Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Задачи истории психологии:
Изучить закономерности развития знаний о психике

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Определение и характеристика специфики предмета психологии ………5
Характеристика психологических знаний в античный период .……...…...7
Выберите из перечисленных определений предмета психологии верное. Ответ обоснуйте ………………………………………………………...12
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ……………………..…………………………......13

Файлы: 1 файл

психология контр1.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗООВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине « Психология и педагогика »

 

Тема 1. Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

 

Вариант 1

 

 

 

 

Выполнила:

Факультет

Специальность:

Курс 

Личное дело

Преподаватель:

 

 

 

Уфа 2012 г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Определение и характеристика специфики предмета психологии ………5
  2. Характеристика психологических знаний в античный период .……...…...7
  3. Выберите из перечисленных определений предмета психологии верное. Ответ обоснуйте ………………………………………………………...12

Заключение ……………………………………………………………………

Список  литературы ……………………..…………………………......13

 

 

 

 

Введение

 

Психология  как наука изучает факты, механизмы  и закономерности психической жизни. История психологии описывает и  объясняет, как эти факты и  законы открывались человеческому  уму.

Задачи истории  психологии:

  • Изучить закономерности развития знаний о психике
  • Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.
  • Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста.
  • Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается  примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В  этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с  условностью периодизации развития психологии, естественной практически  для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения  при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Время существования  психологии как самостоятельной  науки значительно меньше, чем  период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков  психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

 

  1. Определение и характеристика специфики

предмета  психологии

 

Психология - (в переводе с древ.греч. psyche – душа, logos - понятие) -академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Общая психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Объект психологии - душа в различных  ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.

Различные психологические  направления выделяют свой предмет  исследования.

Предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Специфика  научного познания задается  предметом  научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений [3, c.143].  

На протяжении истории  развития психологической мысли  позиции по нему претерпевали серьезные  изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной  научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.  

Под психическими явлениями  понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством  такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями [5, c.358].

Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних  проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное  познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной  психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно  описывать исследуемый объект, планировать  процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы [7, c.43].

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

  • Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;
  • Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития [4, c.105].

Уникальность  психологической науки обусловлена  как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют  не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие  в их основе закономерности и предсказывать  их дальнейшее развитие.

Периодизация  истории психологии.

Психология имеет многовековую историю, первые научные представления возникли в VI в.до н.э.

Различают два  больших периода:

Первый –  когда психологические знания развивались  в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания. (VI в.до н.э. – середина XIX в.);

Второй –  когда психология: развивалась как  самостоятельная наука (середина XIX в. – настоящее время).

Этапы развития психологии:

1 этап – психология  как наука о душе. Наличием души пытались объяснять все непонятные явления в жизни человека (около 2 тыс.лет назад).

2 этап – психология  как наука о сознании. Начинается с 17 в. Способность чувствовать и думать называли сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой. 

3 этап - психология как наука о поведении. Начинается с 20 в. Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека.

4 этап – современный  этап развития психологии: изучение  факторов, закономерностей и механизмов психики. Начинается со 2-ой половины 20 в.

Задачи  психологии :

  • Изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.
  • Изучение особенностей разнообразных  психических явлений и процессов.
  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений.
  • Раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а так же психических  свойств.
  • Способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность [6, c.268].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика психологических знаний

в античный период

 

В психологии   античности  можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Первые  психологические  теории  античности:

Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал  равенство душ, равенства нет  в природе вообще. У всех людей  разные способности. Считал необходимым  поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души).        Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся, прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: «Человек есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.

Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его  тело и душу. Дыхание является одним  из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются  атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. Воспитание считал трудным делом.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека.

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии