Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:06, контрольная работа
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - подростковый возраст. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии.
Введение………………………………………………………………..3
Психические особенности личности подростков
с умственной отсталостью…………………………………………….5
Агрессивное поведение детей подросткового возраста:
нормально развивающихся и умственно отсталых………………….9
Теоретические исследования в сфере психокоррекции
агрессивного поведения у умственно отсталых детей
подросткового возраста………………………………………………18
Программа коррекционного воздействия на агрессивное
поведение умственно отсталых детей подросткового возраста…...22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………...28
В коррекционной работе с умственно отсталыми подростками в устранении проявления агрессивного поведения следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка -"времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Работа с подростками в группах предпочтительнее одной лишь индивидуальной работы с ними.
Групповая терапия:1. помогает подростку понять, что его проблемы не уникальны; предлагает подросткам руководство взрослого, в котором они нуждаются,и в то же время предоставляет им независимость и дает возможность действовать своими собственными силами; 2. снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в процессе индивидуальной терапии; 3. противостоит подростковому нарциссизму; 4. предоставляет «полигон» для отработки новых социальных навыков; 5. является способом укрепления силы «эго» членов группы; 6.часто минимизирует разногласия между служебным персоналом (педагогами, врачами, воспитателями) и подростком.
Все вышесказанное позволяет
Программа коррекционного воздействия на агрессивное поведение умственно отсталых детей подросткового возраста
Цель коррекционной программы: научить детей системе управления своим агрессивным поведением, ослаблению негативных эмоций, поиску альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.
Задачи коррекционной программы:
· Знакомство подростков с особенностями
агрессивного поведения, факторами, влияющими
на формирование агрессивного поведения,
способами «борьбы с агрессией»
· Снижение уровня агрессивности.
· Снижение эмоционального напряжения, тревожности.
· Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.
· Обучение релаксации.
Коррекционная программа состоит из 10 занятий. В вводную часть были включены физические упражнения, цель которых - поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть - релаксация.
Тематика занятий:
Занятие 1. Цель: знакомство участников друг с другом, установление правил поведения на занятиях и во внеучебное время. Знакомство детей с эмоциями, проведение дифференциации (негативные и позитивные эмоции). Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
План проведения: 1. Организационный момент. 2. Представление участников группы друг другу, определение правил работы. 3. Упражнение на знакомство: игра «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». 4. Упражнение «Улитка» направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности. 5. Беседа с учащимися об агрессивном поведении. Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении».6. Основная часть: Обсуждение итогов занятия.7. Прощание.
Занятие 2. Цель: продолжение знакомства с группой.
Установка контактов между участниками.
Продолжение знакомства с эмоциями и чувствами.
Снятие телесного и эмоционального напряжения.
Занятие 3. Цель: развитие способности осознания и выражение собственного отношения к эмоциям. Установка контактов между участниками группы, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры. План проведения:1. Организационный момент.2. Обсуждение предыдущего занятия в группе. 3. Упражнение «Если я злюсь…». Цель: Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков. 4. Игра «Дракон и его хвост». Цель: осознание своего «Я», своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация». 5. Игра «Зоопарк». Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии. Обсуждение итогов занятия. 6. Упражнение «Свеча». Цель: снятие напряжения, выход негативных эмоций, чувств. Осознание своего «Я». 7. Прощание.
Занятие 4. Цель: установка контактов между участниками, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры. План проведения:1. Организационный момент. 2. Обсуждение предыдущего занятия в группе. 3. Игра «Трио». Цель: взаимодействие друг с другом. Синхронизация своих движений с движениями других детей. 4. Игра «Цветик - семицветик», помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение. 5. Упражнение «Добрый бегемотик» на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности. 6. Релаксация. 7. Прощание.
Занятие 5. Цель: снятие эмоционального напряжения,
развитие навыков совместной игры, обучение
методам релаксации.
Занятие 6. Цель: Снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие навыков общения, умения работать в группе, обучение методам релаксации. План проведения: 1. Организационный момент. 2. Игра «Маленькое привидение». Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев. 3. Игра «Ладонь в ладонь». Использование игры на развитие коммуникативных навыков. 4. Упражнение «Мой хороший попугай» направлено на развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара. 5. Релаксация. 6. Обсуждение итогов занятия.7. Прощание.
Занятие 7. Цель: снятие эмоционального напряжения
через игру, обучение методамрелаксации.
Занятие 8. Цель: развитие способности сохранять
спокойствие в стрессовой ситуации, навыка
справляться с проблемами поведения. Обучение
методам релаксации.
Занятие 9. Цель снятие эмоционального и телесного
напряжения. Формирование учения принимать
оценку со стороны. Обучение методам релаксации.
Занятие10.
Заключение
Умственно отсталый ребенок, в силу его эмоциональной незрелости, меньшей организованности, несдержанности своих эмоций не получает средств, способов приспособления, как нормально развивающиеся дети. Ребенок испытывает дефицит эмоциональных контактов, эмоционально положительных отношений, и это приводит, в некоторых случаях, к чувству неполноценности, а оно, в свою очередь, к обидам, злобности, агрессивности. Специфика работы с умственно отсталыми подростками проявляется в том, что им необходимо доступно объяснять то, что требуется сделать, и в предоставлении большего количества времени на выполнение того или иного задания. Агрессивные дети, как правило, взаимодействуют с другими ребятами в виде ссор, оскорблений, криков, просто отвлечений. Дети не понимают, что, отвлекаясь сами, они отвлекают от работы и своих одноклассников. Почти все подростки данной группы используют ненормативную лексику в своих выражениях, при этом, не обращая никакого внимания на реакцию окружающих людей, даже абсолютно незнакомых. Была разработана программа по коррекционному воздействию на агрессивное поведение умственно отсталых детей подросткового возраста. Для эффективности коррекционной работы по снижению агрессивного поведения рекомендуется более длительная работа на протяжении всего учебного года, также желательно проводить занятия с родителями детей, как индивидуально, так и совместно с детьми. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход.
Список литературы:
1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н. М. Платоновой. - Спб.: Речь, 2006. - 335 с.
2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М., 2000. - 413 с.
3.Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтер. - М., 2000. - 324 с.
4.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]/ Ю.В. Василькова. -М., 2000. - 126 с.
5.Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников [Текст]/ А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - М.,1995. - №1. - 5-8 с.
6. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы [Текст]/ Е.А. Горшкова // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - М., Архангельск, 2003. - 56-57 с.
7. Гурко, Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей [Текст]/ Т.А. Гурько. - М. : Социс, 1996. - №3. - 6- 8с.
8.Дронов, И. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию [Текст]/ И. Дронов. - М. : Семья, 2003. - № 7 - 787с.
9.Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. - М., Архангельск, 1999. с. 35-37
10.Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст]/ Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2002. - с. 2-3
11.Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. - 7-е изд., - СПб. : «ПИТЕР», 2000. - 254 с.
12.Кулагин, Л.Г. О подростках, которым трудно [Текст]/ Л.Г. Кулагин // Советская педагогика. - 2001. - № 6. - с. 141-142
13.Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога [Текст]/ И.Г. Малкина-Пых. -- М. : Эксмо, 2004. -- 326 с.
14.Мудрик, Л.В. «Социальная педагогика» [Текст] Л.В. Мудрик. - М., 1999. 287 с.
15.Павлов, А.Г. Поведение подростков [Текст]/ А.Г. Павлов // Социально- политический журнал. - 1993. - №4. - с. 3-4
16.Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г. Паренс. - М., 1999. - 323 с.
17.Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Райе. - М.: «ПИТЕР», 2000. - 118 с.
18.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] Л.М. Семенюк. - М., 1999. - 41 с.
19.Степанов, В.Г. Психология трудного школьника [Текст]/ В.Г. Степанов. М., 1999. - 176 с.
20.Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной - М., Педагогика, 1987. - 395 с.
21.Фролов, Ю.И. Психология подростка [Текст]/ Ю.И. Фролов. Хрестоматия. Российское педагогическое агентство -- М., 1997. - 563 с.