Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:54, практическая работа
Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.
С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:
.построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
.выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;
.непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
.создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
.постоянное совершенствование процесса консультирования.
Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.
11 Предмет цели задачи семейного
консультирования.
Семейное консультирование ставит своей целью совместное
с консультантом изучение запроса (проблемы)
члена (членов) семьи для изменения ролевого
взаимодействия в ней и обеспечения возможностей
личностного роста. Принципиальное отличие
семейного консультирования от психотерапии
заключается в отказе от концепции болезни,
в акценте на анализе ситуации, аспектах
ролевого взаимодействия в семье, в поиске
личностного ресурса субъектов консультирования
и обсуждении способов разрешения ситуации
— «веера решений». Многообразие приемов
и методов семейного консультирования
обусловлено различными теоретическими
концепциями, среди которых ведущими в
настоящее время являются когнитивно-поведенческая
психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная
психотерапия, системное и эмпирическое
направления (Минухин, Сатир и др.).
При работе с каждой семьей цели и задачи
уникальны, как и ее жизненная ситуация,
но если говорить об общей задаче консультирования
семьи – то это вовсе не «обеспечение
психологического комфорта» и «избавление
от страданий»; главное в кризисной ситуации
– помочь принять жизнь во всех ее проявлениях
(не исключая страдания), пройти через
жизненные трудности и, переосмыслив свои
отношения с собой, другими, миром в целом,
принять ответственность за свою жизнь
и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать
жизненную ситуацию. цель максимально
учитывает особенности клиента и его жизненной
ситуации. Цель консультирования — помочь клиентам
понять происходящее в их жизненном пространстве
и осмысленно достичь поставленной цели
на основе осознанного выбора при разрешении
проблем эмоционального и межличностного
характера. В ситуации семейного консультирования
основной акцент делается на анализе системы
взаимодействия в семье, нарушениях ролевого
функционирования, способах разрешения
внутренних и внешних конфликтов.
Задачи семейного
консультирования
•психологическое консультирование по
вопросам брака, включая выбор брачного
партнера и заключение брака;
• консультирование супружеских отношений
(диагностика, коррекция,
профилактика);
• психологическая помощь семье при разводах;
•консультирование, диагностика, профилактика
и коррекция детско-
родительских отношений;
• психологическая помощь в вопросах
усыновления и воспитания приемных детей;
• психологическое сопровождение беременности
и родов;
• психологическое сопровождение становления
родительства;
•психологическое консультирование по
вопросам супружеской измены;
•психологическое консультирование в
случаях насилия в семье.
12 Основные принципы
психологического
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
1. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
3. Запрет давать советы.
Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность.
Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом.
5. Разграничение
личных и профессиональных
Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам..
6. Включенность
клиента в процесс
Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, Психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.
Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит "нагнетать атмосферу", настаивать, пытаться выяснить все "до конца". Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.
13 Этапы проведения
семейного консультирования, их
характеристика.
1становление контакта. На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.
2Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы: «Что? » («Что случилось», «Что вас привело к психологу», «Что бы вы хотели обсудить со мной» и т. д.) — выявляют факты. Вопросы: «Как? » («Как вы к этому относитесь?», «Как вам живется в этой ситуации?» и т. п.) — позволяют выявить чувства. Вопросы: «Почему?» («Почему это случилось, как вы считаете?») — позволяют понять, каким образом люди объясняют себе происходящее. С помощью закрытых вопросов, предполагающих очень краткий или однозначный ответ, можно узнать дополнительные факты и конкретизировать высказывание. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое понимание, двигаться дальше нельзя, так как остается неопределен предмет работы.
Клиенты должны знать, как
пойдет процесс консультирования, сколько
понадобится встреч. Обсуждается
время и место консультаций; вопросы,
связанные с
Выделение этапов в сложном процессе психологического консультирования носит условный характер, реальная консультация всегда объемнее, чем предложенная схема.Психологи, придерживающиеся разных теоретических взглядов, выделяют различные «проблемные зоны» в семейных отношениях. Различным может быть подбор средств и способов изменения отношений. Однако общая структура процесса консультирования может быть описана с помощью предложенной выше модели.
Особое место в процессе
семейного консультирования занимает
диагностика. По существу, каждая новая
встреча психолога с семьей предполагает
диагностику актуального