Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:46, реферат

Описание работы

Деньги - товар, специальная потребительная стоимость которого делает его всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и образования накоплений.

Содержание работы

Введение 2
Деньги как психологическое понятие 3
Восприятие денег людьми разных возрастов, социальных групп. 3
Денежные типы личности 3
Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян 3
Заключение 3
Список используемой литературы: 3

Файлы: 1 файл

психология денег.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

 

Исследование О. Дейнекой и О. Дворкиной показало   что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть. Кроме того, что люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности.

Денежные типы личности

 

Для начала рассмотрим характеристику значений, приписываемых деньгам.

Безопасность. Деньги могут использоваться для преодоления тревоги и достижения чувства безопасности. Они заменяют людей, которые не рассматриваются как источник безопасности. Этот случай Ж. Бодрийяр назвал идеальной декорацией невротического равновесия. То, что не удалось в отношениях с людьми, переносится на деньги.

Свобода. Деньги предоставляют человеку время, освобождая от повседневной рутины и ограничений. Однако вместе со свободой возникает и тревога, которая, как писал Кьеркегор, есть "головокружение от свободы". Люди по-разному справляются с этой тревогой — от участия в религиозных сектах и террористических группах до безответственного, поверхностного проживания своей жизни. Идеальный вариант, если человек начинает связывать свои цели с совершенствованием личности.

Любовь. Деньги могут заменять эмоциональную близость в отношениях и использоваться для того, чтобы купить преданность и привязанность. Человек "обязуется" платить взамен за соответствующее к нему отношение. Иначе подразумевается способность наказать другую сторону, лишить ее каких-либо благ. Это явление в литературе описано соответственно как власть вознаграждения или власть принуждения.

Власть. В данном случае деньги используются для того, чтобы приобрести значимость в глазах других, купить власть и почувствовать собственное превосходство. Люди, использующие подобную тактику, склоны унижать, подчинять и контролировать других, как правило, тщеславных, жадных и неуверенных в себе людей. Властолюбцы манипулируют другими, демонстрируют им свое пренебрежение. В итоге их ждет разочарование, одиночество или окружение лицемеров.

Как видим, деньги либо помогают человеку справиться с ощущением тревоги и дискомфорта, либо дают ему социальную власть, которая определяется как потенциальная способность влиять на поведение и цели других людей.

Теперь перейдем к типам личности. Первым разработал самую простую денежную типологию личности Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются сведения Х. Голдберга и Р. Левиса. Типология легко дополняется новыми типами, выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований. Ниже в таблице-2 представлена дополненная типология.

 

Табл.2

Тип личности

Характеристика

Скряга

Увлекательно само по себе накопление денег. Присущ страх потери, недоверия к окружающим. С помощью денег обретает чувство защищенности, безопасности.

Транжир

Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, появляется ощущение своей незначительности, отверженности. Такое поведение - часто неосознаваемая отдушина. Деньги имеют терапевтический смысл, являются символом защиты, безопасности. Они делают человека более здоровым и счастливым.Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер.

Денежный мешок

Захвачен деньгами, которые рассматривает, как лучший способ добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него - источник силы, обеспечивающий власть

Торгаш 

Испытывает ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. Раздражается, если приходится платить запрашиваемую цену.

Игрок

Бодр и оптимистичен, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш от игры. Деньги для него - символ свободы.

Коллекционер

Деньги представляют ценность как предмет искусства. Хорошо понимает их стоимость в этом смысле. По типу деятельности ближе всего к "торгашу". По профессии может быть кем угодно, нередко коллекционирование становится основным занятием.

Абстракционист

Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам. Охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Часто встречается среди работников творческого труда.

Конкретик

Человек, для которого деньги представляют вполне осознанную и определенную ценность. Недостаток денег воспринимает трагически. Придерживается этики вещизма и накопительства.

Завистник

Завистлив и неприязнен к преуспевающим людям, не способен взять на себя ответственность за свои неудачи. В случае денежной удачи, кичлив к тем, кто имеет меньше денег.

Паразит

Готов жить на подачки, не несет ответственности ни за кого и ни за что. Представитель социальных низов

Фальшивомонетчик

Ярко выраженная наклонность получения выгоды путем обмана. Необязательно богатый человек 


 

 

Хэнли и Вильгельм (A. Hanly amp; М. Wilhelm) использовали шкалу Фенэма для исследования связей между уверенностью в себе и отношением к деньгам. Было показано, что жмоты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители. Согласно результатам исследования другого автора, Белк (R. Belk), люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

Исследование зависимости между самооценкой и отношением к деньгам показало, что люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели), имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители. Для одержимых покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку. Навязчивые покупатели больше, чем обычные, склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения. Они используют деньги для демонстрации статуса, власти и обычно говорят, что им не хватает средств (особенно по сравнению с друзьям). Траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом.

Также здесь можно отметить половые отличия отношения к деньгам. Кэллахан-Леви и Мессэ просили мужчин и женщин выполнить задание и затем сказать, как следует оплатить их работу и работу других участников эксперимента. Были сделаны следующие выводы которые приведены в таблице 3

Табл.3

Мужчины 

Женщины 

Придают деньгам повышенную ценность (соревнование). Большая компетентность в обращении с деньгами, склонность к риску с целью их приобретения.

Подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег. Испытывают фрустрацию по поводу их отсутствия, зависть к тем, кто их имеет. Чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия). Верят, что заработок зависит от усилий и способностей. 

склонны считать, что их работа должна быть оплачена лучше, чем работа др

считают свою деятельность менее экономически значимой и заплатили бы себе меньше, чем др.


 

 

Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян

 

Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям.

В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение максимальной и минимальной зарплат 20 : 1, и даже больше больше) чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение максимальной и минимальной зарплат было 4 : 1.

Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций - вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это - уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам - из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказались так называемые трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги, вкладывая в производство. Современные российские особенности отношения к деньгам в значительной степени сформированы нынешним экономическим положением, а также менталитетом. Они обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Такие опросы проводятся довольно регулярно социологическими центрами как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Все чаще среди качеств людей типа "молодой, красивый, умный, добрый", на первое место ставится "богатый". На вопрос о ценностях также все чаще ответы "состояние, должность" и т. п.

Таким образом, в современной России в условиях экономических трансформаций отношение к деньгам характеризуется аффективной и поведенческой полярностью, где на одном конце присутствуют страх, неудовлетворенность, дискомфорт, невозможность контролировать свое финансовое положение, а на другом - развитие способностей, самореализация, успех и вера в свои возможности.

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что деньги  в наше время являются одним из основных факторов и критериев успеха  и рассмартиваются в качестве основных ценностей жизни, ведь на на них можно купить - ценности потребительские.  А ведущая форма активности, к которой нужно стремиться, - потребление ценностей материальных и социальных. (поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть.) Следовательно деньги в нашей жизни играют огромную роль и их влияние на нас, как мы рассмотрели происходит с самого детства и формируется в течении всей нашей жизни. И из за этого в последние годы актуальность денежной психологии только растет, ведь денежная психология отражает воздействие денег на сознание людей, на их образ жизни и способы поведения, на отношения, господствующие в человеческом сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 
 
1. Китов А.И. Экономическая психология. – М.: Экономика, 1987. 
 
2. Райзберг Б.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие. - М.: ИНФА-М, 2005. 
 
3. Соколинский В.М. Психологические основы экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. 
 
4. Учебно-практическое пособие по экономической психологии: Учебно-методическое пособие для высших профессиональных образовательных учреждений / Под общ. ред. Шабалина Н.М. – Великий Новгород, 2008.

 

 


Информация о работе Психология денег