Психология детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 14:23, реферат

Описание работы

Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.
Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Файлы: 1 файл

психол детей с уо.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи олигофренопсихологии:

  1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.
  2. Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.
  3. Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
  4. Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.
  5. Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
  6. Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:

  1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.
  2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.
  3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.
  4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро- и макросоциуме.
  5. Психопрофилактика социальной дезадаптации детей с интеллектуальным недоразвитием.

Место олигофренопсихологии в структуре психолого-педагогических наук. Олигофренопсихология как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний находится в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками. Наряду с внутрисистемными связями психология детей с интеллектуальным недоразвитием использует знания и из смежных научных областей. Например, классификация умственной отсталости разработана в рамках клинического подхода, т.е. олигофренопсихология связана с психиатрией.

 

Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника

Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:

  1. Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
  2. Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
  3. Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
  4. Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
  5. Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
  6. Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.

Понятия "умственная отсталость'', "олигофрения'', "деменция''. Современная олигофренопсихология оперирует рядом понятий, определяющих состояние детей с нарушениями интеллектуального развития.

Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Определяя умственную отсталость как состояние, С.Я. Рубинштейн писала, что важнейшими ее признаками являются:

  1. Стойкий, а не временный характер проблем интеллектуального развития ребенка.
  2. Нарушение именно познавательного развития ребенка, а не его поведения. Неуспеваемость при обучении не является критерием умственной отсталости, т.к. может быть обусловлена поведенческими расстройствами.
  3. Наличием органического повреждения головного мозга.

Дети с умственной отсталостью - это клинически разнородная группа, т.к. "умственная отсталость'' - термин, определяющий общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.

Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет), диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.

Олигофрения (от греч oligos - `малый', phren - `ум') - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Деменция (от лат. dementia - `слабоумие') - слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

Структура дефекта при умственной отсталости. Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение - недоразвитие познавательной деятельности.

 

Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития

Проявление общих закономерностей психического развития при умственной отсталости у дошкольников. Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:

  1. Положение о системности строения психики человека. Нарушение одного из звеньев психики нарушает функционирование всей системы.
  2. Положение об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка. Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.
  3. Положение об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей. Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.
  4. Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии "особых'' детей. При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным - нарушение той или иной психической функции.
  5. Положение об основных направлениях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Необходимо подчинить специальные методики обучения социальным, т.е. общеобразовательным.
  6. Положение о коллективе как факторе развития высших психических функций детей. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.
  7. Положение о важности ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.

Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.

Наряду с общими тенденциями в развитии нормальных и "особых'' детей выделяют специфические закономерности психического развития. Описываются три уровня этих закономерностей.

  1. Первый уровень - закономерности, характерные для всех категорий детей с нарушениями в развитии.
  2. Второй уровень - закономерности, свойственные развитию детей того или иного типа дизонтогенеза.
  3. Третий уровень - закономерности, характерные для определенного вида нарушения.

 

В.И. Лубовский описал специфические закономерности психического развития первого уровня:

  1. Нарушение процесса приёма, переработки, сохранения и использования информации детьми с проблемами в развитии.
  2. Нарушение речевого опосредствования.
  3. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
  4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Возможности психического развития детей с умственной отсталостью. При умственной отсталости у детей страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстаёт формирование предметной деятельности, понятийного мышления, речи. В то же время дети-олигофрены способны к развитию. Это развитие замедлено, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. В.Г. Петрова отмечает, что продвижение в развитии и обучении умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Существуют сензитивные периоды для формирования психических функций, и характер психолого-педагогической помощи, получаемой ребенком, определяет успешность развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.

 

Основные формы умственной отсталости

Олигофрения - форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

- преобладание  интеллектуального дефекта;

- отсутствие  прогредиентности состояния.

Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как "сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей''.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ - 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости

F70 Умственная отсталость лёгкой степени

F71 Умственная отсталость умеренная

F72 Умственная отсталость тяжёлая

F73 Умственная отсталость глубокая

F78 Другие формы умственной отсталости

F79 Умственная отсталость неуточнённая

М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:

  1. Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
  2. Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
  3. Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  4. Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
  5. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Информация о работе Психология детей с умственной отсталостью