Психология, ее задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Самые большие тайны в истории – это тайны человеческого сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень часто непредсказуемы.
В своей работе автор попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Содержание работы

Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

реферат тот что надо.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

Как известно, прежние десятилетия  психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует  психологической компетентности, возникают  в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь  возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

Современная психология —  интенсивно развивающаяся область  человеческого знания, тесно взаимодействующая  с другими науками. Поэтому, как  и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что  часто приводит к возникновению  новых отраслей психологии. Общим  для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают  факты, закономерности и механизмы  психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и  т.д.).

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый  комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы  считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные  дисциплины находятся на разных стадиях  развития, связаны с различными сферами  человеческой практики.

Ядром современной психологии является общая психология, которая  изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей  психологической дисциплиной стала  история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс  формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли  психологии выделяются по различным  основаниям.

Традиционно для классификации  используются следующие основания:

  1. конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
  2. развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
  3. социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]

Важным является выделение  отраслей «по цели деятельности (получение  или применение нового знания): фундаментальные  и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с  другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений  психологии с различными сферами  практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

В последние годы в нашей  стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с  мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти  остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе  знаний и научно обоснованных методов  решения практических задач». Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической  науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а  объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии. [6, 41]

В настоящее время не существует законченной классификации психологических  отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно  возникают новые области, что  приводит к появлению новых отраслей.

Современная психология использует различные методы.

Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного знания, а также совокупность приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под  методом подразумевают способы  получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые  могут классифицироваться различным  образом в зависимости от выбранных  оснований. Классик отечественной  психологии Рубинштейн отмечал, что  «методы, то есть пути познания, — это  способы, посредством которых познается  предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [6, 43]

Первоначально (при выделении  в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической  жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной  психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно  подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось  как непосредственный метод получения  фактов. Задача науки мыслилась Вундтом  как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов  не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.

Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось  появление психологии поведения (объективной  психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения»  — снимает все проблемы. Объективный  метод в форме наблюдения или  эксперимента позволял, как полагали представители этого направления  в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким  образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

Дальнейшее развитие психологической  науки (в первую очередь исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное  может изучаться по его проявлениям  в сознании и поведении; само поведение  предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих  реакции испытуемого на ситуацию.

Вот как характеризует  положение вещей бывший Президент  Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии поведения». [2, 21]

В отечественной психологии, где в качестве методологического  принципа был предложен принцип  единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн), также разрабатывалось  представление об опосредствованном  характере психологии методов.

В самом общем виде метод  объективного опосредствованного исследования заключается в следующем: 1) фиксируются  условия, в которых происходит психическое  явление; 2) фиксируются объективные  проявления психического явления в  поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

В последние годы этот метод  подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

Современная психология располагает  большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько  классификаций психологических  методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие  группы методов:

1) организационные (сравнительный,  комплексный);

2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, биографический);

3) обработки данных (количественный и качественный);

4) интерпретационные (различные  варианты генетического и структурного).

Классификация позволила  представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Альтернативную классификацию  методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:

  1. эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
  2. теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
  3. интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаковосимволическими представлениями объекта.

Особого внимания заслуживают  теоретические методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического  и гипотетико-дедуктивного), иначе  — метод восхождения от общего  к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод  обобщения фактов, восхождения от  частного к общему;

3) моделирования — метод  конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к  частному, когда в качестве аналога  более сложного объекта берется  более простой или доступный  для исследования.

Результатом использования  первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.

Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень  метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация  психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с  точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего  инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию  эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для классификации  выступают отношения между компонентами модели. Два из них (мера взаимодействия исследователя и исследуемого и  мера использования внешних средств  или субъективной интерпретации) являются главными, одно производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятелъностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47]

Отметим, что до сих пор  теоретические методы психологической  науки описаны, проанализированы и  исследованы явно недостаточно. Это  — одна из первоочередных задач  методологии современной психологической  науки.

 

Место психологии в системе наук

 

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается  большое количество самостоятельных  научных дисциплин. От того, какое  место занимает психология в системе  наук, в большой степени зависит  решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?

В XIX веке большой популярностью  пользовалась классификация наук, разработанная  создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом. В классификации  Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной  наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом  справедливой.

Информация о работе Психология, ее задачи и методы