Психологическое консультирование подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение специфики психологического консультирования подростков.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста.
2. Описать социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки.
3. Изучить формы и методы консультирования подростков.
4. Рассмотреть психологическое консультирование по проблеме детско-родительских отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………………..5
1.1. Особенности подросткового возраста ………………..………….5
1.2. Социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются подростки ……………………………………………….……….8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ………………..……………….….14
2.1. Формы и методы психологического консультирования подростков…………………………………………………………………….. 14
2.2. Психологическое консультирование по проблеме детско-родительских отношений ……………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Консультирование подростков курсач.docx

— 67.84 Кб (Скачать файл)

· неумение постоять за себя20.

Как правило все эти проблемы, даже если на первый взгляд кажется, что они не касаются детско-родительских отношений, на самом деле так или иначе исходят из сложностей взаимоотношений родителей и детей.

А.Ш. Тазиева отмечает, что чаще всего за помощью обращаются родители, дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет. Поэтому нередки обращения за помощью уже взрослых «детей», имеющих свой родительский опыт21.

Самым простым вариантом работы являются те случаи, когда за помощью обращаются родители с временно возникшими проблемами. Такие родители чаще всего не имеют серьезных внутриличностных проблем и сложностей в отношениях как друг с другом, так и с детьми. Они мотиви-рованы на воспитание своих детей, но в силу занятости или психоло-гической некомпетентности, недооценивают важность отношений с детьми. Факт их обращения к специалисту свидетельствует об акту-альности решения назревших проблем. Самое важное в этих случаях со стороны консультанта - проявить понимание и проинформировать о психологических особенностях возраста и тех сложностях, которые могут возникать в связи с возрастом, а также способах их преодоления.

Гораздо большую сложность для консультанта представляют те случаи, когда проблемы отношений с детьми связаны с проблемами самого клиента.

Во многих психотерапевтических концепциях огромное значение придается тому, что не переработанный негативный опыт, может проявляться в проблематике детско-родительских отношений в нескольких вариантах. Во-первых, он может осложнять супружеские отношения. Эти сложности чаще всего не осознаются клиентом, но симптомом их выражения может быть негативное отношение к ребенку. Зачастую сложности супружеских отношений зачастую подменяются детско-родительской проблематикой. Во-вторых, негативное неосознаваемое отношение к себе может проецироваться на ребенка и мешать построению теплых эмоциональных отношений с ним.

Наконец, даже в тех случаях, когда клиент понимает, что сложности в отношениях с ребенком - это проекция его внутриличностных проблем, он «ничего не может с этим поделать», так как стереотипы поведения, сформировавшиеся за счет его собственного негативного опыта, оказываются стойкими и неподдающимися коррекции на осознаваемом уровне.

В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, но невозможности изменить свое поведение, постараться вместе с клиентом переработать его негативный опыт, формируя тем самым новое отношение к себе и к ребенку22.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- психологическое просвещение;

- психодиагностика;

- психологическое консультирование.

В психологическом просвещении родителей материалы консультаций меняются в зависимости от их запроса и учета возрастных особенностей детей. Психодиагностическая работа проводится по запросу родителей, результаты используются в индивидуальном консультировании.

В консультировании очень важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. В целом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними23.

В решении проблем детско-родительских отношений важен факт прихода на консультацию второго родителя и самого ребенка (чаще всего подростка). В связи с этим Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют несколько вариантов работы:

Вариант 1. Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В том случае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребенка, адекватной формой помощи является семейное консультирование.

Вариант 2. Подросток и родители обращаются за помощью, но основная проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т. д.). В дальнейшем работа проводится с самим подростком (диагностика и консультирование). Задачей психолога является выяснение обоснованности жалоб и принятие решения об адекватной форме психологической помощи (например, в виде участия в тренингах общения, индивидуального консультирования или психотерапии). Родители могут быть привлечены для работы в параллельной родительской группе либо приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

Вариант 3. Родитель обращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что последний не мотивирован сотрудничать с психологом. В такой ситуации наблюдается нарушение взаимоотношений и утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем. Психологу необходимо выяснить причины амбивалентных чувств к ребенку, уточнить характер недовольства родителя. В то же время, постепенно завоевывая доверие подростка, психолог должен переориентировать его на более искреннее и честное взаимодействие с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консультирование, обучая способам разрешения конфликтных ситуаций и т. п.

Вариант 4. Родитель обращается по поводу проблем ребенка, однако при взаимодействии с ним выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться как тревога расставания, страх одиночества, страх надвигающейся старости, так и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация, индивидуация и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

Вариант 5. Полная потеря контакта и взаимного доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти в консультацию, так как воспринимает всех взрослых (родителей, педагогов, консультанта) как преследователей. Важно понять, что лежит в основе такой реакции и каков вклад родителей в такое поведение ребенка. Соответственно, здесь консультативная работа проводится с родителем (родителями).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. Подросток соглашается на общение с психологом только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения психолога с подростком с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и путей ее разрешения24.

Таким образом, если семья обращается за психологической помощью, важно определить локус ее психологических проблем:

- индивидуальные проблемы  одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ребенка  или одного из родителей;

- проблемы в супружеской  подсистеме;

- проблемы в детско-родительской  подсистеме;

- проблемы в семейной  системе в целом25.

Таким образом, психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса. Его содержанием становится психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Формирование продуктивного отношения к ребенку у родителя, принятие его проявлений, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Самооценка как центральное образование личности в значительной степени определяет социальную адаптацию личности и является регулятором ее поведения и деятельности. Важным новообразованием является самоопределение, т.к. идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта  с подростком;

- запрос подростка: описание  трудностей и желаемых изменений  в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно  высказанная гипотеза консультанта  о возможных причинах трудностей  подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Консультирование подростков проводится с использованием методик: «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание», которые являются наиболее информативными среди других методик и используются в комплексе с друг другом, в качестве одного из инструментов исследования личности.

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Психологическое  консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

2. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 2009. - С. 118-132.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.

4. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 2006. - № 4. – С. 22-26.

5. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб., 2007. - 129 с.

6. Иванова Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков - М., 2004. - 267 с.

  1. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2008. - 375 с.

  1. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.

  1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.- М.: Академический Проект, 2002. - 464 с.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004. - 392 с.

  1. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2010. - № 2. – С. 6-9.

  1. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 528с.

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Аспект пресс. 2005. - 460с.

15. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 2006. - 175 с.

16. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 230 с.

17. Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2007. - № 1.- С. 42-52.

18. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 268 с.

19. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 280 с.

20. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- № 6. - С. 54-58.

1  А. Вине Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 293 с.

2 Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 2006. - № 4. С 15-17.

Информация о работе Психологическое консультирование подростков