Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;

Содержание работы

Введение___________________________________________________ 3стр.
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители________________________________________________5стр.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______13стр.
3. Тест._____________________________________________________ 17стр.
Заключение__________________________________________________19стр.
Список используемой литературы_____________________

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

В 1960-х  годах в американской науке как  альтернатива доминированию бихевиоральных концепций появилось направление - когнитивная психология. Это направление  возникло в связи с развитием  кибернетики, информатики, математического  программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной  реакцией на недостатки всех психологических  концепций, игнорирующих сознание и  принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное  внимание было обращено на то, как человек  воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений  и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли  психологии явилась разработка программных  языков высокого уровня для ЭВМ и  технологии программирования. 

      Когнитивные процессы для психолога  являются аналогом программы  вычислительной машины. На их  изучение и ориентирована эта  отрасль знаний, интересующаяся  главным образом тем, как человек  реагирует на окружающий мир  в познавательном плане. Когнитивную  психологию интересует, как устроено  сознание человека, его система  знаний. Главным принципом, на  основании которого рассматривается  когнитивная система человека, является  аналогия с  компьютером, то  есть психика трактуется как  система, предназначенная для  переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы  стал микроструктурный анализ психических  процессов. Поэтому серьезное достоинство  когнитивной психологии – это  точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологическую  науку к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой  она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в  аналогичных, эта точность достигается  за счет упрощения и игнорирования  неоднозначности человеческой психики  в отличие от модели.

Возникновение когнитивной психологии  порождено  скорее общим направлением и логикой  развития психологической науки, чем  открытиями конкретных ученых, тем  не менее, можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени  способствовавшей консолидации нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые  методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р.1928) выпустил в 1967 году книгу  «Когнитивная психология», в которой  изложил основные положения этого  направления.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений  современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее  себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается  как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания  психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или  в крайнем случае нейтрален, а  его агрессия, насилие и т. п. возникают  как результат воздействия окружающей среды.

Представители гуманистической психологии: Абрахам  Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл В  работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления  о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей  человека получила раскрытие в работах  А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли  анализу проблему свободы и ответственности.

Трансперсональная психология - новое направление в  западной психологии. Термин «трансперсональная психология» имеет латинские  и греческие корни, «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски». Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком  спектре его проявлений: множественность  состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния  сознания, личностные ресурсы, парапсихологические  феномены. Она опирается на целостное  видение человека в перспективе  его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные  способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное  дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и  др.

Особенностью  современной трансперсональной  психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами  религиозных и духовных практик  и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился  фактический материал и богатый  опыт практических методов.

Уильям  Джеймс был первым психологом, который  использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском  университете в 1905 году и он считается  первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие  религиозного опыта».

 

 

 

2. Анализ  ведущих положений гуманистической   психологии.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений  современной западной, преимущественно  американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом  личность как уникальную целостную  систему, коя представляет собой  не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого  человека, если предоставить ему возможность  самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в  ту пору "мира и любви" был горячо встречен.

Возникновение и формулирование основных принципов  психологии гуманистической связано  с именем американского психолога  А. Маслоу. Она основывается на принципах  экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости  максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое  здоровье. В качестве основных предметов  ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся  К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.

Заслуга гуманистической  психологии в том, что она поставила  на первый план изучение важнейших  проблем личностного бытия и  развития, задала психологической науке  новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Основные  методологические положения психологии гуманистической:

1) человек  должен изучаться в его целостности;

2) ценны  не только общие, но и индивидуальное  случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев  не менее оправдан, чем статистические  обобщения;

3) человек  открыт миру; переживания человеком  мира и себя в мире - главная  психологическая реальность;

4) жизнь  должна рассматриваться как единый  процесс становления и бытия  человека;

5) человек  наделен потенциями непрерывного  развития и самореализации как  частью своей природы;

6) человек  не детерминирован только внешними  ситуациями - он обладает определенной  степенью свободы от внешней  детерминации благодаря смыслам  и ценностям, коими руководствуется  в выборах;

7) человек  - активное, интенциональное, творческое  существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному  опыту человека, по сути дела - гуманистический  подход рассматривает проблему изнутри, а не снаружи - по стандартизированным  формулам и уравнениям. Соответственно, главная претензия, предъявляемая  гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть, в  самом деле.

Индивидуальность  рассматривается как интегративное  целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных  событий. Подчеркивается  непригодность  исследований животных для понимания  человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что  человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и  прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная  человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать  болезнь, нужно знать, что такое  здоровье (в психоанализе - обратный путь).

В целом психология гуманистическая не представляет единой теории - ее объединяют некие общие  положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.

Согласно  К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать  себя, и он наделен силами, нужными  для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы  более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении  вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется  источник неудовлетворенности и  аномалий поведения, коими страдают многие.

Каждое  новое направление в науке  определяет свою программу через  противопоставление установкам уже  утвердившихся направлений. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в  том, что они избегали конфронтации с действительностью в том  виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина  личности предстает фрагментарной  и конструируется либо как "система  реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов  типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых  стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование  во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая  была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону  этой пропасти оказался субъект, сведенный  к "рацио", к способности оперировать  абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

 

3.Тест.

Укажите, в  чем состоит основной метод бихевиоризма:

А) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

Б) создание математических моделей психических  процессов;

В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций  организма в ответ на воздействие  окружающей среды.

Ответ: основной метод бихевиоризма состоит в  В) наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействие окружающей среды.

Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление  в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным  формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы  внешней среды.

В бихевиоризме можно отметить следующие недостатки:

- недоучет  сложной психической деятельности;

- излишнее  сближение психики животных и  человека;

- игнорирование  процессов сознания;

- игнорирование  высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Основной  недостаток бихевиористской психологии состоит в односторонности подхода  к исследованию изучаемых сложных  объектов. Недооценивая достижения психологии сознания, физиологии высшей нервной  деятельности, роль биологических сдвигов  в организме, бихевиоризм существенно  обедняет результаты

выполняемых работ.

В бихевиоризме можно отметить следующие достоинства:

- он внес  в психологию сильный крен  в естественно – научную сторону;

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии