Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:07, реферат
Целью исследования является изучение теорий возникновения эмоций.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения эмоций.
Описать функции эмоций.
Рассмотреть различные виды эмоций и их определить их различие друг от друга.
Рассмотреть различные теории возникновения эмоций.
Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика эмоций……………………………………………4
Функции эмоций……………………………………………..……………..5
Классификация эмоций…………………………………………………….7
Аффекты………………………...….…………………….……………..7
Эмоции………………………………………….......…………………..7
Чувства…………………………………………………….……………9
Настроение……………………...………………………………………9
Стресс……………………………...……………………………………9
Теории эмоций…………………………….………………………………10
Эволюционная теория Ч.Дарвина……………………………………10
Рудиментная теория эмоций…………………………………..……..11
Теория эмоций Джеймса-Ланге…………………………………...…12
Теория эмоций Кэнна-Барда…………………………………..……..12
Биологическая теория П.К. Анохинова……………..……………….13
Потребностно–информационная теория П.В. Симонова…………13
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951)..14
Двухкомпонентная теория С. Шехтера……………………………...15
Заключение…………………………………………………….………….15
Список используемой литературы……………………………………….16
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Психология»
Пермь 2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика эмоций……………………………………………4
Функции
эмоций……………………………………………..……………
Классификация эмоций…………………………………………………….7
Аффекты………………………...….…………………….
Эмоции………………………………………….......…
Чувства…………………………………………………….……
Настроение……………………...………………………
Стресс……………………………...…………………………
Теории
эмоций…………………………….………………………………
Эволюционная теория Ч.Дарвина……………………………………10
Рудиментная теория эмоций…………………………………..……..11
Теория
эмоций Джеймса-Ланге…………………………………...…
Теория
эмоций Кэнна-Барда…………………………………..……..
Биологическая теория П.К. Анохинова……………..……………….13
Потребностно–информационная теория П.В. Симонова…………13
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951)..14
Двухкомпонентная теория С. Шехтера……………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….16
Введение
На протяжении многолетней истории психологических исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал угасать по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем - таких, как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи лабораторного эксперимента.
Психология эмоций, существует сравнительно недавно. Она включает в себя всю теорию об эмоциях, собранную в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий, эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. Сегодня стоит подчеркнуть, что к концепциям эмоций, созданным в более или менее отдаленном прошлом, нельзя относиться со снисходительной легкостью. Исключения из этого закона встречаются не только в искусстве, и психология эмоций — наглядное тому подтверждение.
Целью исследования является изучение теорий возникновения эмоций.
Задачи исследования:
Общая характеристика эмоций
Эмоции,
утверждал знаменитый естествоиспытатель
Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции
как средство, при помощи которого
живые существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. И напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.
Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.
К. Э. Изард даёт такое определение эмоции: «эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства и т. д. Данные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью.
Чувства
- форма эмоций, которая включает
в себя эмоциональные переживания
человека, в которых отражается устойчивое
отношение индивида к определенным
предметам или процессам
Аффект - форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.
Настроение
- это достаточно продолжительное
эмоциональное состояние
Функции эмоций
Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принято выделять ряд функций:
Классификация эмоций
Существование принципиально различных классов эмоциональных явлений отчетливо демонстрируется сопоставлением, например, таких переживаний, как физическая боль и чувство гордости, панический страх и эстетическое наслаждение. Такие многообразные проявления эмоциональной жизни человека принято разделять на аффекты, эмоции, чувства, настроения и стресс.
Аффекты
Аффект – это наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки (гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние). Аффекты носят кратковременный характер, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями, при этом оставляя в долговременной памяти сильные и устойчивые следы.
В состоянии аффекта у человека теряется чувство реальности и возникает необходимость выполнить какое-либо действие. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения, и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Эмоции
В отличие от аффектов, эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые.. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.
Перечислим несколько основным видов эмоций:
1. Гнев — отрицательное
эмоциональное состояние,
2. Отвращение — отрицательное
эмоциональное состояние,
3. Страх — отрицательное
эмоциональное состояние,
4. Радость — положительное
эмоциональное состояние,
5. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
6. Удивление — не
имеющая четко выраженного
Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Чувства
Чувство - это отражение в сознании человека его отношений к действительности.
В отличие от эмоции чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.
В отличие от эмоций, чувства свойственны только человеку. Человек не может выражать чувство вообще, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности, чувства разделяют на моральные (переживания отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы и т.д.), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Настроение
Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Оно является производным от тех эмоций, которые испытывает человек, от того, как осознает те или иные события собственной и общественной жизни.
Настроение не предметно, а личностно, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние Настроение бывает радостным, печальным, бодрым, подавленным, досадным, спокойным и т.д. В некотором смысле это бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Стресс
Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. В случае большой нагрузки человек проходит три стадии: сначала ему очень тяжело, потом он привыкает и появляется "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и должен завершить деятельность. Такая трехфазная реакция является общим законом. Это адаптационный синдром, или биологический стресс.