Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).

Файлы: 1 файл

к.р.психологич.консульт.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции). 
Психологическое консультирование также является организованным особым образом — в форме диалога — межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом:

а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия; 
б) с иными формами профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.). 
Одной из самых важных проблем исследования психологического консультирования, затрагиваемых в связи с этим вопросом, является проблема соотношения психологического консультирования и психотерапии. Эта проблема часто рассматривается как проблема соотношения медицинского и немедицинского подходов к оказанию психологической помощи, проблема позиций вступивших в помогающее отношение людей. 
Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии. 
Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик. 
Отечественная традиция двойственна и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием. 
Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики. 

С конца XVII в. делаются попытки  научно объяснить  психические  методы

лечения,  предлагаются  все  новые  и   новые   их   варианты.   Начиная   с

"магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX  столетии  - Джеймс Бред (гипноз), в XX в. - Зигмунд Фрейд  (психоанализ),  Карл  Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз  (гештальт-терапия),  Милтон Эриксон  (нетрадиционный  гипноз  и  терапия),  Вирджиния  Сатир   (семейная терапия)  и  многие  другие.  И   если   первоначально   психотерапия   была прерогативой медиков, то в начале XX  в.  к  ним  постепенно  присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х  гг.  в  США  содержательно  и организационно обособляется консультативная психология.

Консультативная психология трактуется как  раздел  знания,  содержащий

систематическое   описание   процесса   оказания   психологической    помощи (консультирования). Консультативная психология исходит  из  представления  о том,  что  с  помощью  специально   организованного   процесса   общения   у обратившегося  за  помощью  актуализируются  дополнительные  психологические силы и способности, которые, в  свою  очередь,  могут  обеспечить  отыскание новых возможностей выхода из трудной  жизненной  ситуации.  От  классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции  болезни,  большее

Консультативную   психологию   как   профессиональное    поле    можно

идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная  конференция рекомендовала наименование "консультативная психология",  или с 1952  г., когда была   учреждена   новая   позиция   консультирующего   психолога   и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование  специальности "Консультирование   и    руководство",    которое    использовалось    также непсихологами, на  "Консультативная психология".  Второй  причиной  подобного изменения  была  потребность  дифференцировать   консультативное   поле   от клинической  психологии,   ориентированной   на   психотерапию   и   лечение психопатологии.

Уайтли  называет  "корнями"  консультативной   психологии:  во-первых,

психологию   индивидуальных   различий   и   такие   ее   ответвления,   как

психометрические  или  психологические  измерения;   во-вторых, как прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в  первую  очередь

как граница клинической  и  экспериментальной  психологии  и  состояло  почти исключительно  в  приложении  психологии  индивидуальных   различий.   Двумя другими ветвями  прикладной  психологии  в  то  время  были  образовательная психология   и   промышленная    психология,    представляющие    психологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности.

Каково соотношение  понятий  консультирование  и  психотерапия?  Термин

"психотерапия" означает  комплексное  лечебное,  вербальное  и  невербальное, воздействие   на  эмоции,  суждения,   самосознание   человека   при   многих психических,  нервных  и психосоматических заболеваниях.  Причем   условно различают    клинически    ориентированную    психотерапию,     направленную преимущественно на  смягчение или ликвидацию  имеющейся симптоматики,  и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие клиенту  в  изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о  неврачебной

психотерапии, имея в  виду консультирование проблемных  семей,  не  способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же  высказывают  некоторые сомнения по поводу употребления термина "психотерапия",  так  как  в  данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.

Еще один термин, введенный  в обиход именно в России, - психокоррекция,

направленная на исправление  тех или иных  расстройств,  но  в  то  же  время

лечение  в  некоторых   случаях   рассчитано   не   на   полное   устранение

патологических нарушений, а  лишь  на  их  компенсацию.  Существенной  общей особенностью  и  психотерапии,  и  психокоррекции  является  психологическое воздействие,  направленное  на  нормализацию   или   улучшение   психической деятельности и невросоматических функций человеческого  организма.  Методами психологической  коррекции называются  аутогенная  тренировка,  тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и  то же психологическое воздействие  чаще всего называется психотерапией, если им занимается врач, и  психокоррекцией, если  его  применяет  психолог.   Возникшее   в   отечественной   психологии разделение  этих  понятий  связано  не   с   особенностями   работы,   а   с укоренившимся и  узаконенным  положением  о  том,  что  психотерапией  могут заниматься лишь  люди,  имеющие  специальное  медицинское  образование.  Это ограничение является  искусственным,  поскольку  психотерапия  подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К  тому  же  термин "психотерапия" является международным и в большинстве стран мира  однозначно используется    по    отношению    к    методам    работы,    осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Основная задача психолога-консультанта состоит  в  том,  чтобы  помочь

клиенту посмотреть на  свои  проблемы  и  жизненные  сложности  со  стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны  взаимоотношений,  которые,  будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не  контролируются  (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но  воздействие более мягкое.

Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной  до  5-6  встреч), хотя в последнее время появляются  почти  "мгновенные"  психотерапевтические техники (Гриндер, Бэндлер, 1992).

 

Выбор консультирования как формы  психологической  помощи  зависит  от

меры ответственности, которую может вынести  сам  клиент.  Это  предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к  проблемной  и  консультативной ситуациям,    соответствующее    эмоциональное    состояние    и     уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения  проблемной ситуации.

 

 

 

 

1.Понятие о психологическом консультировании

Суть психологического консультирования - психологическая  помощь психологически здоровым людям  в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.

Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании:

1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление - изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная - решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о "реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).

Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.

 

2.Типы консультирования

До обсуждения типов  собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, нужно рассмотреть возрастную периодизацию:

— младенчество (от рождения до 1 года);

— преддошкольное детство (1—3 года);

— дошкольное детство (3—6 лет);

— младший школьный возраст (6—10 лет);

— подростковый возраст (10—15 лет);

— юность:

I период (старший школьный  возраст 15—17 лет),

II второй период (17—21 год);

— зрелый возраст:

I период (21—35 лет),

II период (35—60 лет);

— пожилой возраст (60—75 лет);

— старческий возраст (75—90 лет);

— долгожители (90 лет  и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту.

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то практически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение  возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка  в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.

С этой точки зрения можно  выделить 2 вида консультирования:

1. Контактное, при котором  психолог-консультант встречается  с клиентом, происходит беседа  лицом к лицу, то что называется  в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго — "заочное".

Следующее основание  для классификации должно  учитывать  количество   клиентов,   одновременно консультируемых  одним  консультантом.  По  этому критерию   консультация   может   быть,   во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней,  следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических  работ   объединение  двух,   а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя   вопрос   о   нижних   количественных   границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация  консультирования может быть построена  на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и другие.

Позиции консультанта.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция психолога-консультанта. Причем под термином позиция также могут пониматься разные вещи.

Информация о работе Психологическое консультирование