Психология агрессивного поведения подростков, имеющих отклонение в умственном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - подростковый возраст. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Психические особенности личности подростков
с умственной отсталостью…………………………………………….5
Агрессивное поведение детей подросткового возраста:
нормально развивающихся и умственно отсталых………………….9
Теоретические исследования в сфере психокоррекции
агрессивного поведения у умственно отсталых детей
подросткового возраста………………………………………………18
Программа коррекционного воздействия на агрессивное
поведение умственно отсталых детей подросткового возраста…...22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Дефектология.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

     В коррекционной работе с умственно отсталыми подростками в устранении проявления агрессивного поведения следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка -"времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

     Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Работа с подростками в группах предпочтительнее одной лишь индивидуальной работы с ними.

Групповая терапия:1. помогает подростку  понять, что его проблемы не уникальны; предлагает подросткам руководство  взрослого, в котором они нуждаются,и в то же время предоставляет им независимость и дает возможность действовать своими собственными силами; 2. снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в процессе индивидуальной терапии; 3. противостоит подростковому нарциссизму; 4. предоставляет «полигон» для отработки новых социальных навыков; 5. является способом укрепления силы «эго» членов группы; 6.часто минимизирует разногласия между служебным персоналом (педагогами, врачами, воспитателями) и подростком.

Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о том, что семейная терапия  рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи  путем нормализации отношений и  психического здоровья ее членов. Таким  образом, агрессивное поведение  подростков является одной из актуальных проблем современной психологии, имеющей большое значение для  становления личности школьника, продуктивности его взаимоотношений с окружающими, эффективности процесса обучения, профилактики правонарушений и т.д. Как показывают исследования, содержание и формы агрессивного поведения подростков значительно варьируют в зависимости от возраста, пола, особенностей личности школьника, наличия нарушений психического развития. Изучение типологии агрессивного поведения подростков позволяет не только правильно квалифицировать характер агрессии школьника, но и определять индивидуальные меры предупреждения и коррекции деструктивных форм такого поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционного воздействия на агрессивное  поведение умственно отсталых детей  подросткового возраста

     Цель коррекционной программы: научить детей системе управления своим агрессивным поведением, ослаблению негативных эмоций, поиску альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

     Задачи коррекционной программы:

· Знакомство подростков с особенностями  агрессивного поведения, факторами, влияющими  на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы с агрессией».

· Снижение уровня агрессивности.

· Снижение эмоционального напряжения, тревожности.

· Развитие способности понимать эмоциональное  состояние другого человека и  умение адекватно выразить своё.

· Обучение релаксации.

   Коррекционная программа  состоит из 10 занятий. В вводную часть были включены физические упражнения, цель которых - поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть - релаксация.

Тематика занятий: 

Занятие 1. Цель: знакомство участников друг с другом, установление правил поведения на занятиях и во внеучебное время. Знакомство детей с эмоциями, проведение дифференциации (негативные и позитивные эмоции). Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

План проведения: 1. Организационный момент. 2. Представление участников группы друг другу, определение правил работы. 3. Упражнение на знакомство: игра «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». 4. Упражнение «Улитка» направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности. 5. Беседа с учащимися об агрессивном поведении. Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении».6. Основная часть: Обсуждение итогов занятия.7. Прощание.

Занятие 2. Цель: продолжение знакомства с группой. Установка контактов между участниками. Продолжение знакомства с эмоциями и чувствами. Снятие телесного и эмоционального напряжения.                                                       План проведения: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение предыдущего занятия в группе. 3. Беседа. Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивным проявлениям в поведении». 4. Упражнение «Обзывалки». Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемной форме при помощи вербальных средств. 5. Разминка: игра «Сороконожка» направлена на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива. 6. Основная часть: релаксационные упражнения «Снежная баба», направлено на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса. 7. Обсуждение итогов занятия. 8. Прощание.

Занятие 3. Цель: развитие способности осознания и выражение собственного отношения к эмоциям. Установка контактов между участниками группы, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры.     План проведения:1. Организационный момент.2. Обсуждение предыдущего занятия в группе. 3. Упражнение «Если я злюсь…». Цель: Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков. 4. Игра «Дракон и его хвост». Цель: осознание своего «Я», своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация». 5. Игра «Зоопарк». Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии. Обсуждение итогов занятия. 6. Упражнение «Свеча». Цель: снятие напряжения, выход негативных эмоций, чувств. Осознание своего «Я». 7. Прощание.

Занятие 4. Цель: установка контактов между участниками, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры.                   План проведения:1. Организационный момент. 2. Обсуждение предыдущего занятия в группе. 3. Игра «Трио». Цель: взаимодействие друг с другом. Синхронизация своих движений с движениями других детей. 4. Игра «Цветик - семицветик», помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение. 5. Упражнение «Добрый бегемотик» на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности. 6. Релаксация. 7. Прощание.

Занятие 5. Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры, обучение методам релаксации.                                                 План проведения: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение предыдущего занятия. 3. Игры «Ворвись в круг» и «Ух, как я на тебя зол», помогут проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты поведения в подобных ситуациях. 4. Игра «Липучка». Использование игры на развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы. 5. Релаксация. 6. Обсуждение итогов занятия. 7. Прощание.

Занятие 6. Цель: Снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие навыков общения, умения работать в группе, обучение методам релаксации.     План проведения: 1. Организационный момент. 2. Игра «Маленькое привидение». Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев. 3. Игра «Ладонь в ладонь». Использование игры на развитие коммуникативных навыков. 4. Упражнение «Мой хороший попугай» направлено на развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара. 5. Релаксация. 6. Обсуждение итогов занятия.7. Прощание.

Занятие 7. Цель: снятие эмоционального напряжения через игру, обучение методамрелаксации.                                                                                                     План проведения: 1. Организационный момент. 2. Игра «Волшебные шарики» направлена на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. 3. Игра «Точилки». С помощью этой игры дети могут научиться выражать свою агрессию через позитивное движение, соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело, а также могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений. 4. Упражнение «Наши чувства». Цель: научить детей справляться со своей агрессией. 5. Релаксация. 6. Обсуждение итогов занятия. 7. Прощание.

Занятие 8. Цель: развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, навыка справляться с проблемами поведения. Обучение методам релаксации.                                                                                                                    План проведения: 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Представление героев». Применение упражнения на развитие умения понимать себя и других людей по поведению. 3. Упражнение «Проблемы героев» на развитие навыка справляться с проблемами поведения. 4. Упражнение «УШИ - НОС». Применение упражнения на развитие способности сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. 5. Релаксация 6. Обсуждение итогов занятия. 7. Прощание.

Занятие 9. Цель снятие эмоционального и телесного напряжения. Формирование учения принимать оценку со стороны. Обучение методам релаксации.                                                                                                                 План проведения: 1. Организационный момент. 2. Упражнение « Мне в тебе нравится…» для достижения теплой атмосферы в группе. 3. Игра «Необитаемый остров» на формирование умения принимать оценку со стороны. 4. Упражнение «Чемодан» на закрепление полученных навыков, осознание их ценности. 5. Релаксация. 6. Обсуждение итогов занятия. 7. Прощание.

Занятие10.Завершениеработыгруппы.                                                                                   План проведения: 1. Организационный момент. 2. Игра «Жмурки». Цель: осознание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе. 3. Упражнение «Это я. Узнай меня» направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.4. Итоговое обсуждение всего цикла. Закрепление полученных навыков, осознание их ценности. 5. Упражнение «Ладошка». Цель: возможность выражения позитивных эмоций, позитивная обратная связь. 6. Подведение итогов занятия. 7. Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Умственно отсталый ребенок, в силу его эмоциональной незрелости, меньшей организованности, несдержанности своих эмоций не получает средств, способов приспособления, как нормально развивающиеся дети. Ребенок испытывает дефицит эмоциональных контактов, эмоционально положительных отношений, и это приводит, в некоторых случаях, к чувству неполноценности, а оно, в свою очередь, к обидам, злобности, агрессивности. Специфика работы с умственно отсталыми подростками проявляется  в том, что им необходимо доступно объяснять то, что требуется сделать, и в предоставлении большего количества времени на выполнение того или иного задания. Агрессивные дети, как правило, взаимодействуют с другими ребятами в виде ссор, оскорблений, криков, просто отвлечений. Дети не понимают, что, отвлекаясь сами, они отвлекают от работы и своих одноклассников. Почти все подростки данной группы используют ненормативную лексику в своих выражениях, при этом, не обращая никакого внимания на реакцию окружающих людей, даже абсолютно незнакомых.                   Была разработана программа по коррекционному воздействию на агрессивное поведение умственно отсталых детей подросткового возраста. Для эффективности коррекционной работы по снижению агрессивного поведения рекомендуется более длительная работа на протяжении всего учебного года, также желательно проводить занятия с родителями детей, как индивидуально, так и совместно с детьми. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н. М. Платоновой. - Спб.: Речь, 2006. - 335 с.

2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М., 2000. - 413 с.

3.Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтер. - М., 2000. - 324 с.

4.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]/ Ю.В. Василькова. -М., 2000. - 126 с.

5.Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников [Текст]/ А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - М.,1995. - №1. - 5-8 с.

6. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы [Текст]/ Е.А. Горшкова // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - М., Архангельск, 2003. - 56-57 с.

7. Гурко, Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей [Текст]/ Т.А. Гурько. - М. : Социс, 1996. - №3. - 6- 8с.

8.Дронов, И. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию [Текст]/ И. Дронов. - М. : Семья, 2003. - № 7 - 787с.

9.Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. - М., Архангельск, 1999. с. 35-37

10.Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст]/ Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2002. - с. 2-3

11.Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. - 7-е изд., - СПб. : «ПИТЕР», 2000. - 254 с.

12.Кулагин, Л.Г. О подростках, которым трудно [Текст]/ Л.Г. Кулагин // Советская педагогика. - 2001. - № 6. - с. 141-142

13.Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога [Текст]/ И.Г. Малкина-Пых. -- М. : Эксмо, 2004. -- 326 с.

14.Мудрик, Л.В. «Социальная педагогика» [Текст] Л.В. Мудрик. - М., 1999. 287 с.

15.Павлов, А.Г. Поведение подростков [Текст]/ А.Г. Павлов // Социально- политический журнал. - 1993. - №4. - с. 3-4

16.Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г. Паренс. - М., 1999. - 323 с.

17.Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Райе. - М.: «ПИТЕР», 2000. - 118 с.

18.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] Л.М. Семенюк. - М., 1999. - 41 с.

19.Степанов, В.Г. Психология трудного школьника [Текст]/ В.Г. Степанов. М., 1999. - 176 с.

20.Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной - М., Педагогика, 1987. - 395 с.

21.Фролов, Ю.И. Психология подростка [Текст]/ Ю.И. Фролов. Хрестоматия. Российское педагогическое агентство -- М., 1997. - 563 с.

Информация о работе Психология агрессивного поведения подростков, имеющих отклонение в умственном развитии