Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:11, контрольная работа
Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).
С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий.
Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:
1. Консультант-советчик — дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.
2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении "инсайта", внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике
3. Консультант-эксперт
— показывает клиенту
Естественно, что позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.
3. Формы и виды консультирования
Формы проведения консультирования можно
классифицировать по такому основанию,
как количество участников. Это будут
следующие формы: 1 - индивидуальное; 2 -
консультирование в малых группах; 3 - в
коллективе.
Индивидуальное консультирование
Наиболее очевидной видится первая форма
организации консультации. Это основная,
«чистая» форма консультирования. Две
другие можно обозначить как промежуточные,
так как процесс, который происходит в
них, лежит где-то между консультированием
и просвещением. Основным методом работы
при первой форме организации является
диалог участников (консультанта и консультируемого).
При работе с двумя другими формами скорее
используется метод групповой дискуссии
или беседы.
Консультирование в малых
группах
Консультирование в малых группах некоторыми
авторами определяется как форма, специфическая
для подросткового возраста и характерная
для него: Промежуточной формой, характерной
для подростков, является групповое обращение
к социальному педагогу, когда, например,
приходят две-три подружки посоветоваться
по какому-то общему делу или каждая по
своему, но хотят «разговаривать» только
все вместе. Такая форма обращения характерна
именно для работы социального педагога
в школе. Подростка может мучить робость,
боязнь придти и поговорить с психологом
о чем-то волнующем, поэтому порой ему
легче придти с другом или в маленькой
группе (компании), чтобы «разделить смущение
на всех».
Коллективная форма консультирования
Коллективная форма консультирования
может быть определена в таком качестве
как имеющая в своем основании отличительную
черту консультирования - работу с проблемой
путем обсуждения. Например, группа может
переживать какую-либо проблему кризис,
драму, раскол, что-либо другое. Он взывает
к психологу: «Помогите разобраться, что
нам делать?». И дальше начинается беседа,
которую не назовешь в прямом смысле слова
консультированием, но и просвещением
тоже. В работе по просвещению у социального
педагога транслирующая позиция, в данной
же работе могут присутствовать лишь элементы
такой трансляции (например, приводятся
факты или другая информация, помогающая
задуматься, переструктурировать свой
образ мысли). Вкрапление в беседу таких
элементов просвещения имеет своей целью
формирование нового, целостного, более
позитивного взгляда на ситуацию у клиентов.
В такого рода работе с группой присутствует
и педагогическая, и психологическая ткань.
Собственно психологическая ткань - переживания,
которые «здесь и сейчас» делятся на всех,
ложатся на общие плечи, распределяются.
Возникает одно связующее, напряженное
поле, в котором каждый участник свободен
в своем переживании, но все переживания
здесь находятся в активном взаимодействии.
Поскольку в консультировании нуждаются
разные люди и за помощью они обращаются
по различным поводам, психологическое
консультирование можно разделить на
виды в зависимости от индивидуальных
особенностей клиентов и тех проблем,
по поводу которых они обращаются в психологическую
консультацию.
Прежде всего, выделим так называемое
интимно-личностное консультирование,
необходимость в котором возникает довольно
часто и у многих людей. К этому виду можно
отнести консультирование по таким вопросам,
которые глубоко затрагивают человека
как личность, вызывают у него сильные
переживания, обычно тщательно скрываемые
от окружающих людей. Это, например, такие
проблемы, как психологические или поведенческие
недостатки, от которых человек во что
бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы,
связанные с его личными взаимоотношениями
со значимыми людьми, различные страхи,
неудачи, психогенные заболевания, не
требующие вмешательства врача, и многое
другое. Сюда же может относиться глубокое
недовольство человека самим собой, проблемы
интимных, например половых, отношений.
Следующий по значимости и частоте встречаемости
в жизни вид консультирования - семейное
консультирование. К нему можно отнести
консультирование по вопросам, возникающим
у человека в собственной семье или в семьях
других, близких для него людей. Это, в
частности, выбор будущего супруга (супруги),
оптимальное построение и регулирование
взаимоотношений в семье, предупреждение
и разрешение конфликтов во внутрисемейных
взаимоотношениях, отношения мужа или
жены с родственниками, поведение супругов
в момент развода и после него, решение
текущих внутрисемейных проблем. К последним
относится, например, решение вопросов
распределения обязанностей между членами
семьи, экономики семьи и ряда других.
Третий вид консультирования - психолого-педагогическое
консультирование. К нему можно отнести
обсуждение консультантом с клиентом
вопросов обучения и воспитания детей,
научения чему-либо и повышения педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и взрослыми
группами и коллективами. К психолого-педагогическому
консультированию относятся вопросы совершенствования
программ, методов и средств обучения,
психологическое обоснование педагогических
инноваций и ряд других.
Четвертый из числа наиболее распространенных
видов психологического консультирования
- деловое консультирование. Оно, в свою
очередь, имеет столько разновидностей,
сколько существует разнообразных дел
и видов деятельности у людей. В целом
же деловым называется такое консультирование,
которое связано с решением людьми деловых
проблем. Сюда, к примеру, можно отнести
вопросы выбора профессии, совершенствования
и развития у человека способностей, организации
его труда, повышения работоспособности,
ведения деловых переговоров и т.п.
Каждый из перечисленных видов психологического
консультирования в чем-то сходен с другими,
например в том, что одинаковые по своей
психологической трактовке проблемы могут
возникать в разных видах деятельности
и в различных ситуациях. Но вместе с тем
в каждом из названных видов психологического
консультирования есть свои особенности.
Интимно-личностное консультирование
обычно требует закрытых от посторонних
лиц и одновременно открытых для общения
консультанта и клиента, доверительных
отношений между ними. Такое психологическое
консультирование требует создания особой
обстановки, так как напоминает исповедь.
Этот вид консультирования по самой природе
тех проблем, которых он непосредственно
касается, не может быть эпизодическим
или кратковременным. Он предполагает,
во-первых, большую психологическую преднастройку
на него как психолога-консультанта, так
и самого клиента; во-вторых, длительного
и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта
с клиентом; в-третьих, обычно достаточно
длительного периода решения возникшей
у клиента проблемы. Последнее связано
с тем, что большинство проблем интимно-личностного
характера сразу не решается.
Семейное консультирование в свою очередь
требует знания психологом-консультантом
сути семейных проблем, способов их разрешения,
желательно - на собственном опыте семейной
жизни. Вряд ли семейным консультированием
могут успешно заниматься люди, которые
не имеют или не имели семьи. Как вполне
вероятное можно допустить и обратное:
хорошим психологом-консультантом по
семейным вопросам вряд ли сможет стать
человек, который сам неоднократно пытался
создать, или сохранить семью, но ему это
сделать не удалось. Его личный опыт если
и может оказаться в чем-то полезным другим
людям, то, скорее всего в отрицательном
плане. Вместе с тем надо отметить, что
в этом и в других подобных случаях собственный
опыт необходим для того, чтобы стать хорошим
психологом-консультантом. Человек, имеющий
отрицательный жизненный опыт семейных
взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать
другим о том, чего следует избегать в
семейной жизни, но не о том, что нужно
делать для того, чтобы сохранить семью
и наладить внутрисемейные взаимоотношения.
Однако из этого правила могут быть, наверное,
исключения. В психологической практике
известно немало случаев, когда психологами-консультантами
по семейным вопросам - и неплохими - становились
люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи
в семейной жизни.
Еще несколько видов консультирования:
1. Экспертное консультирование предполагает
конкретную задачу и конкретный способ
ее решения. При экспертном консультировании
консультант самостоятельно осуществляет
диагностику, разработку решений и рекомендаций
по их внедрению. Роль клиента сводится,
в основном, к обеспечению консультанту
доступа к информации и оценке результатов.
Консультанты работают с конкретными
проблемами и их задача - эти проблемы
устранить.
2. При процессном консультировании консультанты
на всех этапах проекта активно взаимодействуют
с клиентом, побуждая его высказывать
свои идеи, соображения, предложения, проводить
при помощи консультантов анализ проблем
и выработку решений. При этом, роль консультантов
заключается, в основном, в сборе этих
внешних и внутренних идей, оценке решений,
полученных в процессе совместной с клиентом
работы и приведении их в систему рекомендаций.
В процессном подходе нет готовых решений,
есть идеи, концепции и накапливаемый
опыт. Главная задача консультанта- это
помощь клиенту найти свое собственное
решение проблемы. Здесь особенно важен
эмоциональный резонанс участников этого
процесса, так как консультант не объясняет
клиенту, что он должен делать, а способствует
проведению изменений в организации, которые
задумал сам клиент.
3. При обучающем консультировании консультант
не только собирает идеи, анализирует
решения, но и подготавливает почву для
их возникновения, предоставляя клиенту
соответствующую теоретическую и практическую
информацию в форме лекций, семинаров,
пособий и т.д. При этом знания, которыми
обладают консультанты, трансформируются
так, чтобы решить конкретные проблемы.
4. Разумеется, в конкретных проектах или
на их различных стадиях могут применяться
комбинации всех трех перечисленных видов
консультирования и тогда оно становится
экспертно-процессным, процессно-обучающим,
экспертно-обучающим и т.д., а в целом это
комплексное консультирование неудовлетворенности
от итогов консультационных проектов,
так как, во-первых, клиент может вообще
не воспринимать готовых решений, если
они не выработаны совместно с ним; во-вторых,
некоторая существенная информация не
может быть получена консультантом вне
режима активного диалога с клиентом.
Таким образом, консультирование различается
по своим формам и видам, а именно по формам
консультирование бывает: индивидуальное,
консультирование в малых группах и консультирование
в коллективе. По видам - интимно -личностное,
семейное, психолого-педагогическое, деловое
консультирование. Также выделяют экспертный,
процессный и обучающий виды консультирования.
4. Особенности беседы как метода консультирования
Беседа – это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон.
Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.
Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:
Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.
Чтобы сузить область и затем
применить к ней более
Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.
Первое применение беседы – обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.
Второе применение беседы – вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать. Как только консультант получает достаточно информации, он переключаемся на более мощную технику.
Третье использование беседы – как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.
Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.
Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.
Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.
Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.
И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.
Главное, чего не нужно делать в беседе – это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.
Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.
Если оказывается, что обсуждаемый вопрос не подходит для одного только беседы, консультант переключается на подходящую технику:
фиксированным идеям соответствуют шаги расфиксирования;
травматическим происшествиям
соответствует процедура
Но это только если основная тема беседы оказалась не такой, как ожидалось. Любая всплывающая информация о других заряженных областях просто замечается для использования в дальнейшем.
Еще, если беседа ни к чему не приводит, можно переключиться на что-то более сильное иди более точное. Или можно использовать ключи разгрузки или разблокирования, чтобы более систематично охватить данную область.
Беседа - это основной процессинг. Это одна из самых важных техник, которыми нужно овладеть. Но для консультанта, привыкшего к механическим процедурам, беседа может оказаться сложной. В ней нет механических процедур.
Но с пониманием определения процессинга, с упражнениями и практикой он становится очень простым.
5.Беседа как основной инструмент психолога-консультанта
5.1.Анализ психологических приемов, используемых во время проведения беседы
Часто проблема держится на определенных моментах, которые можно называть "ключами". Например, человек расстраивается не просто потому, что с ним плохо обращаются. Наверняка есть конкретные вещи, которые вызывают его огорчение. И у каждого человека они свои. Можно сделать списки возможных ключей, но нельзя знать заранее, какие из них подойдут.
Например, человек может расстроиться из-за того, что воспринял "предательство", или из-за "внезапности" какого-то действия, или из-за того, что его "остановили". В каждом из этих слов нет никакого точного смысла, это очень субъективно. Но для определенных людей важны определенные ключи.
Некоторые ключи вообще важны для человека, а другие - ключевые в его конкретных проблемах. Например, "мой отец никогда не УВАЖАЛ меня". Психолог на самом деле не знает точно, что это значит (по крайней мере, если он не спрашивает о подробностях, восприятиях и так далее), но иногда может быть достаточно подтвердить понимание того, что этот конкретный ключ важен для человека. Во время проведения беседы клиент может вдруг понять: "А, теперь я понял, меня никогда не УВАЖАЛИ". Так может решиться вся проблема.
Не так просто определить, что такое ключи. Ключами могут быть всевозможные вещи. Это какие-то качества или действия, которые важны как символы. Это бывают символы хороших или плохих вещей. Ключи часто раскрывают и решают проблему, просто когда их берут и рассматривают. Можно считать, что это просто разные стороны проблемы.
Если клиент сам натолкнулся на ключ, психолог просто подтверждает понимание этого, и дает ему возможность полностью извлечь все, что связано с этим ключом. Если ключ раскрыл что-то, то обычно нет особого смысла уточнять, что он на самом деле значит.
При консультировании можно использовать списки ключей в проведении беседы. Тогда вам не надо будет напрягаться, чтобы придумывать хорошие вопросы. Можно просто взять следующий ключ из списка и спросить клиента, подходит ли он. Психологу нужно построить вопрос с этим ключом, но это совсем просто, если есть список ключей. Так что психолог может спросить: "В отношении твоей работы, может быть что-то не уважалось?". Если клиент не особенно реагирует на это, следует взять другой ключ из списка и задать вопрос с ним. Если ключ включает какую-то реакцию у клиента, следует работать с ним, пока ключ как-то действует.
Консультант должен выслушать то, что клиент говорит об этом, обсудить это, спросить о других примерах, или сделать что-то еще.
Списки ключей довольно произвольны. Но если психолог-консультант составляет собственный список, он должен понимать, что ключи должны придавать силы человеку, а не подтверждать идеи, слишком далекие от того, что необходимо делать. Во всех вопросах должны быть подразумеваемые предположения, так что делать их надо полезными.
Лучше, когда они ведут к увеличению единства, ответственности и способностей. Решить, что кто-то "придурок" – не особенно хороший ключ. Понять, что сделал "ошибку" – гораздо полезнее. Потому что это приводит к обучению и объединению.
Разблокирование - это использование в беседе списка ключей для высвобождения какого-то положительного направления. Эти ключи дают консультанту возможность составить список содержательных вопросов, которые по своей природе разблокируют область.
Психолог начинает с какого-то положительного намерения, способности, или области жизни, в которой человек не достигает успеха. Положительное направление должно быть хотя бы расплывчато определено или названо. Тема должна быть положительной и причиняющей, а не отрицательной или следствием.
"Счастливое замужество", или, по крайней мере "Замужество", но не "Неудачное замужество". "Финансовая надежность", а не "Банкротство". "Игра ни пианино", а не "Неумение играть". Ключи в списке – это в основном те факторы, которые могут мешать положительному результату.
Порядок ключей не особенно важен.
По каждому ключу составляется вопрос. Конкретная формулировка зависит от подхода к теме. Когда один ключ завершен, психолог переходит к следующему. Ключи, которые оказываются неинтересными, просто быстро проходит.
В любой момент по ходу разгрузки тема может проясниться и психолог можете закончить спрашивать. Еще он может обнаружить более конкретное явление, требующее другой техники. Может оказаться, что это на самом деле нежелательное ощущение, и лучше подойдет повторное переживание. Или это разделенность на противоположности, и лучше подойдет объединение противоположностей. В таком случае переключайтесь на соответствующую технику. Если тема не прояснилась, вернитесь обратно и продолжайте идти по списку.
Разгрузка – это использование списка ключей для прояснения какой-то запутанной или затуманенной общей области. Например, "Работа", "Моя жизнь", или "Женщины". Список разгрузки - это полезный ориентир в проведении беседы на какую-то тему. Он может сам по себе прояснить тему, или выявить какие-то более конкретные явления, которые можно затем проработать с помощью более сложных техник.
Психолог составляет вопросы на основе каждого ключа. Есть много способов делать это.
Например:
"Что известно о ...?"
или
"Что ты знаешь о ...?"
Он стремится узнать все, что клиент может сказать об этом. Консультант повторяет вопрос или задает его по-другому, чтобы проверить, есть ли что-то еще. Когда ключ завершен или уже не интересен, переходит к следующему.
Это продолжается до тех пор, пока не прояснится тема, или психолог не обнаружит что-то более осязаемое и сможет проработать это специальной техникой.
Когда люди говорят, они пропускают большое количество материала. По самой природе языка говорится не все. В словах и предложениях подчеркиваются определенные застывшие символы, связанные с тем, о чем идет речь. Это дает возможность понять, что имеет в виду другой человек, но далеко не все.
То, что говорится явно – это поверхностная структура. Это то, что человек лучше всего осознает. Есть более глубокая структура, которая точнее представляет происходящее. Глубокая структура – это вряд ли набор слов. Это скорее набор восприятий, ощущений, идей, и так далее.