Психология как наука, ее объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:50, доклад

Описание работы

Психология, как любая наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических механизмов, а также планомерное внедрение психологических знаний в практику.
Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические аспекты. Они наблюдают психические явления и психологические факты в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют, систематизируют полученные результаты. Вторая категория психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой психических нарушений.
Практический психолог решает множество повседневных задач и вопросов. Но главной целью его деятельности является психическое и психологическое здоровье населения.

Файлы: 1 файл

Voprosy_Psikhologia_Finansovyy1.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Бихевиоризм расширил класс  исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались проблемы научения, образования  навыков и др. Однако активность организма и роль психической  организации в преобразовании среды, социальная природа человека бихевиористами игнорируется. Отвергается и роль сознания как регулятора поведения  и деятельности человека на том основании, что оно  якобы недоступно для объективного изучения.

 

4-й этап – психология  как наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы  психики. В качестве основного предмета психологии выступает психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Следует отметить, что приведенное определение предмета психологии является неустоявшимся, хотя дается в учебниках и учебных пособиях.

Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Специфика психического отражения  состоит в том, что психические  явления – это субъективные отражения  объективной действительности. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает данный человек: в каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития.

Изучая психику, современная  научная психология в круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические  факты. К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта: психические процессы, состояния и свойства. Подпсихологическими фактами понимаются различные проявления психики – акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др. Психические явления принято разделять на три большие группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Они взаимосвязаны между собою, переходят один в другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

Психический процесс характеризуется как функциональная система в действии. Выделяют:

·              процессы психической регуляции (мотивационные процессы, которые инициируют, определяют интенсивность и временную организацию и направленность поведения. Центральным моментом мотивационного процесса является принятие решения и выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. Произвольную регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивают процессы контроля. Они обычно следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата;

·        когнитивные процессы, которые обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание;

·        эмоциональные процессы, которые осуществляют избирательное отношение человека к внешним и внутренним воздействиям. Психологическая функция эмоций – оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоционального переживания.

Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. К психическим состояниям относят проявления эмоций (радость, тревога, гнев и т.д.), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность), мышления (сомнение) и т.д.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это сложные структурные образования личности, к которым относят направленность личности (систему интересов, убеждений, потребностей, ценностей), темперамент, характер, способности. Психические свойства характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом, проявляясь в каждом из его поступков, деяний,  поведении, стилях деятельности, способах общения и взаимодействия.

Психология как наука  развивается в условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек  зрения по поводу многих фундаментальных  вопросов, в т.ч. и проблемы предмета психологии. Тем не менее, для обозначения  явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее  определение.Психология – многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Психология, как любая  наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и  закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических  механизмов, а также планомерное  внедрение психологических знаний в практику.

Психологи, как и представители  других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические  аспекты. Они наблюдают психические  явления и психологические факты  в естественной обстановке или в  лаборатории, интерпретируют, систематизируют  полученные результаты. Вторая категория  психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой  психических нарушений.

Практический психолог решает множество повседневных задач и  вопросов. Но главной целью его  деятельности является психическое  и психологическое здоровье населения.

 

        2. Донаучная,  житейская психология

Донаучное, или житейское, мировосприятие и соответствующие  ему психологические представления  вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического  взаимодействия люди учились различать  скрытые за внешним поведением психические  качества людей. За поступками угадывались  мотивы, характеры людей. Донаучную  психологию иногда определяют как такое  знание, которое люди создают еще  задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его  содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда  лежащие в их основе причины можно  было легко проследить. Такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье —  мать ученья» и т.п. Поэтому донаучная  психология, конечно, еще не поднимались  до целостной оценки бытия и ограничивалась лишь символическим объяснением  его отдельных фрагментов. Это  мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором  обитали тот или иной род или  племя.

Обыденные психологические  знания первобытных людей соответствовали  этому несистемному, фрагментарному мировоззрению.

Тем не менее это знание могло быть весьма обширным, охватывая  все сферы жизни первобытного человека.

Зарождение этих знаний было вызвано некоторыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

  • сновидения:
  • психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
  • разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.

Древние люди, пытаясь объяснить  эти явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда. Одним из самых  древних является широко распространенное в Индии учение о переселении  душ из одного тела в другое.

Но несмотря на свою простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались  ложными. Некоторые из этих представлений  сохранили свое значение вплоть до настоящего времени и вошли в  сокровищницу современной психологической  науки.

Так, современная наука  признает следующие постулаты психологического знания, которые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:

  • представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
  • мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.

Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после  смерти человека превращается в птицу, которая живет рядом с его  могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.

Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, которые  он совершит в течение жизни.

«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал  Серафим Саровский (1754-1833), отечественный  религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к  лику святых (1903).

Таким образом, древняя идея о вечности души, появившаяся уже  у первобытного человека, хотя и  в иной форме, но продолжает жить в  общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.


Информация о работе Психология как наука, ее объект, предмет, задачи