Психология человека и животных: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Очень часто, из разного рода средств массовой информации, на форумах интернета ¬– можно услышать, что человек по природе –высокоорганизованное животное, а значит, нет ничего зазорного, если человек ставит целью своей жизни, в том числе – и удовлетворение собственных инстинктов. Чтобы начать сравнение психологии человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психология – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизн嬬деятельности животных и человека в их взаимодействии с окру¬жаю-щей сре¬дой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие психологии. Истоки психологии живых существ. 3стр.
2. Сравнение психологии животных и человека. 5стр.
2.1 Теория автоматизма. 6стр.
2.2 Позитивно – научная теория. 7стр.
2.3 Теория сходства. 13стр.
2.4 Понятие души человека и животного. 14стр.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16стр.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 18стр.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.51 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

" Сочинский государственный  университет "

филиал в г. Анапе

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "Психология"

на тему: "Психология человека и животных: сравнительный анализ."

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 11-ЗБТ-А

Осипова М.В.

Проверил преподаватель:

Сироштаненко Т. Г.

 

 

 

Анапа - 2012

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.

Понятие психологии. Истоки психологии живых существ.                   3стр.

2. Сравнение психологии животных и человека.                                    5стр.

2.1 Теория автоматизма.                                                                                6стр.

2.2 Позитивно – научная теория.                                                                 7стр.

2.3 Теория сходства.                                                                                     13стр.

2.4 Понятие души человека и животного.                                               14стр.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                       16стр.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                                     18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

Понятие психологии. Истоки психологии живых существ.

Очень часто, из разного рода средств массовой информации, на форумах интернета – можно услышать, что человек по природе –высокоорганизованное животное, а значит, нет ничего зазорного, если человек ставит целью своей жизни, в том числе – и удовлетворение собственных инстинктов. Чтобы начать сравнение психологии человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

Психология – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью  с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией  и  т.  д. Появляется на  определенной  ступени  биологической  эволюции. Высшая форма психологии – сознание – присуща человеку.

Психология  –  общее  понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психологии: материалистическое  и идеалистическое. Согласно первому пониманию психологические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психологии в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.

Биологические исследования человеческого организма и животных

многократно продемонстрировали, что человеческая физиология, почти полностью, подобна таковой у некоторых видов животных ( например приматов ). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым, по сравнению с животным миром, видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психологическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из  животных  видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера,  человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".

Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психологии и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Но почему же порой мы, люди, бываем  так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

 

 

2. Сравнение психологии животных и человека.

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психологии человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства. Так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия, признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала. Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики  тела, но оставалась разобщенность психологии и поведения (XVII—XVIII вв.). В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком

эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую

пропасть, веками разделявшую  эти два биологических вида, и с тех пор

начались интенсивные  исследования психологии человека и  животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций,

затем перекинулись на практическое мышление.

Казалось бы, в психике  человека к настоящему времени уже  почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего необходимо знать результаты  подобного рода исследований.

Область современного естествознания, рассматривая природу животного мира - определяет общие для них психофизические законы развития и поведения, которые выражены в сформулированных наукой теориях. Эти теории необходимо рассмотреть, хотя бы наиболее распространённые.

2.1 Теория автоматизма.

Теория автоматизма – рассматривает животных, как существ, которые лишены всякого сознания и чувства и лишь имеющие реакции на внешние возбудители. Надо сказать, что у этой теории было немного приверженцев. Эта теория находила последователей в древней философии стоиков (Сенека), а развитие своё получила у Декарта.[7]

 Наука этого времени была на слабом витке своего роста – и фактов, опровергающих эту теорию, было недостаточно. Если, например, наука середины 19 века только начинала изучать инстинкты животных, то уже в 30 – х годах 20 века, советский учёный Павлов И.П. - на этом сделал ряд открытий. У каждого животного есть множество врожденных постоянных рефлексов, которые Павлов называет безусловными. Так, например, животное немедленно бросается на пищу, которую увидит, отдергивает ногу при раздражении ее, улитка втягивается в свою раковину при прикосновении к ней, новорожденное дитя делает сосательное движение при прикосновении к груди матери. Но, наряду с этими безусловными рефлексами, у высших животных, именно у собак, на которых экспериментировал Павлов, также можно искусственно выработать новые рефлексы, которые он называет условными (можно также назвать их временными или приобретенными).[3]

О развитии инстинктов животных говорит и Вильгельм Вундт, когда рассуждает о возможности приручения инстинктов диких животных: «приручение животных влияет ослабляющим образом на инстинктивные проявления свойственные им в диком состоянии, но зато оно может давать начало новым инстинктам, как инстинкты некоторых охотничьих собак.»[4].  

Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными  не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность  к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных. « Значительная же, устойчивость психической жизни у животных, допускающая только ничтожные изменения, даже при искусственном воспитании, делает невероятным, чтобы, какая либо из ныне живущих животных форм, могла значительно подняться над достигнутым её, в психическом отношении, уровнем развития. Ближайшее психологическое исследование, так называемых, умственных проявлений у животных, показывает, что в основе их лежат исключительно простые чувственные акты узнавания и ассоциации, и совершенно отсутствуют признаки , свойственные понятиям и логическим операциям.» .[4] Безосновательность теории автоматизма, на сегодняшний день – очевидна.

2.2 Позитивно – научная теория.

Позитивно – научная теория, которую охарактеризовать можно так: большинство млекопитающих имеют такие же психофизические функции, как и человек, но отличаются от нас более низкой по качеству ступенью или степенью своего развития. По мнению профессора Вундта – « животные суть существа, познания которых отличаются от человеческого познания лишь степенью достигнутого ими развития… Все духовные отличия суть отличия степени, а не рода».[4] Наука достаточно изучила процессы развития психики животных. А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики; стадию интеллекта. Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных.  Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.

Вместе с развитием  органов чувствительности и органов  движения развивается также и  нервная система – «орган связи  и координации процессов». Возникновение  и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в  первую очередь зрения; развитием  органов внешнего движения. При переходе к стадии перцептивной психики качественно  меняется сенсорная форма закрепления  опыта. «У животных впервые возникают  чувственные представления».[6]

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что  у животных возникает отражение  как отдельных вещей, так и  их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения  и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно  лобной коры, и ее функций. К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще  по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики. [8].

На сегодняшний день, до сих пор никто так и не смог сформулировать ответ на вопрос: почему эволюция развития психики животных, вот уже миллионы лет остаётся статичной внутри каждого вида, и  только человек - имеет психофизическую  способность к саморазвитию.

Сравнительный анализ человека и животного, относительно позитивно  – научной теории, П.Светлов предлагает проводить в трёх степенях:

  1. - способность отличия себя от внешнего мира;
  2. -  связывание представлений об этом мире;
  3. - образование понятий и языка.[7]

Здесь ещё упоминается  память, но её мы рассмотрим относительно другой теории. Способность отличия  себя от внешнего мира – это прерогатива  самосознания. А это есть проявление разума, который в человеке выражается, как проявление Духа, ( греч. Пневма ), что в свою очередь является высшим выражением свойства человеческой души ( греч. Психи). Может ли, например, лев осознавать, что он лев, а не собака. Безусловно, лев может осознавать своих сородичей львов и отличать их от других животных, но он это делает на очень низком разумном уровне. Человек же, помимо способности отличать себя от животных, способен осмыслить себя и в кругу людей, в большей или меньшей степени сознавать своё место в обществе, семье, осознавать своё личностное «Я», даже в перспективе Вечности (религиозное чувство ), что не свойственно животным, и.т.п.  У животных эти способности так ярко не выражаются, а это всего лишь определённый инстинктивный уровень, а «инстинктивное действие не предполагает сознания» [4]. Только в человеке имеет место самосознание, и это как раз  и является основным признаком «личности» в человеке .

Информация о работе Психология человека и животных: сравнительный анализ