Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:13, контрольная работа
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Задачи истории психологии:
Изучить закономерности развития знаний о психике
Введение ………………………………………………………………………….3
Определение и характеристика специфики предмета психологии ………5
Характеристика психологических знаний в античный период .……...…...7
Выберите из перечисленных определений предмета психологии верное. Ответ обоснуйте ………………………………………………………...12
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ……………………..…………………………......13
Сократ (469-399гг. до н.э.) впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Изречение: «Познай самого себя». Считал, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Впервые связал мыслительный процесс со словом. Против мнения, что человек есть мера всех вещей. Сократ одним из первых поднял вопрос необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Это метод сократической беседы, его знаменитая диалектика, в основе которой лежал разработанный Сократом диалог. Он никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное - привести человека к самостоятельному открытию истины.
Платон (428-348гг. до н.э.) родился в знатной афинской семье, прекрасный гимнаст, поэт, путешествовал, был продан в рабство, выкуплен. Основал свою школу под названием Академия. Платон пришел к объективному идеализму. Он выделил бытие - душу и небытие материю, которая ничто без души. Идея, или душа, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа - хранительница разума и нравственности. Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная части души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Платон впервые представил душу как определенную структуру, сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Исследуя познавательные процессы, Платон рассматривал несколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении. Мышление носит активный характер, а намять и ощущения - пассивный. Знание Платон рассматривал как припоминание, осознание старого, того, что уже хранилось в душе. У человека существует возможность проникнуть в истинную суть вещей и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее описала гештальт-психология. Изречение: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землею, незримы оку». Личность творца незначима. Ограничивал роль искусства. Уделял внимание изучению индивидуальных склонностей и способностей, профессиональной пригодности.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом [1, c.83].
Существует три вида души:
Школа киников исходила
из того, что каждый человек самодостаточен,
т.е. имеет самое необходимое для
духовной жизни в себе самом. Единственный
путь для нравственного самосовершен
Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а чувства управляют поведением.
Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на вере в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты [5, c.233].
психологии верное
а) наука о человеке, его духовной сущности психике в их развитии и во всем многообразии форм;
б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;
в) наука о закономерностях развития высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Ответ:
Предмет психологии – это наука о человеке, его духовной сущности психике в их развитии и во всем многообразии форм.
В настоящее время общим предметом психологии является психика и психические явления во всем их многообразии, но за все время существования психологии как в рамках философии и религии, так и в качестве науки, ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний человека о мире и себе.
Заключение
В связи со сказанным можно утверждать, что психология и свой предмет имеет именно в силу относительной самостоятельности и активности психического процесса. Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.
Предметом психологии
являются закономерные связи субъекта
с физическим и социальным миром,
запечатленные в системе
Общая психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, психических состояний и психических свойств человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Объект психологии - душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.
Предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений.
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Список литературы
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии