Психология как наука, ее объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:50, доклад

Описание работы

Психология, как любая наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических механизмов, а также планомерное внедрение психологических знаний в практику.
Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические аспекты. Они наблюдают психические явления и психологические факты в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют, систематизируют полученные результаты. Вторая категория психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой психических нарушений.
Практический психолог решает множество повседневных задач и вопросов. Но главной целью его деятельности является психическое и психологическое здоровье населения.

Файлы: 1 файл

Voprosy_Psikhologia_Finansovyy1.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

1. Психология как наука,  ее объект, предмет, задачи

 

Термин «психология» переводится    как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука, учение). Никто не знает точно, кто является автором этого термина «психология». Когда он появился в XVII веке, перед психологической наукой, развивающейся в то время в рамках других научных дисциплин, стояла задача определения ее нового предмета. Хотя любое учебное пособие начинается с определения данной науки, ее объекта и предмета, сделать это в отношении психологии крайне трудно.

Объектом науки являются носители тех явлений или процессов, которые исследует данная отрасль знания. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Определение предмета любой науки имеет не только методологическое, но и  прикладное (практическое) значение. От того, как формулируется предмет науки, зависит и то, каким образом он исследуется, как интерпретируются результаты исследований и как они используются на практике. Любая наука на деле существует лишь тогда, когда определяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта. Объект многоаспектен, например, человек выступает объектом многих наук: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Фактически человек как объект изучения неисчерпаем. Предмет – это аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Если объектом психологического исследования является самооценка школьника, то предметом могут стать факторы ее формирования. Понятие объекта и предмета соотносительны и характеризуются во взаимной связи. Особенность психологической науки заключается в том, что в ней как бы сливаются объект и предмет изучения: человек с помощью психики познает окружающий его мир, а затем на этой основе исследует свою собственную психику, влияние на нее внешнего мира.

Предмет психологии как науки изменялся на протяжении ее исторического развития.

Смена представлений о  предмете психологии служит основанием для традиционного выделения 4 этапов развития психологической науки.

 

1-й этап – психология  как наука о душе. Люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, пытавшиеся объяснить поведение, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивиду: будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Учение о душескладывалось в рамках философии  и медицины. Границы данного этапа развития психологии определяются с V века до н.э. до начала ХVII века н.э. Этап развития психологии как науки о душе связан с учениями  таких древнегреческих ученых, как Демокрит (460-370/360 г.г. до н.э.), Гераклит (540-474 г.г. до н.э.), Анаксагор (500-428 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Сократ (47-399 г.г. до н.э.), Аристотель (470-399 г.г. до н.э.).

Каждый из названных философов  внес достойный вклад в развитие научных знаний, в том числе  психологических, например, идея закономерного  развития принадлежит Гераклиту, идея причинности или детерминизма – Демокриту. Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию, незримую, божественную, вечную, существующую наряду с телом и независимо от нее – Платону.

Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший ученик Платона. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат взаимопроникновения двух начал – пассивного (матери) и активного (формы). Материя не может существовать, не оформляясь, а форма не может существовать без материальной основы. Аристотель доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Чувственные образы – первые свидетели внешнего мира. Мышление невозможно без чувственного опыта. Однако в вопросе о природе мышления Аристотель не смог преодолеть идеализм. Он выдвигает идею о существовании «родового разума», который в отличие от индивидуального мышления, не исчезает со смертью человека, «родовой разум» вечен и не ограничен пределами человеческой  жизни.

Итак, учение о душе развивалось  в постоянной борьбе материалистического  и идеалистического способов объяснений. Однако, с одной стороны, глобальность, всеохватность, мифологичность категории  души, а с другой – ее неопределенность и недоказуемость  мешали выделению и становлению психологии как отрасли научного знания. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни, включая растительные, чисто биологические процессы, а только к тому уровню, который сейчас называют психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только воспринимать окружающую действительность, размышлять, но и замечать, что данные мысли принадлежат только ему, он может не только действовать, но и знать, что эти действия исходят только от него.

Расчленения в некогда  едином понятии о душе совершались  под влиянием прогресса в опытном  исследовании строения и функций  организма, а также под влиянием социальных потребностей. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно  связаны с психикой. Душа как организующее начало любого проявления жизни и  душа как организующее начало ощущений и движений, неотделимых от нервов, оказывались двумя разными душами.

Во II веке до н.э.  римский врач Гален (ок.130-ок.200 г. до н.э.), обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения, в которых участвует внимание, память, мышление, от движений, которые человек производит, например, в состоянии сна. И те, и другие, по его мнению, регулируются душой, но в первом случае участвуют дополнительные элементы.

 

2-й этап – психология  как наука о сознании.

Нарождающееся понятие о  сознании было использовано идеалистической  философией. Августин (IV-V век н.э.) придал сознанию идеалистическую окраску. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. Познание души для теолога Августина означало познание Бога – занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.

Представления о душе и  ее функциях в античные времена сменились  в эпоху Средневековья почти  полным господством христианской философии  и идеологии, и все сохранившиеся  психологические идеи приобрели  религиозную окраску. Вера становится выше знания, о каком-либо познании природы и души, основанном на опыте, теперь не может быть и речи.

Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века  Роджер Бэкон (ок. 1214-1294)считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает  отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.

В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании. «Мыслю, следовательно, существую (cogito ergo sum)», – считал Рено Декарт. А мыслить, по его мнению, означает не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 века – постулат, утверждающий, что собственное сознание – это первое, что человек обнаруживает в себе.

Новым содержанием наполнилось  у Р. Декарта понятие души или  психическое. За психическое принималось  только  то, что непосредственно осознает сам субъект. Декарт отделил психические функции от непсихических (физиологических) на основании того, что психические функции осознаются, а физиологические (телесные) – нет.

Эта концепция придала  особую остроту психофизической  проблеме, т.е. проблеме соотношения  психических и физиологических (нервных) процессов. Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие «рефлекс». Суть рефлекса по Декарту в том, что  внешние воздействия благодаря  «животным духам» переносятся по нервам и создают напряжение определенных мышц, которое и представляет собой  действие организма. Тело Декарт считает  машиной, работа которой подчиняется  материальным законам и не нуждается  в привлечении души.

Декарт попытался таким  образом объяснить возникновение  ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему  на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время  определялось, как  способность человека думать,  чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и содержания сознания.

Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали становлению  метода интроспекции (букв. «смотрю  внутрь»), долгое время считавшегося единственным методом психологии. Основная его посылка – знания сами по себе не могут возникнуть, врожденных идей нет, все идеи и понятия проистекают из опыта.

Под опытом Дж. Локк понимает все то, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его  структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом  общим термином «идеи». Идеями Локк называл ощущения и  образы, восприятия и состояния памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.

По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому  листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит  своими воздействиями узоры. Приобретенные  во внешнем опыте чувственные  идеи выступают в качестве исходного  материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой  способность души обращать свой взор на собственное состояние.

В XIX веке психология бурно развивается, распространяется в развитых странах, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и разрешении социально значимых проблем. Однако понятие «сознание» остается в значительной мере описательным, нечетким, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки.

 

3-й этап – психология  как наука о поведении. В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то  она должна изучать исключительно поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения. «Behaviour» по-английски – «поведение», оно и стало предметом психологии. С точки зрения основателя бихевиоризма американского ученого Джона Бродеса Уотсона (1878-1958), выраженной им в так называемом манифесте бихевиоризма, сознание как внутренний мир субъективных явлений объективно изучать невозможно. Д. Уотсон отрицает понятие сознания и утверждает, что сущность человека детерминирована внешней средой.

Отвергнув сознание как реальный регулятор человеческой  деятельности, бихевиористы свели все психические явления к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменением внутри организма и т.д.

За единицу поведения  принимается связь стимула и  реакции (S – R). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы, как психические, так и физиологические, по мнение бихевиористов, не поддаются научному анализу.

Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая  личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для того периода и подверглась критике. Схема S – R не могла охватить бесчисленные вариации человеческого подведения. В  реальных условиях разные люди на одинаковые стимулы реагируют по-разному. Объяснить причины этого схема S – R не могла.

Оформление бихевиоризма как научного направления связано  также с работами Э. Толмена, Э. Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественно-научный путь развития. Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену (1886-1959), американскому психологу. Он усилил формулу еще одной составляющей (промежуточной переменной) и придал ей следующий вид: S – I – R, где I – индивид как носитель когнитивной карты. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта со средой.

Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал  индивидуальные личностные проявления, но и свел их к созданию в мозге  человека «карты» окружающей среды. Когнитивные карты формируются  в мозге генетически, но в большей  мере на основании приобретенного опыта  и представляют собой целостный  образ конкретных внешних ситуаций. Толмен понимает поведение не как  сумму реакций, а как целостный  феномен.

Американский психолог Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) положили начало структуралистскому подходу к сознанию-направлению, считавшему предметом психологии элементы сознания и  - структурные отношения между ними. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение – простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью, образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула». Под «ошибкой стимула» понимался  ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, когда испытуемый подменял свои переживания, ощущения знанием о вызвавших их внешних раздражителях. Э. Титченер ввел метод аналитической интроспекции. Он изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли интроспекции в поведении. Он считал, что хотя интроспекции доступно лишь собственное сознание, полученные результаты могут быть перенесены  на других людей, животных, психически больных, исследователю необходимо лишь поставить себя на их место.

Информация о работе Психология как наука, ее объект, предмет, задачи