Психологическое сопровождение ЕГЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:32, статья

Описание работы

ЕГЭ – единый государственный экзамен – вошел в жизнь российской школы как одна из реалий нынешнего времени. И хотя время эксперимента давно закончилось, и еще в 2007 году в России был принят Федеральный Закон о введении ЕГЭ на всей территории Российской Федерации, дискуссии и споры по его поводу идут до сих пор. Несмотря на это, как когда-то сказал на заседании одной из коллегий Минобрнауки тогдашний министр просвещения России Андрей Фурсенко: «Назад пути нет – ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет».

Файлы: 1 файл

Сурикова Н.В. - 1 статья.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Сурикова Надежда Васильевна, педагог-психолог, г. Москва, ГБОУ СОШ №1861 «Загорье»

 

К вопросам диагностики готовности к ЕГЭ

 

            ЕГЭ – единый  государственный экзамен  –   вошел в жизнь российской  школы  как одна из реалий  нынешнего времени.   И  хотя время эксперимента давно закончилось,  и еще в 2007  году  в России был принят Федеральный  Закон о введении ЕГЭ  на всей  территории Российской Федерации, дискуссии и споры по его поводу идут  до сих пор.   Несмотря на это,   как когда-то   сказал  на  заседании одной из   коллегий  Минобрнауки тогдашний министр  просвещения  России Андрей Фурсенко: «Назад пути нет – ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет».

             Своеобразие ЕГЭ,   его непохожесть  на традиционный экзамен  сопряжены   с определенным    рядом   трудностей. С ними  подросткам приходится сталкиваться  как  в подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется  учащимся  именно на подготовительном этапе и  может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с  учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей,  составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.

              Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке  и сдаче ЕГЭ и относящихся к, так называемым,  группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые  будут строиться и опираться на итоги разного рода диагностики,  на результаты наблюдений и диагностических работ, итоги экспертных оценок учителей. К  перечисленному ряду способов, используемых для выявления учащихся различных  групп риска,  может быть  добавлена и анкета, разработанная  мною.

   Распределение людей по группам риска и типам  восприятия  известны  давно, и распределение это чаще всего было основано на наблюдениях, экспертных заключениях каких - либо специалистов. Действенного  диагностического инструментария, такого, как существующие многочисленные методики, анкеты, тесты и т.п.,  например, по  изучению развития  познавательной или эмоционально - волевой сфер у подростков, для  определения, к какой группе риска относится ребенок, практически нет.

    Я, проанализировав материалы, относящиеся к группам риска, составила диагностическую анкету, призванную помочь определить   принадлежность детей к той или иной группе.

                Анкета может использоваться как педагогом-психологом  при работе с родителями выпускников и с учителями, так и самими учителями при работе  с родителями учащихся, поскольку  выявление ребят различных групп риска и работа с ними может проводиться не только психологами, но и учителями.

                Принцип анкеты очень прост: анкетируемому предлагается  ряд утверждений, с которыми он соглашается, отвечая «да», или отвергает их – отвечая «нет». Предлагаемые утверждения  составлены с учетом характерных личностных особенностей, присущих  представителям той или иной группы риска.

Ключ анкеты также прост: количество положительных ответов позволяет отнести подростка к какой-либо группе риска с выделением преобладающих личностных качеств.

Результаты анкетирования  дают возможность составить рекомендации, учитывающие личностные особенности ребенка и позволяющие  как педагогу-психологу, так и учителям,   разработать и индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, и планы работы с классом или группой учащихся в целом.

 

 

 

АНКЕТА   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ   И   УЧИТЕЛЕЙ*

 

(В помощь  для  определения типа группы  риска, к которой могут быть  отнесены дети)

Инструкция: ответами «да» или «нет» выразите свое мнение о ребенке

 

№/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда  требует контроля со стороны взрослого

   

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

   

Решение по  какому-либо вопросу  принимает с трудом, часто перекладывая его на других

   

Всегда и во всем исполнителен

   

Любит делать все, в общем, не вдаваясь в  детали

   

Гуманитарные предметы даются лучше  других

   

Часто бывает несдержанным

   

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы  выполнения предлагает редко

   

К успехам – неуспехам в школе относится равнодушно

   

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

   

Не любит составлять планы, конспекты и т.п.

   

Испытывает сложности с физико – математическими предметами

   

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

   

Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном

   

Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»

   

Мало внимания уделяет деталям

   

Проявляет очень богатое воображение

   

При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

   

Выполненную работу обычно не проверяет

   

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

   

Во всем ищет общие взаимосвязи

   

Любит фантазировать, воображать, но при этом  анализируя что-то, испытывает трудности

   

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

   

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

   

Часто бывает неаккуратным

   

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

   

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении  чего-либо

   

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

   

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

   

В работе часто бывает небрежен

   

Всегда стремится получать только отличные оценки

   

Всегда и во все медлителен и малоподвижен

   

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

   

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

   

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

   

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

   

Постоянно требует подтверждения правильности  своего выполнения чего-либо

   

Равнодушен  к оценкам своей работы

   

Заранее  свои действия планирует с трудом

   

Часто жалуется на усталость

   

Все делает медленно, но основательно

   

 

КЛЮЧ:

 

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Инфантильные дети

1, 10, 19, 38

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

18, 27, 29, 39

Тревожные дети

2, 14, 20, 37

Астеничные дети

23, 33, 36, 40

Неуверенные дети

3, 8, 13, 28

Гипертимные дети

7, 9, 25, 30, 34

Синтетики

5, 11, 16, 21

Правополушарные дети

6, 12, 17, 22

«Отличники» и перфекционисты

4, 24, 31, 35

Застревающие дети

15, 26, 32, 41


Приложение

 

О  распределении детей по группам риска

и о  вопросах  диагностики

 

           В зависимости от сущности  имеющихся или возникающих в ходе подготовки к экзаменам у детей затруднений,  всех учащихся, впрочем, как и всех людей,  вообще, можно разделить  на,  так называемые,  группы риска.    При  этом все эти группы  условно можно отнести  к двум  большим подгруппам: группы детей,   имеющих личностные трудности и  группы детей  с познавательными трудностями.

 

К  детям с личностными трудностями, относятся учащиеся следующих групп риска: инфантильные, неуверенные, тревожные, а также, так называемые, «отличники» и перфекционисты.  

Инфантильные дети – такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля. 

Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные   возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсутствует системность мышления.

На этапе подготовки  к  экзамену таким детям необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки таких учащихся – начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому.  Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь  возникновения чувства отвращения.  Помогает также установление регламента времени. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого.

Тревожные дети - для тревожных детей учебный процесс сопряжен  с определенным эмоциональным напряжением.   Они склонны  воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой,  как  опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная, диктант  и т.п.). Эти  дети  часто перепроверяют уже  сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может  и не вести к существенному  улучшению качества работы.   При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные   дети задают множество уточняющих  вопросов, часто  переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно  ли они сделали».  Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми.

На этапе подготовки  к  экзамену для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего  экзамена и значимости его результатов.  Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.  В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты  справишься», « Ты так хорошо справился  с заданием» и т.п.

Большое значение будет иметь беседа с близким человеком. Направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

Неуверенные дети -  проблема таких детей в том, что они не умеют опираться  на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно  проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения.  В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).  Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно учителю подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное  решение. При сдаче ЕГЭ подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку  принципиальное значение  там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок  на этапе подготовки  к  экзамену  получил положительный опыт принятия людьми  его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться  от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше  предложить выбрать ему самому  и терпеливо дождаться, когда он примет решение  («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простого или сложного заданий?»

Перфекционисты и «отличники» - эта категория детей отличается высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задания, то стремятся сделать его лучше или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно получить соответствующую  (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

ЕГЭ для данной категории детей – это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.  Еще один  возможный камень преткновения для них – это необходимо пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

На этапе подготовки  к  экзамену  таким  детям трудно корректировать свои  ожидания и осознавать разницу между «достаточным» и «превосходным». Они не всегда могут понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.  На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить  тренировочные  упражнения, где им потребуется  выбирать задание для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты  и скорректировать их ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени.

Информация о работе Психологическое сопровождение ЕГЭ