Психология К.Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Карл Густав Юнг - один из наиболее значительных, самых трудных и самых неоднозначных теоретиков психологической науки. Задачей аналитической психологии К. Юнг считал истолкование архетипичных образов, появляющихся у пациентов. Юнг выработал учение о коллективном бессознательном, в видах( архетипах) которого видел родник общечеловеческой символики, в том числе легенд и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без небольшого столетье, а в особенности крайние шестьдесят лет - его идеи вызывают возрастающий интерес в мире, а последователи его способа – «психологи-юнгианцы» - продолжают совершенствовать его методологию употребительно к рассмотрению явлений человеческой психики.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Наследие аналитической теории К.Юнга……………………………………...5
2. Психологические типы личности……………………………………………. 10
3 Сравнительный анализ аналитических теорий …………………………….. 16
Заключение 22
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

КЮнг.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Основная часть 5

1. Наследие аналитической теории К.Юнга……………………………………...5

2. Психологические типы личности……………………………………………. 10

3 Сравнительный анализ аналитических теорий …………………………….. 16

Заключение 22

Глоссарий 25

Список использованных источников 27

Список сокращений……………………………………………………………………...28

Приложения………………………………………………………………………………29

 

Введение

Человек не смог бы жить, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах  характеров своих близких. Все чаще человечество задается вопросами людского  поведения и занимается поисками  смысла человеческого бытия. Начальники учатся, как построить работу со своими подчиненными, родители ходят на курсы, чтобы научиться  правильно воспитывать своих детей, супруги учатся общению друг с другом и как «грамотно ссориться», преподаватели осваивают, как помочь справиться с психическим напряжением и ощущением потерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений. Вместе со стремлением к финансовому благополучию и бизнесу, многие желают понять себя, понять, что же означает быть человеком, пытаются разобраться в собственном поведении, выработать веру в себя, в свои силы. Люди пытаются осознать неосознаваемые стороны личности, сосредотачиваются на том, что же происходит с ними в настоящий момент. 

Карл Густав Юнг - один из наиболее значительных, самых трудных и самых неоднозначных теоретиков психологической науки. Задачей аналитической психологии К. Юнг считал истолкование архетипичных образов, появляющихся у пациентов. Юнг выработал учение о коллективном бессознательном, в видах( архетипах) которого видел родник общечеловеческой символики, в том числе легенд и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без небольшого столетье, а в особенности крайние шестьдесят лет - его идеи вызывают возрастающий интерес в мире, а последователи его способа – «психологи-юнгианцы» - продолжают совершенствовать его методологию употребительно к рассмотрению явлений человеческой психики.

Психология К. Юнга центрируется на нахождении и вырабатывании связей меж действиями сознания и неосознанного. Диалог между сознательными и неосознанными качествами психики обогащает человека, и Юнг верил, что без этого разговора процессы бессознательного имеют все шансы обессилить человека и подвергнуть её угрозам.

Юнговский анализ природы человека включает изучение восточных и западных религий, мифологии, парапсихологии и алхимии. Изначально воздействие К. Юнга на философов, фольклористов и писателей было виднее, чем воздействие на психотерапевтов или психиатров. Но сейчас увеличение энтузиазма ко всему, что относится к человеческому разуму и способностям человека, определило и восстановление интереса к идеям К.Г.Юнга.

Первое, с чем приходится встречаться психологам в процессе изучения личности – это многообразие свойств и их проявлений в поведении человека. Мотивы и увлечения, влечения и способности, темперамент и характер, идеалы и ценностные ориентиры, волевые, психологические и умственные способности, соотношение сознательного и бессознательного – это далеко не весь список характеристик, с которыми приходится сталкиваться, если мы пытаемся обрисовать психологический портрет личности. Располагая разнообразными свойствами, личность представляет собой единое целое, отсюда  следуют две взаимосвязанные задачи. В первую очередь  необходимо  уяснить все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим свойством, и, во вторых, выявить основные принципы данной системы. Аналитическая теория К. Юнга способствует наилучшему пониманию поведения человека во взаимоотношениях с окружающим миром, то есть социальную сторону его поведения. Это пробуждает особенную заинтересованность  у социологов и бесспорно приносит пользу в практической деятельности руководителя – воспитателя трудового коллектива.

Основная часть

1глава основной части

Наследие аналитической  теории К.Юнга.

 

Общеизвестно, что глубинная психология – это обобщенное название для  обозначения психических явлений, выдвигающих среди остальных  теорию о независимости психики  от разума и склонности аргументировать реальное существование этой независимой от разума психики и раскрыть ее содержание. Так, глубинную психологию можно поделить на современную и классическую. Яркий представитель классической глубинной психологии – Зигмунд Фрейд.

Аналитическая психология - ответвление одной из школ глубинной психологии, которая основывается на понятиях и открытиях человеческой психики, которые сделал знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг. В 1908 году была основана «Международная психоаналитическая ассоциация». Так, карл Юнг стал наиболее активным среди ее деятелей. К.Г. Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психиатр, стал известным еще до знакомства с З.Фрейдом, изобретя тест на ассоциацию слов. Тест вызывает от тестируемого мгновенную реакцию на предлагаемое слово любым другим словом. Затормаживание этой реакции, недопонимание слова-раздражителя или его повторение (наряду с такими реакциями, как учащение пульса, изменение электрического импульса кожи и т.д.) рассматривались как «индикаторы комплексов», т.е. как свидетельство эмоциональных представлений, напоминание о которых для испытуемого очень нежелательно. В то время К. Юнг работал под руководством известных психиатров Е.Блейлера и Жане. Теория о применении ассоциаций для изучения скрытых особенностей человека, а не только мышления и памяти, носила в то время чисто гипотетический характер. Юнг подошел к ней независимо от Фрейда, но, познакомившись с его теорией, он начал применять данную теорию в психиатрической практике. Но через несколько лет Юнг отделился от Фрейда и выделил собственную систему, которая получила название «аналитическая психология». Одним из ее основных аспектов стало учение о «коллективном бессознательном».

Согласно Юнгу, у человека так же, как и у животных, врожденными  для разных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. В аналитической психологии образ интерпретируется в согласовании с суждением создателя о самостоятельности наружного и внутреннего эксперимента субъекта. Образ (от нем. «Bild», лат. «Imago») формируется сенсорно-перцептивным отображением наружных предметов. Восприятие ребенком папы, мамы, остальных родственников  чем-то близко с импринтингом, досрочным запечатлением животным главных био-признаков его вида. Имаго родителей проецируются схемами, воспроизведенными внутри на наружные воспоминания. Ребенок наблюдает в папе знаки мудрости, силы, справедливости. Ему только предстоит выяснить об  истинном месте отца посреди людей, и как оказалось, что имаго - совсем не беспристрастный образ, а знак, который отгораживается от сведений, скопленных сознанием. У истоков родительского имаго располагается не лично отец, но неосознанная душевная сила, которая провоцируется конкретным восприятием. Данная cилa именуется архетипом. Понятием архетипа  К.Юнг хотел отметить тот край  вида, который свободен от образного содержания и функции отображения. Оно означало лишь ту дробь психологического содержания, которая еще не освоила какой-нибудь намеренной отделки, и представляло собой еще лишь конкретную психологическую реальность. Архетип избавлен от нужды кое-что защищать, но в то же время, по своей природе, как образ несет какую-то фигуративную нагрузку. В этом и заключается нелегкость осмысливания архетипа, на которую не один раз пожаловались критики и юнговские  читатели.               Давая ответы  комментаторам, Юнг избавил прототип от репрезентативных черт и свел его к формообразованию как этакому с энергетической и мотивационной интерпретацией. Он не является унаследованным изображениям, но внутренними диспозициями, какие создают однообразные суждения. Он причисляется к всепригодным и постоянным структурам психики. В своем раннем труде «Психологические типы» К. Юнг упоминает энграммы - мозговые следы внутренних фигур, но в предстоящем отрешается от физических разъяснений в угоду философско-гуманитарных.

 Архетипы - это диспозиции и энерго-центры, которые образуют общественное  неосознанное и очень родные мифу. Мифы - в первую очередность такие психологические явления, которые выражают глубокую сущность души. Все мифологизированные натуральные процессы, такие, как летнее и зимнее времена, новолуние, дождливое время года и т. д., не так иносказание самих беспристрастных явлений, как  символическое отражение внутренней и неосознанной трагедии души. Она улавливается разумом человека через проекции, и имеется будучи отображенной в зеркале естественных событий. Такое проекцирование располагается у самого начала, и понадобилось некоторое количество 1000-летий летописи цивилизации, чтобы отодвинуть проекцию от наружного предмета.        Архетипы являются априорными устроителями нашего  опыта, невидимыми ультрафиолетовыми концами психологического спектра. Они проявляют себя в сновидениях, фантазиях, в расстройствах психики, в галлюцинациях, в творчестве, в культуре.

 В концепции К. Юнга сильно  выдвинулся вперед свойственный  всему психоаналитическому движению  антиисторический подход не только  к индивидуальному сознанию, но  и к формированию культуры. Развитие культурных ценностей выводилось  К.Юнгом из фантастичных вневременных свойств души человека. Но учение Юнга о коллективном бессознательном, об архетипах и т.д. не было признано наукой, а разработанная им типология характеров приобрела известность и по сегодняшний день применяется  в целях исследования личности человека. К.Юнг поделил типы человека на экстравертивный ( обращенный вовне, увлеченный социумом, отдаленный  от самопознания) и интравертивный ( от слова «интро» - обращенный вовнутрь). Юнговская теория ничем положительно не обогатила суждение о мотивации, зато устранила значительное разграничение двух ее аспектов – энергетического и смыслового – и объявила последний изначально, генетически запрограммированнмым в структуре мозга.

Свою исследовательскую  карьеру К.Юнг начал в клинике  для душевнобольных в Буфгхельцле, недалеко от Цюриха. В тот период он находился под сильным влиянием П.Жане и З.Фрейда. Тогда же Юнг стал заниматься изучением шизофрении, что и привело его к формированию отличного от Фрейда, более расширенного взгляда на происхождение психической энергии. Фрейд считал, что шизофрения, также, как и другие психические расстройства, формируется из-за подавления сексуальной энергии и перемещения эротического внимания с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же полагал, что контакт с окружающим  миром устанавливается и другими способами, кроме сексуального, а утрату контакта с действительностью, свойственную  шизофрении, неправильно  связывать только  с сексуальным передвижением. Итак, принципиальной чертой разграничения Фрейда и Юнга стало истолкование «либидо» или психической энергии. Юнговская теория либидо очень близка к таким понятиям, как прогрессия и регрессия, а также к законам противоположностей. Юнг определяет прогрессию как каждодневную победу  процесса психологической адаптации, поэтому адаптация происходит в два этапа:

1) получение установки;

2) завершение адаптации  средствами установки.

На этапе регрессии  несочетающиеся и отклоненные пережитки  каждодневной жизни, различные предосудительные животные проявления выходят на поверхность. Регрессия – совсем не неизбежный реакционный шаг в жизни субъекта, а скорее нужная фаза его дальнейшего развития. К.Юнг предлагает достаточно пространную и впечатляющую систему убеждений на происхождение человеческой психики.

 Его работы охватывают глубоко разработанную теорию строения и динамики психического сознательного и бессознательного, основательную теорию психологических типов и, что еще важнее, подробное отображение универсальных и психологических образов, которые берут свою основу в глубоких слоях неосознанной психики. К.Юнг назвал эти первоначальные типы архетипами коллективного бессознательного. Представление об архетипах коллективного бессознательного придает аналитической  психологии дополнительное измерение в сравнении с прочими школами психологии и психотерапии, объединяя ее учение с историей развития человеческой психики в любом ее культурном проявлении. Аналитическая психология отличается от физиологической и экспериментальной психологий, которые стремятся объединить неделимые психические явления с их составными элементами, также и от поведенческой психологии, внимание которой сосредоточено на поведении субъекта как совокупности реакций организма на раздражители  внешней среды. Задачей аналитической психологии является выявление психического мира человека как непосредственно цельного явления. Она не ограничена только лишь лечением неврозов или исследованием мыслительных способностей человека или его аномальных особенностей.

Наряду с тем, как  многократно подчеркивал сам К.Юнг, аналитическая психология – это  практическая дисциплина в том смыле, что вместе  с постижением единой природы психики она является и техникой психологического созревания, применяемой к обычным людям, является дополнительным орудием в областях педагогической, врачебной, культурной, религиозной деятельностей.

К.Юнг разработал собственные  психотерапевтические инструменты ( теория, техника и метод). «Индивидуация» ( процесс личностного развития,который  предполагает установление связей  между «Эго» и «Самостью»  - это  ключевое понятие его психотерапии. Оно применялось К.Юнгом в несколько ином толковании, чем в средневековой теологии. Здесь речь идет о движении от отрывочности к единству души, о переходе от «Я»-центра сознания к «Самости» как центру всей  психологической системы. Данный  процесс возникает, обычно, во второй половине жизни.

Собственно к вопросу  К.Юнга о «самости» обращаются нынешние концепции самореализации, которые  известны в разнообразных течениях популярный психологии. Подробнее концепция самореализации формируется в гуманистическом психотерапевтическом течении.

2 глава основной части

Психологические типы личности

К.Юнг полагал, что исследование психики есть наука будущего. Для  него злободневной проблемой человечества являлась не столько угроза перенаселения или атомные катаклизмы, сколько опасность психологической эпидемии. Итак, в судьбе человечества решающим фактором является сам человек и его психика. Для К.Юнга этот «решающий фактор» центрирован в бессознательной психике, являющейся настоящей угрозой: «мир висит на тонкой нити, которой является  человеческая  психика».

В аналитической психологии очень тесно переплетаются психическая  энергия, саморегуляция, компенсация  с классификацией психотипов личности. Распознают несколько таких типов. Они относятся к природной разнице  в темпераменте, сочетании постоянных психодинамических свойств, которые проявляются в деятельности,  и заставляют человека воспринимать и реагировать характерным образом. Прежде всего, следует распознавать два постоянных типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт охарактеризован природной тенденцией устремлять свою психическую энергию, или либидо вовне, и ассоциирует носителя энергии с внешним миром. Этот тип непринужденно и самопроизвольно проявляет заинтересованность и уделяет внимание объектам – другим людям, предметам, наружным манерам и благополучию. Экстраверт чувствует себя наилучшим образом когда контактирует с внешней средой и взаимодействует с другими людьми; и становится тревожным, и даже заболевает, когда оказывается в одиночестве, в монотонной однородной среде. Экстраверт поддерживает некрепкую связь с субъективным внутренним миром, но не желает встречаться с ним и стремится недооценить, преуменьшить и даже опорочить всякий субъективный запрос как эгоистический.

Информация о работе Психология К.Юнга