возможных неблагоприятных вариантов
развития3.
Объектом курсовой работы является дети
подросткового возраста. Предметом курсовой
работы являются специфика психологического
консультирования детей подросткового
возраста.
Целью курсовой работы является изучение
специфики психологического консультирования
подростков.
Задачи:
Охарактеризовать особенности
подросткового возраста.
Описать социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки.
Изучить формы и методы консультирования подростков.
Рассмотреть психологическое
консультирование по проблеме детско-родительских
отношений.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные
методы исследования: метод объективности
и метод системности.
Структура курсовой
работы. Данная работа включает в себя
введение, две главы, которые состоят из
двух параграфов, затем заключение и список
литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Особенности подросткового
возраста
Наиболее важным отличительным
признаком подросткового периода являются
фундаментальные изменения в сфере самосознания,
которые имеют кардинальное значение
для всего последующего развития и становления
подростка как личности. Нарушения развития
самосознания могут приводить к появлению
агрессивности, тревожности, трудностям
в общении, а иногда и к суицидальным попыткам 4.
В подростковом возрасте у молодых
людей активно формируется самосознание,
вырабатывается собственная независимая
система эталонов самооценивания и самоотношения,
все более развиваются способности проникновения
в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает
осознавать свою особенность и неповторимость,
в его сознании происходит постепенная
переориентация с внешних оценок (преимущественно
родительских) на внутренние. Подросток
созревает физиологически и психически,
и в добавление к новым ощущениям и желаниям,
которые появляются в результате этого
созревания, у него развиваются новые
взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Так, важное место в новых особенностях
психики подростка занимает его интерес
к мыслям других людей, тому, что они сами
о себе думают.
В процессе развития самосознания
центр внимания подростков все более переносится
от внешней стороны личности к ее внутренней
стороне, от более или менее случайных
черт – к характеру в целом. С этим связаны
осознание – иногда преувеличенное –
своего своеобразия и переход к духовным,
идеологическим масштабам самооценки.
В результате человек самоопределяется
как личность на более высоком уровне 5.
Самооценка представляет собой
центральное образование личности. Она
в значительной степени определяет социальную
адаптацию личности, является регулятором
ее поведения и деятельности. Подростки
с тенденцией к сильному завышению самооценки
проявляют достаточную ограниченность
в видах деятельности и большую направленность
на общение, причем малосодержательное.
Характер самооценки подростков
определяет формирование тех или иных
качеств личности. Например, адекватный
ее уровень способствует формированию
у подростка уверенности в себе, самокритичности,
настойчивости или излишней самоуверенности,
некритичности. Подростки с адекватной
самооценкой имеют большое поле интересов,
их активность направлена на различные
виды деятельности, а также межличностные
контакты, которые умеренны и целесообразны,
направлены на познание других и себя
в процессе общения. Агрессивные подростки
характеризуются крайней самооценкой
(либо максимально положительной, либо
максимально отрицательной), повышенной
тревожностью, страхом перед широкими
социальными контактами, эгоцентризмом,
неумением находить выход из трудных ситуаций.
Развитие рефлексии не ограничивается
только внутренними изменениями самой
личности, в связи с которыми также становится
возможным и более глубокое понимание
других людей. Развитие самосознания как
центрального новообразования подросткового
возраста становится возможным и целиком
зависит от культурного содержания среды6.
Еще одно новообразование, возникающее
в конце переходного возраста, - это самоопределение.
С субъективной точки зрения оно связано
с осознанием себя в качестве члена общества
и конкретизируется в новой общественно
значимой позиции. Самоопределение возникает,
как правило, в конце учебы в школе, когда
человек стоит перед необходимостью решать
проблемы своего будущего. Оно основывается
на уже устойчиво сложившихся интересах
и стремлениях субъекта, предполагает
учет своих возможностей и внешних обстоятельств,
оно опирается на формирующееся мировоззрение
подростка и связано с выбором профессии.
Идеи выбора жизненного пути,
своих ценностных ориентаций, своего идеала,
своего друга, своей профессии становятся
основополагающими целями подросткового
возраста7.
В мотивационной сфере процесса
общения подростков происходят кардинальные
изменения: теряют свою актуальность отношения
с родителями, учителями, первостепенную
значимость приобретают отношения со
сверстниками. Само общение подростков
становится более глубоким и содержательным,
появляются такие эмоционально насыщенные
формы взаимодействия, как дружба и любовь.
Потребность в принадлежности какой-нибудь
группе наиболее ярко проявляется в подростковом
возрасте.
Для подростков младшего возраста
большое значение имеет возможность разделить
со своими сверстниками общие интересы
и увлечения. Позднее подростки направлены
на поиск такого контакта, который позволил
бы им найти понимание и сопереживание
их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил
бы эмоциональную поддержку со стороны
сверстников в преодолении различных
проблем, связанных с возрастным развитием.
Подростковый период называют
эпохой активной индивидуализации, этапом
обостренно переживаемого стремления
к самоутверждению. Желание выделиться,
стремление занять высокую позицию, добиться
уважения, признания своей личностной
ценности и тем самым получить возможность
подкрепить свою самооценку и самоуважение
во многом определяет поведение детей
в подростковом возрасте8.
Социально-психологические
проблемы, с которыми сталкиваются подростки
Одной из проблем, с которыми
сталкивается подросток, является такой
важный для этого возраста процесс, как
отделение от семьи. Понятно, что он является
только одной стороной единого процесса:
разделения подростка и семьи. Другая
сторона этого – отделение самой семьи
от подростка.
Отделение подростка от семьи
– важнейшая предпосылка достижения им
впоследствии зрелости, самостоятельности,
возможности принять ответственность
за свою жизнь на самого себя. В случае
нарушения этого процесса впоследствии
можно предполагать либо полное эмоциональное
отстранение молодого человека, либо установление
довольно мучительной амбивалентной связи:
отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь
обратно – чувствую гнев – отделяюсь
и т.п. «При всей важности этого процесса
нужно иметь ввиду, что он редко протекает
без осложнений, поскольку семье довольно
трудно отпустить ребенка»9. Это может происходить по разным
причинам. Во многих семьях ребенок выполняет
функцию смысла жизни для матери. Отделение
его от семьи делает ее жизнь бессмысленной,
ей некого опекать, соответственно незачем
жить. Помимо возможного решения через
ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной
заботой о ребенке могут стоять стремление
к контролю и власти, поиск любви и привязанности,
удовлетворение потребности в социальном
престиже. Иногда ребенок сглаживает своим
присутствием проблему нарушенных взаимоотношений
между родителями.
Затруднено отделение и в том
случае, если в семье имеются нарушения
структурно-ролевого характера. Наиболее
частый вариант этого – проигрывание
ребенком роли отсутствующего или плохо
играющего свою роль члена семьи. Например,
в семье с эмоционально отстраненным отцом
мать подключает на его роль сначала старшего,
а после его отделения - младшего сына.
Или же в неполной семье меняются ролями
дочь и мать. Соответственно мать в детской
позиции отчаянно сопротивляется отделению
дочери, служащей ей опорой. Причин возможного
нарушения так много, что в редкой семье
отделение подростка осуществляется совсем
бесконфликтно.
Выделяют четыре этапа отделения
подростка от семьи.
Первый этап (11-12 лет) характеризуется
наличием у подростка конфликта между
потребностью в зависимости и стремлением
к автономии. Трудность его состоит в том,
что подросток амбивалентен в своих ожиданиях
в отношении родителей. Он, с одной стороны,
сопротивляется проявлениям их заботы
и ласки, а с другой – проявляет желание,
чтобы его баловали.
Второй этап – когнитивная
реализация отделения (трудно указать
возраст, так как переход к этой стадии
может затянуться на всю жизнь). Подросток
доказывает всем: миру, родителям и самому
себе собственную независимость. Чаще
всего это происходит через уход в оппозицию,
критику всего того, что делается и говорится
родителями. Причем бурные реакции родителей
только усиливают стремление к эмансипации
у подростков. Длительность этой стадии
определяется временем, необходимым родителям
для принятия факта взросления подростка.
Третий этап – аффективные
реакции на отделение. Здесь могут возникать
чувства вины, гнев, депрессивные реакции,
взаимный страх потери любви. Необходимо
помочь родителям взращивать в себе чувство
гордости и радости от достижений взрослеющего
ребенка.
Четвертый этап – идентификация.
Взрослые уже признают за подростком право
на самостоятельность, исчезает внешнее
буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается
на своей индивидуализации. Здесь очень
важно, чтобы подросток имел образцы положительной
интеграции среди значимых взрослых. Таким
образом, завершением интегрированного
состояния завершается процесс отделения
подростка от семьи10.
С вступлением в пубертатный
период резко возрастает интерес подростков
к вопросам полового развития и к сексуальной
сфере. На ранних этапах развития этот
интерес в большей степени направлен на
изучение подростками собственного тела,
наблюдение за его изменениями и степенью
соответствия общепринятым стандартам
мужественности и женственности. Постепенно
подростки начинают интересоваться и
развитием других, особенно представителей
противоположного пола. Они начинают осознавать
свои развивающиеся сексуальные чувства
и влечения, у них возрастает интерес к
сексу как к эротическим ощущениям.