Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа
Очень часто, из разного рода средств массовой информации, на форумах интернета ¬– можно услышать, что человек по природе –высокоорганизованное животное, а значит, нет ничего зазорного, если человек ставит целью своей жизни, в том числе – и удовлетворение собственных инстинктов. Чтобы начать сравнение психологии человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психология – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизн嬬деятельности животных и человека в их взаимодействии с окру¬жаю-щей сре¬дой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие психологии. Истоки психологии живых существ. 3стр.
2. Сравнение психологии животных и человека. 5стр.
2.1 Теория автоматизма. 6стр.
2.2 Позитивно – научная теория. 7стр.
2.3 Теория сходства. 13стр.
2.4 Понятие души человека и животного. 14стр.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16стр.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 18стр.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
" Сочинский государственный университет "
филиал в г. Анапе
Контрольная работа
по дисциплине: "Психология"
на тему: "Психология человека и животных: сравнительный анализ."
Выполнила:
студентка 1 курса
группы 11-ЗБТ-А
Осипова М.В.
Проверил преподаватель:
Сироштаненко Т. Г.
Анапа - 2012
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие психологии.
Истоки психологии живых существ.
2. Сравнение психологии
животных и человека.
2.1 Теория автоматизма.
2.2 Позитивно – научная
теория.
2.3 Теория сходства.
2.4 Понятие души человека
и животного.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие психологии. Истоки психологии живых существ.
Очень часто, из разного рода средств массовой информации, на форумах интернета – можно услышать, что человек по природе –высокоорганизованное животное, а значит, нет ничего зазорного, если человек ставит целью своей жизни, в том числе – и удовлетворение собственных инстинктов. Чтобы начать сравнение психологии человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психология – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психологии – сознание – присуща человеку.
Психология – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психологии: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психологические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психологии в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.
Биологические исследования человеческого организма и животных
многократно продемонстрировали, что человеческая физиология, почти полностью, подобна таковой у некоторых видов животных ( например приматов ). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым, по сравнению с животным миром, видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психологическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".
Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психологии и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.
Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.
2. Сравнение психологии животных и человека.
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психологии человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства. Так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия, признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала. Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психологии и поведения (XVII—XVIII вв.). В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком
эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую
пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор
начались интенсивные исследования психологии человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций,
затем перекинулись на практическое мышление.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего необходимо знать результаты подобного рода исследований.
Область современного естествознания, рассматривая природу животного мира - определяет общие для них психофизические законы развития и поведения, которые выражены в сформулированных наукой теориях. Эти теории необходимо рассмотреть, хотя бы наиболее распространённые.
2.1 Теория автоматизма.
Теория автоматизма – рассматривает животных, как существ, которые лишены всякого сознания и чувства и лишь имеющие реакции на внешние возбудители. Надо сказать, что у этой теории было немного приверженцев. Эта теория находила последователей в древней философии стоиков (Сенека), а развитие своё получила у Декарта.[7]
Наука этого времени была на слабом витке своего роста – и фактов, опровергающих эту теорию, было недостаточно. Если, например, наука середины 19 века только начинала изучать инстинкты животных, то уже в 30 – х годах 20 века, советский учёный Павлов И.П. - на этом сделал ряд открытий. У каждого животного есть множество врожденных постоянных рефлексов, которые Павлов называет безусловными. Так, например, животное немедленно бросается на пищу, которую увидит, отдергивает ногу при раздражении ее, улитка втягивается в свою раковину при прикосновении к ней, новорожденное дитя делает сосательное движение при прикосновении к груди матери. Но, наряду с этими безусловными рефлексами, у высших животных, именно у собак, на которых экспериментировал Павлов, также можно искусственно выработать новые рефлексы, которые он называет условными (можно также назвать их временными или приобретенными).[3]
О развитии инстинктов животных говорит и Вильгельм Вундт, когда рассуждает о возможности приручения инстинктов диких животных: «приручение животных влияет ослабляющим образом на инстинктивные проявления свойственные им в диком состоянии, но зато оно может давать начало новым инстинктам, как инстинкты некоторых охотничьих собак.»[4].
Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных. « Значительная же, устойчивость психической жизни у животных, допускающая только ничтожные изменения, даже при искусственном воспитании, делает невероятным, чтобы, какая либо из ныне живущих животных форм, могла значительно подняться над достигнутым её, в психическом отношении, уровнем развития. Ближайшее психологическое исследование, так называемых, умственных проявлений у животных, показывает, что в основе их лежат исключительно простые чувственные акты узнавания и ассоциации, и совершенно отсутствуют признаки , свойственные понятиям и логическим операциям.» .[4] Безосновательность теории автоматизма, на сегодняшний день – очевидна.
2.2 Позитивно – научная теория.
Позитивно – научная теория, которую охарактеризовать можно так: большинство млекопитающих имеют такие же психофизические функции, как и человек, но отличаются от нас более низкой по качеству ступенью или степенью своего развития. По мнению профессора Вундта – « животные суть существа, познания которых отличаются от человеческого познания лишь степенью достигнутого ими развития… Все духовные отличия суть отличия степени, а не рода».[4] Наука достаточно изучила процессы развития психики животных. А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики; стадию интеллекта. Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.
Вместе с развитием
органов чувствительности и органов
движения развивается также и
нервная система – «орган связи
и координации процессов». Возникновение
и развитие у животных перцептивной
психики обусловлено анатомо-
Анализ интеллектуальной
деятельности животных показал, что
у животных возникает отражение
как отдельных вещей, так и
их отношений. Животное способно обобщить
связи вещей. Основой возникновения
и развития интеллекта животных является
развитие коры головного мозга, преимущественно
лобной коры, и ее функций. К.Э. Фабри,
опираясь на более поздние
На сегодняшний день, до сих пор никто так и не смог сформулировать ответ на вопрос: почему эволюция развития психики животных, вот уже миллионы лет остаётся статичной внутри каждого вида, и только человек - имеет психофизическую способность к саморазвитию.
Сравнительный анализ человека и животного, относительно позитивно – научной теории, П.Светлов предлагает проводить в трёх степенях:
Здесь ещё упоминается память, но её мы рассмотрим относительно другой теории. Способность отличия себя от внешнего мира – это прерогатива самосознания. А это есть проявление разума, который в человеке выражается, как проявление Духа, ( греч. Пневма ), что в свою очередь является высшим выражением свойства человеческой души ( греч. Психи). Может ли, например, лев осознавать, что он лев, а не собака. Безусловно, лев может осознавать своих сородичей львов и отличать их от других животных, но он это делает на очень низком разумном уровне. Человек же, помимо способности отличать себя от животных, способен осмыслить себя и в кругу людей, в большей или меньшей степени сознавать своё место в обществе, семье, осознавать своё личностное «Я», даже в перспективе Вечности (религиозное чувство ), что не свойственно животным, и.т.п. У животных эти способности так ярко не выражаются, а это всего лишь определённый инстинктивный уровень, а «инстинктивное действие не предполагает сознания» [4]. Только в человеке имеет место самосознание, и это как раз и является основным признаком «личности» в человеке .
Информация о работе Психология человека и животных: сравнительный анализ