Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:06, контрольная работа
Самые большие тайны в истории – это тайны человеческого сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень часто непредсказуемы.
В своей работе автор попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
Как известно, прежние десятилетия
психология была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В
настоящее время ее роль в общественной
жизни существенно изменилась. Она
все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности
в системе образования, в промышленности,
государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение
психологической науки в
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии
является общая психология, которая
изучает наиболее общие законы, закономерности
и механизмы психики. Важнейшей
психологической дисциплиной
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»
В последние годы в нашей
стране интенсивно развивается практическая
психология. Можно согласиться с
мнением В.Н. Дружинина, который указывает,
что «практическая психология отчасти
остается искусством, отчасти базируется
на прикладной психологии как системе
знаний и научно обоснованных методов
решения практических задач». Однако
есть основания полагать, что наметилась
тенденция к становлению
В настоящее время не существует
законченной классификации
Современная психология использует различные методы.
Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.
Современная психология использует развернутую систему методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [6, 43]
Первоначально (при выделении
в самостоятельную науку) психология
исходила из того, что самонаблюдение
в состоянии дать истинное, причем
непосредственное, знание о психической
жизни. Психология сознания исходила из
субъективного метода. Метод научной
психологии, таким образом, был эмпирическим,
субъективным и непосредственным. Важно
подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось
как непосредственный метод получения
фактов. Задача науки мыслилась Вундтом
как логическое упорядочивание фактов.
Никаких теоретических методов
не предусматривалось. Хорошо известно,
что интроспективная
Реакцией на неразрешимые
проблемы традиционной психологии явилось
появление психологии поведения (объективной
психологии). Первоначально предполагалось,
что новая трактовка предмета
психологии — как «поведения»
— снимает все проблемы. Объективный
метод в форме наблюдения или
эксперимента позволял, как полагали
представители этого
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.
Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии поведения». [2, 21]
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн), также разрабатывалось представление об опосредствованном характере психологии методов.
В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследования заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьевым выделяются следующие группы методов:
1) организационные (
2) эмпирические (обсервационный,
экспериментальный,
3) обработки данных (количественный и качественный);
4) интерпретационные (различные варианты генетического и структурного).
Классификация позволила
представить систему методов, отвечающую
требованиям современной
Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования:
1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;
3) моделирования — метод
конкретизации метода аналогий,
умозаключений от частного к
частному, когда в качестве аналога
более сложного объекта
Результатом использования
первого метода являются теории, законы,
второго — индуктивные
Важным представляется описание
иерархии исследовательских приемов.
Дружинин предлагает выделять в этой
иерархии пять уровней: уровень методики,
уровень методического приема, уровень
метода, уровень организации
Отметим, что до сих пор
теоретические методы психологической
науки описаны, проанализированы и
исследованы явно недостаточно. Это
— одна из первоочередных задач
методологии современной
Место психологии в системе наук
Развитие науки представляет
собой сложный процесс, включающий
в себя и дифференциацию, и интеграцию
знания. В настоящее время
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой.