Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и XX веков.
В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее мировоззрение. Все настроения, происходившие в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.
Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальт-психологии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. ……………………………………………………………. 4

2. Назовите основные положения когнитивной психологии. .……………. …8

3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы. ……………………………………….. ..13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

Деятельность  – это активность человека, направленная на приспособление и  осознанное преобразование окружающего мира. Поведение человека связано с целеполаганием. Цели и  свое поведение он выстраивает в  соответствии со своими интересами, склонностями, мотивами и потребностями.

Дж. Роттер в  своей теории социального научения исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Также он рассматривал влияние социальных ситуаций на развитие сознания, самосознания и на формирование сознательных мотивов поведения.

Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. Он указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии.

 

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так  же, как и устройство организма  генотипом»;

б) «если  приспособления вызваны стимулом внутреннего  характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к  приспособлению организма, то имеем  инстинкт – например, хватание»;

в) «наша  задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом  данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет  реакция».

 

Психологическое положение «наша задача заключается  в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом  данном случае при данном стимуле можно  было сказать наперед, какая будет  реакция» относиться к гештальт-психологии, где главное внимание уделяется  внутренней психической деятельности человека. Гештальтитсты  применяют  метод моделирования, с помощью  которого изучают процесс образования  в сознании людей целостного образа. Гештальтпсихология противопоставила свои положения бихевиоризму, где  считалось, что изучение самого себя – это субъективная оценка, а  бихевиоризм исследует психологические  явления объективно, то есть поведение не самого себя, а поведение других людей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Бихевиоризм и когнитивная психология -  одни из основных направлений психологии конца XIX – начала XX века.

Бихевиоризм, изучающий поведение  людей методом наблюдения, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом.

Бихевиоризм предполагал изучать  не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.

Позиции бихевиористов были подвергнуты  критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого  сознания. Исследования в этой области  обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Сторонники когнитивной психологии считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он действует и мыслит.

Говорить о психологии как единой науке на  современном этапе  достаточно трудно: каждое направление  предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует  усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической  реальностью. Вместе с тем в последнее  время наблюдается сближение  ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

 

Список  использованной литературы

 

1. Когнитивная психология: История и современность.  Хрестоматия под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова .

 
2. Когнитивная психология. Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Электронная версия.

 

3. У. Найссер.  Познание и реальность. М.: «Прогресс» 1981. Электронная версия.

 

4. Р.С. Немов. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  заведений. В 2-х кн. М: Просвещение-Владос. 1994 г.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.psixologic.ru/kognitivizm.html

2. Сайт http://www.wikipedia.ru

3.  http://www.geshtaltpsy.ru 
 
 

 


Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии