Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:13, контрольная работа
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Задачи истории психологии:
Изучить закономерности развития знаний о психике
Введение ………………………………………………………………………….3
Определение и характеристика специфики предмета психологии ………5
Характеристика психологических знаний в античный период .……...…...7
Выберите из перечисленных определений предмета психологии верное. Ответ обоснуйте ………………………………………………………...12
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ……………………..…………………………......13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗООВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Психология и педагогика »
Тема 1. Психология как наука. Исторические этапы развития психологии
Вариант 1
Выполнила:
Факультет
Специальность:
Курс
Личное дело
Преподаватель:
Уфа 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ……………………..…………………………......13
Введение
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Задачи истории психологии:
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с
условностью периодизации развития
психологии, естественной практически
для любого исторического исследования,
возникают некоторые
Время существования
психологии как самостоятельной
науки значительно меньше, чем
период ее развития в русле философии.
Естественно, что этот период не однороден,
и на протяжении более чем 20 веков
психологическая наука
предмета психологии
Психология - (в переводе с древ.греч. psyche – душа, logos - понятие) -академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Общая психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Объект психологии - душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.
Различные психологические направления выделяют свой предмет исследования.
Предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений [3, c.143].
На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.
Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями [5, c.358].
Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.
Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.
Изучение предмета современной
психологии опирается на ряд принципов,
представляющих собой исходные положения,
которые позволяют
В качестве основных методологических принципов психологии называют:
Уникальность
психологической науки
Периодизация истории психологии.
Психология имеет многовековую историю, первые научные представления возникли в VI в.до н.э.
Различают два больших периода:
Первый – когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания. (VI в.до н.э. – середина XIX в.);
Второй – когда психология: развивалась как самостоятельная наука (середина XIX в. – настоящее время).
Этапы развития психологии:
1 этап – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснять все непонятные явления в жизни человека (около 2 тыс.лет назад).
2 этап – психология как наука о сознании. Начинается с 17 в. Способность чувствовать и думать называли сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой.
3 этап - психология как наука о поведении. Начинается с 20 в. Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека.
4 этап – современный этап развития психологии: изучение факторов, закономерностей и механизмов психики. Начинается со 2-ой половины 20 в.
Задачи психологии :
в античный период
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души). Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся, прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: «Человек есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.
Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. Воспитание считал трудным делом.
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека.
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии