Психология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.
Целью данной работы является анализ психики человека в целом, а также сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Файлы: 1 файл

1 Характеристика психики человека.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Независимо от того, каких  мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним  неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано  и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и  рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку  для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться  в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для  личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему  с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической  тканью движения и действия бытийного  уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится  с чувственной тканью бытийного  слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских  и научных знаний соотносится  со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется  и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами  поведения, требующими от человека постоянного  внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех  случаях, когда:

 

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают  перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень  психической регуляции поведения  постоянно функционирует.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании [1, стр. 57].

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые  проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился «фрейдовский» метод исцеления души, названный психоанализом. Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя  мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно  – психические явления органически включены в субъективную реальность. К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного.  Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.

Итак, проявления бессознательного в сознании: Бессознательная  память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые  направлено  внимание. 

Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь -это внутренняя речь.

        Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер  поступков, многое другое, не осознаваемое человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.

 

        Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

        Одно из таких явлений-ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий– всего, имеющего для человека малую значимость.

        Третья  группа бессознательных  явлений  личностного  характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

В 14 параграфе первой  главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы …».

        Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего-то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». 

        Таким  образом,  сознательно  ставя  перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться  того  единства, которое и приведет к выполнению цели  жизни.  Так  думал  античный  философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

Наличие  сознательного  и  бессознательного  в  психике  усложняет   задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое,  найти  гармонию. 

Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания. 

 

Углубляясь в себя, важно не потерять  ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. 

      Потеря ориентации  заключена  в  том,  что  принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один  из  вариантов  такой потери, когда  принижают  значение сознательного,  уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное.

      Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая  относится к сфере сознания, бессознательное не следует  понимать  как  нечто  аморфное,  оно  обладает   динамичностью   и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться  во  власти  бессознательного?  Думается,  что   да.   Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает  бессознательное  и  через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон.

«Определенные молодые люди  впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности  по А.Адлеру.  Инфляция  эго - сознания проявляется как героическая позиция». В случае  агрессии  бессознательного,  слова  «познай

себя и ты познаешь весь мир»  интерпретируются  как  исключительная

направленность на бессознательное.

        Погружение в этот  мир,  поиски  скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают  с презрением относиться к науке,  к  научно  –  популярной  и  художественной литературе,  к  прогрессивным  явлениям  общественной  жизни.  Этим   самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

 

    Третий  тип бессознательных явлений  -  те,  о  которых  говорит  3.  Фрейд касающихся  личностного бессознательного. Это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый  из типов бессознательных  явлений  по-разному  связан  с поведением человека и его сознательной регуляцией. Взаимосвязь  сознания и  бессознательного  является  основной предпосылкой  психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ  не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание  как качество психического, которое может присоединяться или  не присоединяться к другим его качествам.

        Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание  -  это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное  и сознательное  к  животной  и человеческой  психике соответственно. Бессознательное  -  это столь  же  специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая  как  частичное,  недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

        Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный  термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт  показывает нам  далее, что любой  психический  элемент, например   представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.

        Наоборот,   характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под  воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в  данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть  таковым,  однако  может вновь стать сознательным при известных, легко  достижимых  условиях.  Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что  оно  было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было  бессознательным, мы также дадим правильное описание. 

Это бессознательное  в таком  случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К понятию бессознательного мы  пришли путем разработки  опыта,  в  котором большую роль играет душевная динамика. 

Мы  видели,  т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления - здесь  прежде  всего приходится  иметь дело  с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут  иметь  такие же последствия для душевной жизни, как и все  другие  представления,  между прочим, и такие последствия, которые могут  быть  осознаны  опять-таки  как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние,  в котором  они  находились  до  осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами  во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие   бессознательного  мы,  таким   образом,  получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем  как типичный  пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».

Таким  образом,  уровень бессознательного, выражающий  переход  его в сознательное  и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли.

Однако и осознаваемая  в  настоящем  мысль  может  перейти  в  сферу бессознательного.

Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное как модель, присвоить ей определённые характеристики и исследовать её.

Например,  пробуждение человека от  сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной  стороны  -  это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, затягивающий человека в свою паутину. Сознание   являлся доминирующим во всей системе, результатом победы его над инстинктом явилось начало пробуждения человека. Но  даже при таком раскладе, устранить влияние бессознательного не удалось и, скорее всего, никогда не удастся. Невозможно ни стереть  бессознательное из человека, ни побороть его сознательно.

Информация о работе Психология человека