Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:45, контрольная работа
Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и XX веков.
В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее мировоззрение. Все настроения, происходившие в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.
Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальт-психологии.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. ……………………………………………………………. 4
2. Назовите основные положения когнитивной психологии. .……………. …8
3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы. ……………………………………….. ..13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Филиал г. Пенза
Кафедра Философии и социологии
Факультет финансово-кредитный
Специальность Бакалавр экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине Психология и педагогика
Тема: Психология как наука. Исторические этапы развития психологии
Вариант № 5.
Студент: Белова Г. В.
Курс: 1. № группы: 1.
Преподаватель: Захарова И. И.
Пенза – 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1. Охарактеризуйте сущность
2. Назовите основные положения когнитивной психологии. .……………. …8
3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы. ………………………………………..
..13
Введение
Исследования в области
Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и XX веков.
В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее мировоззрение. Все настроения, происходившие в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.
Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальт-психологии.
1.
Охарактеризуйте сущность
Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которой понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое является результатом физиологических реакций индивида на внешние стимулы.
Влиятельным течением психологии он стал именно в начале XX в.
Э.Торндайк
является основоположником психологии
поведения и объективной
В 1913 г. Джон
Уотсон (1878-1958) сформулировал основные
принципы поведенческой психологии.
Главный принцип – это изучение
не самого себя, а изучение поведения
соседа. Таким образом, человек объясняет
свое собственное поведение. Уотсон
считал, что изучение самого себя –
это субъективная оценка, а бихевиоризм
исследует психологические
Предмет – поведение человека от рождения до смерти и активность (реакции). Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула. В основе любого действия лежит некое внешнее воздействие, вызвавшее его. Нет ни одного действия человека, за которым бы не стояла причина в виде внешнего агента. Это можно представить формулой: S → R. Это соотношение Уотсон объявляет единицей поведения и ставит перед психологией следующие задачи:
1. Прийти к тому, чтобы по ситуации S (стимулу) научиться предсказывать поведение R(реакцию)..
2. По реакции заключать о вызвавшем ее стимуле.
Методы бихевиоризма:
1. Наблюдение
2. Объективное тестирование
3. Дословная запись
4. Метод условных реакций.
Существует 2 типа реакций:
1. Врожденные - чихание, икание, сосание…
2. Приобретенные - реакции, приобретающиеся в процессе жизни субъекта, путем обусловливания.
Как приобретаются реакции:
1. Простые. Безусловны
2. Сложные. Сложные реакции образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим безусловный стимул А вызывает безусловную реакцию А1, безусловный стимул Б вызывает безусловную реакцию Б1, а безусловный стимул В вызывает безусловную реакцию В1. Каждый раз, все эти стимулы (А, Б, В) предъявляются одновременно с условным стимулом Х. Через короткое время окажется, что один лишь стимул Х может вызывать реакции А1, Б1 и В1.
Пример с ребенком, кроликом и громким звуком (потерей опоры). На этом же примере можно показать, что реакции могут генерализоваться, т.е. распространяться на все похожие стимулы. «Снятие» реакции возможно путем систематической десенсибилизации.
Уотсон ставил задачу – научиться управлять поведением. Если реакция определяется стимулом, то нужно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Эксперименты не подтвердили правильность схемы Уотсона: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Последователи Уотсона, развивавшие его идеи, предложили ввести понятие «промежуточные переменные», т.е. некоторые события в организме, на которые воздействует стимул и которые, не являясь реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, Он предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения.
Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Можно управлять поведением, положительно подкрепляя определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.
Социобихевиоризм - особые направление в рамках бихевиоризма, сформировавшееся в 60-е гг. Появляется новое представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, а наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб». Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.
Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).
2. Назовите основные положения когнитивной психологии.
Представители когнитивной психологии критиковали взгляды бихевиористов. Взгляды представителей когнитивной психологии заключаются в том, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями.
Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).
Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны. Сторонники когнитивной психологии считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он действует и мыслит.
Когнитивный подход в исследовании
сознательного поведения
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Нейсер.
Дж. Келли в своих работах рассматривает один из вариантов когнитивного поход к изучению поведения – психология личностных конструктов или конструктивный альтернативизм. Ученый утверждает, что у человека избирательный характер поведения. Человек из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее приемлемые в той или иной ситуации. Такой поход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход дальнейших событий и контролировать свое поведение. Любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется Дж. Келли как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».
Если личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка, то человек исходит из нее и далее. Если же конструкт или понятийная схема опровергают себя, то человек конструирует другую схему. Дж. Келли подчеркивает то, что личностные конструкты не находятся в беспорядочном состоянии, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Они находятся в иерархической или «пирамидальной» системе и постоянно взаимодействуют друг с другом.
Система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения».
Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры.
Мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Человек действует в соответствие с обстановкой, учитывает характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым он может предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии