Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:02, реферат
Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;
Введение___________________________________________________ 3стр.
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители________________________________________________5стр.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______13стр.
3. Тест._____________________________________________________ 17стр.
Заключение__________________________________________________19стр.
Список используемой литературы_____________________
В 1960-х
годах в американской науке как
альтернатива доминированию бихевиоральных
концепций появилось
Когнитивные процессы для
Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Поэтому серьезное достоинство когнитивной психологии – это точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологическую науку к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в аналогичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики в отличие от модели.
Возникновение
когнитивной психологии порождено
скорее общим направлением и логикой
развития психологической науки, чем
открытиями конкретных ученых, тем
не менее, можно говорить о деятельности
двух психологов, в наибольшей степени
способствовавшей консолидации нового
направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый
научный центр когнитивной
Гуманистическая
психология - одно из ведущих направлений
современной зарубежной психологии,
возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее
себя психоанализу и бихевиоризму.
Индивидуальность в нем рассматривается
как интегративное целое, в противовес
бихевиоризму, ориентированному на анализ
отдельных событий. Исследование животных
считается непригодным для
Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.
Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии. Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни, «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски». Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.
Трансперсональная
психология изучает сознание в широком
спектре его проявлений: множественность
состояний сознания, духовный кризис,
околосмертные переживания, развитие
интуиции, творчества, высшие состояния
сознания, личностные ресурсы, парапсихологические
феномены. Она опирается на целостное
видение человека в перспективе
его духовного роста, классическую
и неклассическую философскую антропологию,
мировые духовные традиции, разнообразные
способы самопознания и психотерапии,
такие как медитация, холотропное
дыхание, телесно-ориентированная
Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».
2.
Анализ ведущих положений
Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.
Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.
Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.
Основные методологические положения психологии гуманистической:
1) человек
должен изучаться в его
2) ценны
не только общие, но и
3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
4) жизнь
должна рассматриваться как
5) человек
наделен потенциями
6) человек
не детерминирован только
7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека, по сути дела - гуманистический подход рассматривает проблему изнутри, а не снаружи - по стандартизированным формулам и уравнениям. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть, в самом деле.
Индивидуальность
рассматривается как
В целом психология
гуманистическая не представляет единой
теории - ее объединяют некие общие
положения и "личностная" ориентация
в терапевтической и
Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.
Каждое
новое направление в науке
определяет свою программу через
противопоставление установкам уже
утвердившихся направлений. В данном
случае гуманистическая психология
усматривала неполноценность
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
3.Тест.
Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
А) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
Б) создание математических моделей психических процессов;
В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Ответ: основной метод бихевиоризма состоит в В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
В бихевиоризме можно отметить следующие недостатки:
- недоучет
сложной психической
- излишнее сближение психики животных и человека;
- игнорирование процессов сознания;
- игнорирование высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.
Основной
недостаток бихевиористской психологии
состоит в односторонности
выполняемых работ.
В бихевиоризме можно отметить следующие достоинства:
- он внес
в психологию сильный крен
в естественно – научную
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии