Психология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.
Целью данной работы является анализ психики человека в целом, а также сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Файлы: 1 файл

1 Характеристика психики человека.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Введение

Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, а в  основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Человеческая  психика сложна и многообразна. С  древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили  к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

Но  время не стояло на месте, оно требовало  новых открытий, новых ответов  на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся  сны, что они означают, почему человек  мечтает, делает оговорки, описки, каким  образом у человека происходит автоматизация  движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену  вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.

Проанализировать  бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом.  Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает  бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.

Целью данной работы является анализ психики  человека в целом, а также сознательных и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

 

1. Характеристика психики человека. Основная структура человеческой психики.

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую  из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень  изменчивы. Основным свойством психики  является ее системность, целостность  и нерасчлененность.

ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА (от греч.-душевный): совокупность всех присущих человеку психических процессов, так или иначе отражающих объективную природную и социальную действительность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней  выделяют психические процессы, психические  свойства и психические состояния [4, стр 47].

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

    • Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.
    • Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

    • Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром [6, стр 35].

Как и любая система, психика  человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны  во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних  воздействий, опыта деятельности и  биологических факторов.

К психическим свойствам  относят темперамент, характер, способности личности.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Характер – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Все формы психических  явлений взаимосвязаны между  собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический  процесс, как мышление, в зависимости  от объекта и условий может  вызвать состояние усталости  и пассивности или возбуждения  и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать  новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических  явлений выступают в неразрывном  единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом  психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание  и оценка предмета, воздействующего  на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция  практических действий. С еще большей  очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния  и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

 

Этапы развития психики.  

Развитие  психики – процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.     

В основе развития психики человека лежит  овладение индивидом исторически  сформировавшимися общественными  орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.      

Возраст – качественно специфическую ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.      

Принято выделять следующие возраста:

    • пренатальный период,
    • младенчество (от рождения до 1 года),
    • ранний возраст (1–3),
    • дошкольный возраст (от 3 до 6–7),
    • младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12),
    • подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17),
    • юношеский возраст (от 15–17 до 19–21),
    • молодость (от 19–21 до 25–30),
    • зрелость (от 25–30 до 55–60),
    • старость (от 55–60 и старше).

 

  1. Пренатальный  период.

 

     Пренатальный  период – стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. 

  1. Детство.

 

     Детство – этап онтогенетического развития индивида, который длится от рождения и до появления принципиальной возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды:

    • младенческий возраст,
    • ранний возраст,
    • дошкольный возраст,
    • младший школьный возраст.

 

   Младенческий  возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. Характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению. 

  1. Ранний  возраст.

 

     Ранний  возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. 

  1. Дошкольный  возраст.

 

     Дошкольный  возраст — этап индивидуального  психического развития, который продолжается от 3 до 6–7 лет.

Выделяют три периода:

    • младший дошкольный возраст (3–4 года),
    • средний дошкольный возраст (4–5 лет),
    • старший дошкольный возраст (5–7 лет).

 

        Дошкольный возраст характеризуется  тем, что ведущей деятельностью  является игра, именно в связи  с ее развитием совершаются  наиболее важные изменения в  психике ребенка и происходит  подготовка к переходу на новую ступень развития. 

  1. Младший школьный возраст.

 

     Младший школьный возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6–7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I–IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. 

  1. Подростковый  возраст.

 

     Подростковый  возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. 

  1. Юношеский возраст.

 

     Юношеский возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. 

  1. Молодость.

         Молодость – возраст между отрочеством и зрелостью. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией. 

  1. Зрелость.

 

     Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем.   

  1. Старость.

 

     Старость – период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма, целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием [5, стр 63]. 
      

 

 

 

  1. «Бессознательное» и «сознание». Их взаимосвязь.

Психические процессы, состояния и  свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у  человека есть и бессознательное. В  структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание   (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура психики  человека

Но в данном случае мы охарактеризуем и сопоставим только два понятия: «сознание» и «бессознательное».

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции [3, стр. 43].

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Информация о работе Психология человека