Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и XX веков.
В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее мировоззрение. Все настроения, происходившие в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.
Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальт-психологии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. ……………………………………………………………. 4

2. Назовите основные положения когнитивной психологии. .……………. …8

3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы. ……………………………………….. ..13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Филиал г. Пенза

 

                    Кафедра Философии и социологии

 

                       Факультет финансово-кредитный

 

                       Специальность Бакалавр экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

по дисциплине Психология и педагогика

Тема: Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Вариант № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Студент: Белова Г. В.

                                                     Курс: 1.    № группы: 1.

                                                                   Личное дело № 100.21/120006

Преподаватель: Захарова И. И.

 

 

 

 

Пенза – 2012

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

 

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма  как науки, изучающей поведение  объективным путем.  ……………………………………………………………. 4                                                                                    

 

2. Назовите основные положения когнитивной психологии.  .……………. …8 

 

3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11

 

Заключение………………………………………………………………………12

                                                                                                               

Список использованной литературы. ……………………………………….. ..13                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследования в области психологии, проводимые в странах Запада, опираются на положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическая психология. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных неизбежны процессы разрушения и перестроения всей научной системы.

Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и  XX веков.

В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее  мировоззрение. Все настроения, происходившие  в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.

Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений  гештальт-психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма  как науки, изучающей поведение  объективным путем.

 

Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которой понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое является результатом физиологических реакций индивида на внешние стимулы.

Влиятельным течением психологии он стал именно в  начале XX в.

Э.Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику  и поведение как систему реакций  организма на внутренние и внешние  раздражители.

В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип – это изучение не самого себя, а изучение поведения  соседа. Таким образом, человек объясняет  свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя –  это субъективная оценка, а бихевиоризм  исследует психологические явления  объективно. Поэтому, следует изучать  поведение других людей и их реакцию  на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его  положения объясняют влияние  внешних факторов на поведение людей  их деятельность и межличностное  общение.

Предмет – поведение человека от рождения до смерти и активность (реакции).  Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула. В основе любого действия лежит некое внешнее воздействие, вызвавшее его. Нет ни одного действия человека, за которым бы не стояла причина в виде внешнего агента. Это можно представить формулой:  S → R. Это соотношение Уотсон объявляет единицей поведения и ставит перед психологией следующие задачи:

1.         Прийти к тому, чтобы по ситуации S (стимулу) научиться предсказывать поведение R(реакцию)..

2.         По реакции заключать о вызвавшем ее стимуле.

 

Методы бихевиоризма:

1.         Наблюдение

2.         Объективное тестирование

3.         Дословная запись

4.         Метод условных реакций.

 

Существует 2 типа реакций:

1.         Врожденные - чихание, икание, сосание…

2.         Приобретенные  - реакции, приобретающиеся в процессе жизни субъекта, путем обусловливания.

Как приобретаются реакции:

 

1.         Простые. Безусловный стимул (поглаживание матери) вызывает безусловную реакцию (улыбка ребенка). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (лицо матери), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию (улыбку ребенка) начинает вызывать один лишь условный стимул (лицо матери).

 

2.         Сложные. Сложные реакции образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим безусловный стимул А вызывает безусловную реакцию А1, безусловный стимул Б вызывает безусловную реакцию Б1, а безусловный стимул В вызывает безусловную реакцию В1. Каждый раз, все эти стимулы (А, Б, В) предъявляются одновременно с условным стимулом Х. Через короткое время окажется, что один лишь стимул Х может вызывать реакции А1, Б1 и В1.

Пример с  ребенком, кроликом и громким звуком (потерей опоры). На этом же примере  можно показать, что реакции могут  генерализоваться, т.е. распространяться на все похожие стимулы. «Снятие» реакции возможно путем систематической  десенсибилизации.

Уотсон ставил задачу – научиться управлять  поведением. Если реакция определяется стимулом, то нужно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

Эксперименты  не подтвердили правильность схемы  Уотсона: в ответ на воздействие  одного и того же стимула могут  следовать разные реакции, одна и  та же реакция может побуждаться  различными стимулами. Зависимость  реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о  том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Последователи Уотсона,  развивавшие его идеи, предложили ввести понятие «промежуточные переменные», т.е. некоторые события в организме, на которые воздействует стимул и которые, не являясь реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, Он предположил, что поведение  может строиться и по иному  принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения.

Не субъект  выбирает поведение, но вероятные последствия  поведения управляют субъектом.

Можно управлять  поведением, положительно подкрепляя определенные способы поведения  и тем самым делая их более  вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Социобихевиоризм - особые направление в рамках бихевиоризма, сформировавшееся в 60-е гг. Появляется новое представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, а наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб». Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.

Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).

 

 

 

 

 

2. Назовите основные положения  когнитивной психологии.

 

Представители когнитивной психологии критиковали  взгляды бихевиористов.  Взгляды  представителей когнитивной психологии заключаются в том, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями.

Начало этому  направлению положило исследование У. Нейсера.  

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и  сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).

Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны. Сторонники когнитивной психологии считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он действует и мыслит.

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы  проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Нейсер.

Дж. Келли  в своих работах рассматривает  один из вариантов когнитивного поход  к изучению поведения – психология личностных конструктов или конструктивный альтернативизм. Ученый утверждает, что у человека избирательный характер поведения. Человек из ряда альтернативных  возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее приемлемые в той или иной ситуации. Такой поход помогает  не только правильно вести себя  в настоящий момент, но и предвидеть ход дальнейших событий и контролировать  свое поведение. Любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется  Дж. Келли как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».

Если личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка, то человек исходит из нее и далее. Если же  конструкт или понятийная схема опровергают себя, то человек конструирует другую схему. Дж. Келли подчеркивает то, что личностные конструкты не находятся в беспорядочном состоянии, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Они находятся в иерархической или «пирамидальной» системе и постоянно взаимодействуют друг с другом.

Система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения».

Научение  через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры.

Мыслительные  способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями.  Человек действует в соответствие с обстановкой, учитывает характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым он может предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии