Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:54, практическая работа
Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.
7 Профессиональная подготовка консультанта
Профессиональная подготовка
психолога-консультанта включает в
себя, кроме обязательной для любого
психолога общеобразовательной
научной подготовки (в нее входит
минимум научных знаний, необходимых
профессиональному психологу
Изучение процесса подготовки
работы психологической консультации
включает в себя внимательное ознакомление
с комплексом организационных вопросов,
включая выбор области
8 Беседа, как основной метод консультирования, структура ее проведенияБеседа в психологии определяется как - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.В психологическом консультировании беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой «глубинным интервью», консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды беседы:Терапевтическая беседа;Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез);Автобиографическая беседа;Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта);Телефонная беседа;Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
Принципы для отбора ситуаций,
о которых следует
Завершение беседы
1) подведение итогов беседы (краткое обобщение
всего происшедшего за время приема);
2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших
отношений клиента с консультантом или
другими необходимыми специалистами;
3) прощание консультанта с клиентом
Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:
Чтобы выявить заряженные
области для последующей
Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.
Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.
9 Виды консультирования : индивидуальное , групповое , семейное, возрастно-психологическое, родителей и педагогов.
Индивидуальное консультирование - психологическое консультирование по проблемам личностного роста, межличностных отношений, кризисным ситуациям в жизни человека (внутренние конфликты, страхи, психологические травмы). Индивидуальность человека проявляется в чертах его темперамента, характера, своеобразии психики и личности, в специфике его интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Вариативность проявления индивидуальности человека в процессе его взаимодействия с социумом может иметь свои положительные и отрицательные стороны. Каждый человек индивидуален, у каждого могут иногда возникать психологические трудности или проблемы различного рода. Один человек может самостоятельно решить свои проблемы, другой обращается за помощью к психологу. Индивидуальное консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые откроют новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним. Здесь и далее понятие клиента объединяет разные возрастные категории, с которыми работает психолог в образовательном учреждении (дети и родители, учащиеся и педагоги).
Групповое консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми, а также может носить информативный характер - пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей с целью психопрофилактики нарушений у детей. Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать интересы членов группы (общая заинтересованность и актуальность проблемы). Группа в ситуации взаимодействия выступает как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользователей психологической информации. В образовательном учреждении групповые консультации для родителей могут носить спонтанный характер (например, выступление психолога на родительских собраниях, ответы на вопросы родителей) и организованный характер (родительские группы, плановые тематические консультации).Групповые консультации для педагогов должны быть систематическими, способствующими повышению профессионального мастерства и отвечающими актуальной проблематике и специфике работы воспитателей или учителей. Формы организации могут быть разнообразными: коллективные лекции, дискуссии, «круглые столы» с элементами тренинга, деловых игр и других активных методов.
Семейное консультирование - психологическое консультирование
по вопросам межличностных отношений
в семье (проблемы детско-родительских
отношений, семейные конфликты, взаимоотношений
супругов и др.). Часто проблемы поведенческого
плана, и даже отдельные соматические
заболевания детей и подростков напрямую
связаны с неблагополучием в супружеских
отношениях между родителями. Проблемы
во взаимоотношениях супругов имеют истоки,
в свою очередь, в родительских семьях
каждого из них. Получается замкнутый
порочный круг и вспоминается народная
мудрость: «Самое лучшее, что могут сделать
родители для своих детей, это быть счастливыми».
Достижение гармонии в семье – цель семейного
консультирования.Возрастно-
Психолого-педагогическое консультирование – психологическое консультирование педагогов по проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения детей, по вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства. Взаимодействие психолога с педагогами структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития сквозь призму разрешения следующих проблем: адекватность подачи материала учителем – адекватность восприятия учебного материала, роль учителя в жизни ученика – роль ученика в жизни учителя.
10 Роль и место
консультанта в
Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту:
.разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;
.разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;
.преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.
консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.
Клиенты чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.
Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим ответы на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязывать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит зависимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консультант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психотерапии следует чаще вспоминать слова знаменитого психотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бесконечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Будем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный выбор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."
Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.
М. Сох (1988) называет это "структурированием
процесса терапии", который может
быть первичным и вторичным. Под
первичным структурированием