Психология эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение теорий возникновения эмоций.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения эмоций.
Описать функции эмоций.
Рассмотреть различные виды эмоций и их определить их различие друг от друга.
Рассмотреть различные теории возникновения эмоций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика эмоций……………………………………………4
Функции эмоций……………………………………………..……………..5
Классификация эмоций…………………………………………………….7
Аффекты………………………...….…………………….……………..7
Эмоции………………………………………….......…………………..7
Чувства…………………………………………………….……………9
Настроение……………………...………………………………………9
Стресс……………………………...……………………………………9
Теории эмоций…………………………….………………………………10
Эволюционная теория Ч.Дарвина……………………………………10
Рудиментная теория эмоций…………………………………..……..11
Теория эмоций Джеймса-Ланге…………………………………...…12
Теория эмоций Кэнна-Барда…………………………………..……..12
Биологическая теория П.К. Анохинова……………..……………….13
Потребностно–информационная теория П.В. Симонова…………13
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951)..14
Двухкомпонентная теория С. Шехтера……………………………...15
Заключение…………………………………………………….………….15
Список используемой литературы……………………………………….16

Файлы: 1 файл

Сурменкова. Реферат.docx

— 84.58 Кб (Скачать файл)

 

Теории  эмоций

Всякое  эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических  изменений. Центральными для теории эмоций являются два вопроса: во-первых, вопрос о специфичности физиологического проявления эмоций. Другими словами, соответствует ли каждому эмоциональному состоянию уникальная конфигурация  физиологических реакций.

Во-вторых, это вопрос о соотношении внешнего проявления и внутреннего переживания  эмоций. Что возникает сначала: физиологические  изменения или субъективное переживание?

Данные  аспекты находят отражение в  различных теориях на протяжении всего развития психологии, но впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина.

Эволюционная  теория Ч.Дарвина

В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал  книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что мимические движения людей сформировались из «полезных» движений. Т.е., что в мире животных было реакцией, которая имела какое-то приспособительное значение, сегодня на человеческом уровне воплощается и распознается как выражение эмоций. Это могут быть и части, остатки «полезных» действий и немного преобразованные действия. Мимика возникла именно из преобразованных полезных действий, часто она представляется в форме ослабленной, смягченной форме этих полезных движений. К примеру, оскал зубов при ярости, гневе, остаточная реакция от использования их при угрозе, борьбе и любой агрессии или, улыбка, которая выражает приветливость, участие, вроде - бы противоположность напряжения мышц, типичного для агрессивных чувств, но возникает из того же полезного движения. А дрожь - выражение эмоционального возбуждения – это последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания. Следовательно, мимика обусловлена врожденными реакциями, а из этого следует, что мимические механизмы тесно связаны с определенными эмоциями.

Рудиментная теория эмоций

После выхода теории Ч.Дарвина, был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего – человек безэмоциональный.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Теория Джемса–Ланге разработана  одновременно и независимым образом  У. Джемсом и К.Г. Ланге. Данная теория утверждает, что событие, вызывает физиологическое возбуждение, а потом мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашего толкования возбуждение мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение мы не заметили, не думали о нем, блокировали, то мы не будем испытывать никаких эмоций на основе этого события. К примеру. Вы, идете по темному скверу, поздней ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Почувствовали и испугались. Т.е человек сам заметил эти физиологические изменения в организме, и интерпретировал их как подготовку тела к страшной ситуации, или столкновения со страшным объектом. И уже затем, вы испытываете страх.

Особенность подхода Ланге  заключалась в том, что он делал  акцент лишь на сосудистой системе. В  ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ  на нервное возбуждение, обусловленное  состоянием иннервации и шириной  кровеносных сосудов висцеральных органов.

Теория эмоций Кэнна-Барда

Теория эмоций В. Вундта —  теория структуры эмоций. В. Вундт  выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

Кэннон заключил (и эта суждение, как видим, было по сути отнюдь не новым), что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Например, вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. А в то же время, как происходят физиологические изменения, одновременно с этим, вы испытываете чувство страха.

Биологическая теория П.К. Анохинова

Это — теория эмоций, которая  объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный  субстрат эмоций активируется в тот  момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых  результатов, с одной стороны, и  сигнализации о реально достигнутом  эффекте, с другой.

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с  ожидаемым полезным итогом или превышает  его, и наоборот: недостаток реального  результата, несовпадение с ожидаемым  ведет к отрицательным эмоциям. В рамках данной теории эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и всего вида.

Потребностно–информационная теория П.В. Симонова

Данная теория была предложена П.В. Симоновым в 1964 г. Отправной точкой для построения информационной теории эмоций стало утверждение П.К. Анохинова о наличие потребности, как обязательного условия для возникновения эмоции не является единственным и достаточным.

В соответствии с этой теорией  П.В. Симонова эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Такую оценку человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, эмоция страха, по Симонову, развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:

                 Э = - П (Ин - Ис), где

Э – эмоция (её сила и качество);

П – потребность (в формуле  она берётся с отрицательным  знаком «-»);

Ин  – информация, необходимая  для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П =0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том  случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

Таким образом, внутри нас  как бы находится манометр, показания  которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции.

Теория активации  эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) Теория активации эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

Двухкомпонентная  теория С. Шехтера

По этой теории, сами события  вызывают физиологическое возбуждение  в первую очередь. Затем, вы должны определить причину этого возбуждения, и  только тогда вы сможете ощутить  страх, или другую эмоцию Вы идете  поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И вдруг слышите  шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание  сбивается, вы покрываетесь липким потом. Обнаружив, что возбуждены, вы понимаете, что это связана с тем, что  вы идете в темноте в одиночку. А такое поведение является опасным, и поэтому, вы чувствуете эмоцию страха.

Заключение

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При  этом понятия "эмоции" и "чувства" обозначают различные психические явления, которые, тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. Несомненно, важными являются исследования ученых в области решения проблем выражения эмоций, влияния отдельных эмоциональных состояний на деятельность индивида, но стоит забывать, что основой познания являются многолетние психологические исследования теории эмоций. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

 

Список используемой литературы

  1. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко.— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  2. Крюкова Е.А. Курс лекций по дисциплине «Психология»/ Крюкова Е.А./–Пермь, 2012.
  3. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
  4. Изард К.Э. Эмоции человека/ Изард К.Э. —М., 1980. - 440 с.
  5. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы/ Ильин Е.П.— СПб: Издательство «Питер», 2000. — 502 с.
  6. Дарвин Ч.. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб: Издательство «Питер», 2001 г.
  7. Краткий психологический словарь/ Под редю Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.



Информация о работе Психология эмоций