Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:46, реферат

Описание работы

Деньги - товар, специальная потребительная стоимость которого делает его всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и образования накоплений.

Содержание работы

Введение 2
Деньги как психологическое понятие 3
Восприятие денег людьми разных возрастов, социальных групп. 3
Денежные типы личности 3
Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян 3
Заключение 3
Список используемой литературы: 3

Файлы: 1 файл

психология денег.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Деньги - товар, специальная потребительная стоимость которого делает его всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и образования накоплений. 

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег, это необходимо для прогнозирования потребительского, сберегательного, предпринимательского поведения, долгов, страхования, использования кредитов и т.п.

 Есть много Русских  народных поговорок таких как: « Не в деньгах счастье» «за деньги счастья не купишь» . Но так ли это на самом деле? И что представляют из себя деньги в современном мире? Такие вопросы наверно приходят каждому человеку. Ведь жизненное благополучие во многом зависит от финансов, и их взаимоотношение – неисчерпаема и сложна.

В наше время деньги встречаются везде. Начиная продуктов для завтрака и проездом на автобус заканчивая вечерними посиделками перед телевизором за которую тоже надо платить. Иначе говоря почти каждое явление жизни связано с деньгами или имеет свои денежные корни.

И из за этого большинство людей говорят и ведут себя так, как будто считают, что деньги могут принести существенно больше радости и удовлетворения, т.е. того, что в обиходе называется счастьем. Исследование вопроса, способствуют ли деньги приобретению положительного эмоционального настроя или препятствуют ему, имеют противоречивые результаты.

В связи с этим деньги встречаются во многих социальных науках, таких как: экономика, социология, антропология, психология. Эти науки главным образом пытаются определяют отношение человека и денег, но каждая из наук со своими разными подходами и взглядами.

 И единой теории  или всеобъемлющего труда по  психологии денег нет. Имеются  лишь разрозненные исследования  восприятия монет и банкнот, отношения  людей к деньгам, влияния денег  на убеждения и поведение людей, установления корреляции между  ценностным отношением к деньгам  и доходом на душу населения, отношения к деньгам мужчин  и женщин.

Целью данного реферата является анализ психологических аспектов отношения к деньгам.

 

 

 

Деньги как психологическое понятие

 

Деньги - это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги - это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Как нам известно в экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег т.е. рассматривать деньги как всеобщий эквивалент, меру стоимости и средство обращения.  В юридическом смысле деньги - это установленное законодательной властью государства и действующее на его территории общеобязательное средство измерения стоимости и оплаты для всех видов платежей; с социологической точки зрения деньги - символический знак социальных и межличностных отношений между людьми; а с точки зрения психологии деньги - это сложный символ, который индивиды и сообщества наделяют психологическими значениями, что определяет характер использования денег в обществе.

Тайный смысл денег настолько многолик, что для разных людей они олицетворяют разные вещи, и их значение изменяется со временем. Например, когда вы что-то даете своим детям, а потом, в наказание отбираете то, что дали, у них возникает обида, которая может сохраниться на всю жизнь и сделает их неудачниками.

С ролью денег и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Мы либо вознаграждаем детей деньгами, чтобы повысить их самооценку, либо даем им деньги, чтобы подчеркнуть: у ребенка нет ничего, а у родителей - все. Иными словами, мы используем деньги как для возвышения ребенка в собственных глазах, так и для того, чтобы дать ему почувствовать покровительство. Это один из многих секретов денег. Некоторые родители хотят, чтобы их дети ни в чем не ощущали недостатка. Они дают им все, в чем дети на самом деле не нуждаются. Из - за этого детям нередко бывает трудно обрести независимость или отделиться от родителей. Другие родители заставляют своих детей терпеть всяческие лишения, считая, что таким способом воспитывают в них стойкость и силу характера. Они не дают детям ничего или почти ничего, и в результате дети чувствуют себя обделенными, нелюбимыми, им не хватает уверенности в себе и поэтому им тоже трудно отделиться от родителей. Проблема, стоящая перед родителями, заключается в том, сколько нужно давать детям, как соблюсти меру, как найти такое равновесие, чтобы дети не оставались в зависимости от них.

Та же проблема существует и в любви. Молодой человек, влюбившийся в бедную девушку, естественно, захочет что-то ей дарить. Сколько должен он дарить, чтобы она была счастлива именно с ним, а не нуждалась бы в том, что он дарит, и не ценила бы его деньги больше его самого?

Большинство из нас стараются обращаться с деньгами как можно бережнее. Мы не хотим ни тратить, ни платить лишнего. Однако иногда деньги можно использовать так, что, хотя это и будет выглядеть расточительством, они смогут положить конец многим нежелательным действиям, которые обходятся очень дорого с точки зрения эмоций. Деньги могут служить фактором, позволяющим привести нашу жизнь в равновесие.

Некоторые люди, расставаясь с детством, оказываются в положении ни в чем не повинных жертвенных преступлений и заслуживают возмещение ущерба, пусть даже в виде символической компенсации за их страдания. Средством подобного возмещения могут стать деньги. Часто человек не может повзрослеть по-настоящему до тех пор пока его родители не признают вреда, который они ему причинили, и не принесут за это своих извинений.

В семейных отношениях так же существует множество проблем связанных с деньгами и самооценкой. Например, известный семейный терапевт Клу Маданес и ее брат - экономист Клаудио Маданес утверждают, что лишь немногие люди обладают достаточным мужеством, чтобы примериться с тем, что их муж или жена, будучи способнее, добиваются больших успехов. Тот из супругов, кто добился успеха, из боязни быть отвергнутым часто проявляет ту или иную слабость или вырабатывает вредную привычку, компенсирующую его превосходство в других областях. В таком случае тот из супругов, кто добился меньших успехов, может хоть в чем-то чувствовать свое превосходство. Если тот, кто добился больших успехов, со временем преодолеет свой недостаток, снова станет ясно, насколько он способнее и как многого добился. Тогда, возможно, и другой супруг окажется неспособен с этим примириться. В супружестве очень важно разграничить области, в которых специализируется каждый из супругов, и дать возможность каждому добиваться успехов в своей области.

В повседневной жизни деньги, внесенные в качестве первого взноса за товары или услуги, подтверждают персональную ответственность плательщика. Люди, сделавшие взнос за участие в семинаре по снижению веса, были склонны чаще посещать занятия и выше оценивать учебный материал, чем те, кто ничего не платил. По другой программе снижения веса пациенты, которые оплатили услуги врача, похудели больше, чем те, кто лечился бесплатно.

Положительное подкрепление и отрицательное подкрепление выполняют две совершенно различные функции в управлении поведением. С одной стороны, эти явления имеют решающее значение для научения, несмотря на то, что механизм такого воздействия до сих пор вызывает споры среди исследователей. С другой стороны, они являются мотиваторами. Эту последнюю их роль отражает понятие внешнее побуждение, или мотивационной ценности подкрепления. Примером внешних побуждений, или стимулов для человека, могут служить одобрение, порицание и деньги.

 

 

Восприятие денег людьми разных возрастов, социальных групп.

 

Отношения к деньгам у нас формируется с ранних лет обычно с 4-6 летнего возраста дети уже начинают понимать что на деньги можно что то приобрести, и то что деньги могут изменить твои отношения со сверстниками. И это восприятие, отношение к деньгам играет огромную роль в дальнейшей жизни.

Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б. Стаси (см. табл-1.). 

 

Табл.1

Возраст, лет

Представление о сущности, функциях, роли денег.

4-6

Средство покупки, приобретения вещей

6-8

Плата за выполненную работу, за оказанные услуги. Средство вознаграждения, дарения, помощи

8-10

Источник богатства и удовольствия, причина бедности, предмет устремления, желания, поиска, ценность

10-12

Универсальное средство обмена, национальная и иностранная валюта. Цель и мотив деятельности, выразитель интересов. Источник существования, получаемый разными способами. Средство оплаты труда

12-14

Средство улучшения жизни; измеритель ценности, полезности, качества вещей, благ; источник возможностей, предмет всеобщего устремления, вид помощи и заимствования

14-16

Всесильное, всемогущее средство, предмет вожделения; доходы от предпринимательской деятельности; проявление родительского расположения к детям; воплощение жизненной удачи; источник радостей и огорчения. Средство стимулирования, возбуждения заинтересованности, подкупа

16-18

Инструмент экономических отношений, причина зависимости одних людей от других, способ влияния в социальных группах и обществе. Одна из возможностей воплощения мечты в реальность. Цель и мотив будущей деятельности. Источник неравенства. Способ концентрации богатства и обеспечение будущего, источник инвестиций

Старше 18

Достаточно зрелое представление, присущее взрослым


 

 

После 18- летнего возраста представления о деньгах и их влияние на денежную психологию изменяется не столько возрастном, сколько обусловленном обобщением человека знаниями, опытом, трансформацией его воззрений на экономику, богатство, ценности на жизнь. Так, престарелыми людьми деньги воспринимаются с возрастающей остротой, особенно, если они не обладают гарантированными источниками поступления денег. Люди преклонного возраста склонны видеть в деньгах «якорь спасения» от жизненных угроз, болезней, неспособности ухода за собой, а также источник удовлетворения специальных потребностей в услугах, информации, лекарствах, медицинской помощи, средств общения.

Хотелось бы отметить: Российские исследователи установили, что в наше время старшеклассники более сознательно относятся к деньгам, чем младшие школьники. Юноши более аккуратно контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом поведении молодежи стало повышение роли денежной мотивации: деньги стали значимым фактором при сравнении людей.

Также представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь по разному. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами. 

Отношение детей к деньгам, как установили И. Ньюсан и Е. Ньюсан, определяется их принадлежностью к социальной группе.

-Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с ними получение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели).  
-Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. 

По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда – школа, сверстники, учителя. 

Мы рассмотрели формирование отношения детей к деньгам, теперь рассмотрим взрослое население, и начнем мы это с различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп. Одной из интересных отечественных работ по определению приоритета культурно-территориального или классового фактора является кросскультурное исследование отношения к деньгам, проведенное О. Дейнекой и О. Дворкиной.

Представители социальных групп

Денежное поведение

Осведомлённость о наличии денег в кошельке

Сбалансированность вклада и отдачи

Банкиры

Ограничение в тратах

Чаще знают, сколько

Сбалансированное

Вузовская интеллигенция

Без особых ограничений

Чаще не знают

Несбалансированное

Предприниматели малого бизнеса

Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность

Знают о деньгах в кошельке и наличности

Сбалансированное при получении второго образования

Информация о работе Психология денег