Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:45, контрольная работа
Бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, аналитическая психология, психоанализ, гуманистическая психология – направления, появившиеся на рубеже XIX и XX веков.
В это время в обществе менялись взгляды, стереотипы, ломалось прежнее мировоззрение. Все настроения, происходившие в обществе, отражались во взглядах ученых на науку, в частности на психологию.
Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальт-психологии.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. ……………………………………………………………. 4
2. Назовите основные положения когнитивной психологии. .……………. …8
3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии. …… 11
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы. ……………………………………….. ..13
Деятельность – это активность человека, направленная на приспособление и осознанное преобразование окружающего мира. Поведение человека связано с целеполаганием. Цели и свое поведение он выстраивает в соответствии со своими интересами, склонностями, мотивами и потребностями.
Дж. Роттер в своей теории социального научения исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Также он рассматривал влияние социальных ситуаций на развитие сознания, самосознания и на формирование сознательных мотивов поведения.
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. Он указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
3. Психологическое положение, относящееся к гештальт-психологии.
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Психологическое
положение «наша задача заключается
в накоплении наблюдений над поведением
человека, что бы в каждом данном
случае при данном стимуле можно
было сказать наперед, какая будет
реакция» относиться к гештальт-психологии,
где главное внимание уделяется
внутренней психической деятельности
человека. Гештальтитсты применяют
метод моделирования, с помощью
которого изучают процесс образования
в сознании людей целостного образа.
Гештальтпсихология противопоставила
свои положения бихевиоризму, где
считалось, что изучение самого себя
– это субъективная оценка, а
бихевиоризм исследует
Заключение.
Бихевиоризм и когнитивная психология - одни из основных направлений психологии конца XIX – начала XX века.
Бихевиоризм, изучающий поведение людей методом наблюдения, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом.
Бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.
Позиции бихевиористов были подвергнуты
критике представителями
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Сторонники когнитивной
Говорить о психологии как единой
науке на современном этапе
достаточно трудно: каждое направление
предлагает свое понимание душевной
жизни, выдвигает свои объяснительные
принципы и соответственно концентрирует
усилия на анализе определенных аспектов
того, что понимает под психической
реальностью. Вместе с тем в последнее
время наблюдается сближение
ряда направлений – или хотя бы
тенденция к большей терпимости
их по отношению друг другу, что означает
возможность диалога и
Список использованной литературы
1. Когнитивная психология: История и современность. Хрестоматия под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова .
2. Когнитивная психология. Под ред. Дружинина
В.Н., Ушакова Д.В. Электронная версия.
3. У. Найссер. Познание и реальность. М.: «Прогресс» 1981. Электронная версия.
4. Р.С. Немов. Психология: Учебник
для студентов высших
Интернет-ресурсы:
1. http://www.psixologic.ru/
2. Сайт http://www.wikipedia.ru
3. http://www.geshtaltpsy.ru
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии