Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:32, статья
ЕГЭ – единый государственный экзамен – вошел в жизнь российской школы как одна из реалий нынешнего времени. И хотя время эксперимента давно закончилось, и еще в 2007 году в России был принят Федеральный Закон о введении ЕГЭ на всей территории Российской Федерации, дискуссии и споры по его поводу идут до сих пор. Несмотря на это, как когда-то сказал на заседании одной из коллегий Минобрнауки тогдашний министр просвещения России Андрей Фурсенко: «Назад пути нет – ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет».
К детям с познавательными трудностями, относятся учащиеся следующих групп риска: дети с трудностями произвольности и самоорганизации, гипертимные дети, астеничные, дети – синтетики, правополушарные и, так называемые, «застревающие».
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизаици - обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем развития произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. ЕГЭ, как и любой другой экзамен, требует высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.
Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки к экзамену очень важно научить подростка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
Астеничные дети – их основная характеристика – высокая утомляемость и истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении и достаточно длительного периода времени (3 часов). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
Гипертимные дети – обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справится с экзаменационными заданиями.
На этапе подготовки к экзамену очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись!». Такой учащийся все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал – проверь». Кроме того, необходимо создавать у гипертимных подростков ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Застревающие дети – таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.
На этапе подготовки к экзамену нужно тренировать навык переключения, что довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует потратить на каждое задание на экзамене.
Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа была написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Правополушарные дети могут
Важно предоставить ребенку информацию об особенностях его учебного стиля, помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Необходимо также использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения.
Кроме сведений о принадлежности детей к той или иной группе риска, т.е. о наличии каких – либо трудностей, немаловажное вообще, и в плане подготовки к ЕГЭ, имеет значение преобладающий у ребенка тип восприятия информации. По типам восприятия всех учащихся можно условно разделить на четыре группы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты.
Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет усваивать программу детям всех групп.
Визуалы – преобладающий способ информационного восприятия – зрительный. Чтобы информация лучше запоминалась, визуалу достаточно запомнить, как она выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист".
Аудиалы - преобладает слуховой способ восприятия информации. Кроме того, чтобы лучше запомнить информацию, аудиалу нужно ее произнести, а при работе с графиками, таблицами и т.п. им надо все это проговорить внутри себя.
Кинестетики - опираются, в основном, на ощущения. Для того чтобы запомнить информацию, кинестетики должны написать ее собственноручно. Им нужно все, условно говоря, щупать, делать, двигаться. Любят выяснять. А как конкретно что-то сделать, и на что надо нажать, чтобы эта штука «тренькнула», и, желательно, у них в руках.
Дискреты - опираются на логическое осмысление сигналов, используя знаки, цифры, логические доводы. Для того чтобы воспринять информацию лучше, дискреты, в первую очередь, попросят показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучат ее.
В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для учащихся с другими типами восприятия информации.
На этапе подготовки к экзамену необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего восприятия и учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
______________________________
Чибисова М.Ю. психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184. – (Психолог в школе).