Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:54, практическая работа

Описание работы

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

Файлы: 1 файл

семья.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

7 Профессиональная  подготовка консультанта

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в  себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной  научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых  профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию  в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области  психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

  1. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.
  2. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.
  3. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.
  4. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–супервизора.

Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:.Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации, их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в консультации психологам..Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации..Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации..Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:-необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;-знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;-развитыми умениями в области практического общения с клиентами;-достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

8 Беседа, как основной  метод консультирования, структура  ее проведенияБеседа в психологии определяется как - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.В психологическом консультировании беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой «глубинным интервью», консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды беседы:Терапевтическая беседа;Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез);Автобиографическая беседа;Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта);Телефонная беседа;Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Принципы для отбора ситуаций, о которых следует расспрашивать  клиента? Ведь каждый рассказ требует  времени и напряженной работы, следовательно, выбор его заведомо не должен быть случайным.1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны  с содержанием основных жалоб  клиента, с теми моментами межличностных  отношений, которые являются трудными, проблемными.2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним  можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Завершение беседы 
1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);  
2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;  
3) прощание консультанта с клиентом

Беседу можно применять  в консультирование для нескольких целей:

Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.

Чтобы сузить область и  затем применить к ней более  конкретную технику.

Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для  клиента.

 

9 Виды консультирования : индивидуальное , групповое , семейное, возрастно-психологическое, родителей и педагогов.

Индивидуальное  консультирование - психологическое консультирование по проблемам личностного роста, межличностных отношений, кризисным ситуациям в жизни человека (внутренние конфликты, страхи, психологические травмы). Индивидуальность человека проявляется в чертах его темперамента, характера, своеобразии психики и личности, в специфике его интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Вариативность проявления индивидуальности человека в процессе его взаимодействия с социумом может иметь свои положительные и отрицательные стороны. Каждый человек индивидуален, у каждого могут иногда возникать психологические трудности или проблемы различного рода. Один человек может самостоятельно решить свои проблемы, другой обращается за помощью к психологу. Индивидуальное консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые откроют новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним. Здесь и далее понятие клиента объединяет разные возрастные категории, с которыми работает психолог в образовательном учреждении (дети и родители, учащиеся и педагоги).

Групповое консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми, а также может носить информативный характер - пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей с целью психопрофилактики нарушений у детей. Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать интересы членов группы (общая заинтересованность и актуальность проблемы). Группа в ситуации взаимодействия выступает как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользователей психологической информации. В образовательном учреждении групповые консультации для родителей могут носить спонтанный характер (например, выступление психолога на родительских собраниях, ответы на вопросы родителей) и организованный характер (родительские группы, плановые тематические консультации).Групповые консультации для педагогов должны быть систематическими, способствующими повышению профессионального мастерства и отвечающими актуальной проблематике и специфике работы воспитателей или учителей. Формы организации могут быть разнообразными: коллективные лекции, дискуссии, «круглые столы» с элементами тренинга, деловых игр и других активных методов.

Семейное консультирование - психологическое консультирование по вопросам межличностных отношений в семье (проблемы детско-родительских отношений, семейные конфликты, взаимоотношений супругов и др.). Часто проблемы поведенческого плана, и даже отдельные соматические заболевания детей и подростков напрямую связаны с неблагополучием в супружеских отношениях между родителями. Проблемы во взаимоотношениях супругов имеют истоки, в свою очередь, в родительских семьях каждого из них. Получается замкнутый порочный круг и вспоминается народная мудрость: «Самое лучшее, что могут сделать родители для своих детей, это быть счастливыми». Достижение гармонии в семье – цель семейного консультирования.Возрастно-психологическое консультирование - психологическое консультирование по проблемам личностного и интеллектуального развития детей. Возрастные особенности человека претерпевают значительные изменения в процессе прохождения возрастных стадий развития. Возрастно-психологическое консультирование направлено на осуществление контроля за ходом психического развития, организацией оптимальных форм детской деятельности и общения, на оказание психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

Психолого-педагогическое консультирование – психологическое консультирование педагогов по проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения детей, по вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства. Взаимодействие психолога с педагогами структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития сквозь призму разрешения следующих проблем: адекватность подачи материала учителем – адекватность восприятия учебного материала, роль учителя в жизни ученика – роль ученика в жизни учителя.

 

10 Роль и место  консультанта в консультировании

Консультант всегда совместно  с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного  и стремится помочь клиенту:

.разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

.разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;

.преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и  каким его надеется видеть клиент. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.

Клиенты чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим ответы на все вопросы  клиента или еще хуже — будет  навязывать клиенту свои решения. В  этой ситуации неправильное понимание  консультантом своей роли только увеличит зависимость клиента от него и помешает помочь клиенту в  самостоятельном принятии решений. Никакой консультант не может  указывать другому человеку, как  ему жить. В практике психологического консультирования и психотерапии следует  чаще вспоминать слова знаменитого  психотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бесконечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Будем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный выбор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту  в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант  также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует  искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким  образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием  процесса терапии", который может  быть первичным и вторичным. Под  первичным структурированием имеется  в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтическом  пространстве и значение этого присутствия  для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень  раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем является консультант, а во втором — что  он делает. Структурируя терапевтический  процесс, консультант предоставляет  клиенту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу приходится ограничивать, если консультант чувствует, что  в данный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов.

Информация о работе Психологическое консультирование