Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 14:23, реферат
Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.
Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.
Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи олигофренопсихологии:
Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:
Место олигофренопсихологии в структуре психолого-педагогических наук. Олигофренопсихология как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний находится в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками. Наряду с внутрисистемными связями психология детей с интеллектуальным недоразвитием использует знания и из смежных научных областей. Например, классификация умственной отсталости разработана в рамках клинического подхода, т.е. олигофренопсихология связана с психиатрией.
Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:
Понятия "умственная отсталость'', "олигофрения'', "деменция''. Современная олигофренопсихология оперирует рядом понятий, определяющих состояние детей с нарушениями интеллектуального развития.
Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.
Определяя умственную отсталость как состояние, С.Я. Рубинштейн писала, что важнейшими ее признаками являются:
Дети с умственной отсталостью - это клинически разнородная группа, т.к. "умственная отсталость'' - термин, определяющий общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.
Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет), диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.
Олигофрения (от греч oligos - `малый', phren - `ум') - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
Деменция (от лат. dementia - `слабоумие') - слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).
Структура дефекта при умственной отсталости. Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение - недоразвитие познавательной деятельности.
Проявление общих закономерностей психического развития при умственной отсталости у дошкольников. Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:
Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.
Наряду с общими тенденциями в развитии нормальных и "особых'' детей выделяют специфические закономерности психического развития. Описываются три уровня этих закономерностей.
В.И. Лубовский описал специфические закономерности психического развития первого уровня:
Возможности психического развития детей с умственной отсталостью. При умственной отсталости у детей страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстаёт формирование предметной деятельности, понятийного мышления, речи. В то же время дети-олигофрены способны к развитию. Это развитие замедлено, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. В.Г. Петрова отмечает, что продвижение в развитии и обучении умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Существуют сензитивные периоды для формирования психических функций, и характер психолого-педагогической помощи, получаемой ребенком, определяет успешность развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.
Олигофрения - форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.
Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:
- преобладание интеллектуального дефекта;
- отсутствие прогредиентности состояния.
Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как "сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей''.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ - 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости
F70 Умственная отсталость лёгкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжёлая
F73 Умственная отсталость глубокая
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточнённая
М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:
Информация о работе Психология детей с умственной отсталостью