Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа
Карл Густав Юнг - один из наиболее значительных, самых трудных и самых неоднозначных теоретиков психологической науки. Задачей аналитической психологии К. Юнг считал истолкование архетипичных образов, появляющихся у пациентов. Юнг выработал учение о коллективном бессознательном, в видах( архетипах) которого видел родник общечеловеческой символики, в том числе легенд и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без небольшого столетье, а в особенности крайние шестьдесят лет - его идеи вызывают возрастающий интерес в мире, а последователи его способа – «психологи-юнгианцы» - продолжают совершенствовать его методологию употребительно к рассмотрению явлений человеческой психики.
Введение 3
Основная часть 5
1. Наследие аналитической теории К.Юнга……………………………………...5
2. Психологические типы личности……………………………………………. 10
3 Сравнительный анализ аналитических теорий …………………………….. 16
Заключение 22
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Список сокращений……………………………
Интроверт, наоборот, характеризуется тенденцией своего либидо обращаться вовнутрь, обязательно связывая его со своим внутренним миром мыслей, фантазий и чувств. Данный тип оказывает существенный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее благополучно интроверт взаимодействует сам с собой в то время, когда он избавлен от обязанности адаптироваться к внешним условиям.
Как интроверт, так и экстраверт раскрывают те или иные несовершенства в зависимости от выраженности типа, но каждый непроизвольно стремится недооценить второго. Интроверт для экстраверта является самоцентричным, «зацикленным на себе», а экстраверт кажется интроверту мелким легкомысленным «приспособленцем» или ханжой. Любой индивид совмещает в себе два этих качества, но обычно одно развито немного больше, чем другое. Как противоположная пара они подчиняются закону противоположностей, т.е. чрезмерная активность одной из установок неминуемо ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная, в силу ее более слабого проявления, будет реализовываться в недифферинцированной – грубой, незрелой отрицательной форме. Так, к примеру, ярко выраженный экстраверт может стать жертвой зависимой сконцентрированности на самом себе, которая может проявиться в негативной форме в виде депрессий. Крайний интроверт порой испытывает эпизоды необходимой экстравертности, то есть сконцентрированности на других, но эта сконцентрированность кажется грубой, непродуктивной и неприспособленной к внешней действительности.
Интроверсия и экстраверсия всего лишь две характеристики из многочисленных особенностей поведения человека. Дополнительно К.Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре главных психологических функции: мышление, интуиция, ощущение, чувство. Мышление – целесообразная способность структурировать и синтезировать разобщенную информацию путем основательного обобщения. Мышление сообщает субъекту в очень доступной форме, что есть существующая вещь. Оно дает имя предмету и вводит определения.
Чувство – функция, устанавливающая ценность предметов, измеряет и обусловливает человеческие отношения. Чувство и мышление – разумные функции, потому что мышление оценивает предмет под углом зрения «ложь - истина», а чувство – «неприемлемо-приемлемо». Данные функции создают пару противоположностей, и если человек более абсолютен в мышлении, то ему, бесспорно, не достает чувственности. Каждый из членов пары старается замаскировать второго и приостановить. Например, если вы хотите рассуждать бесстрастным образом – научно или философски, в этом случае вам необходимо отбросить все чувства: объект, рассмотренный с позиции чувства, будет отличаться в целом отношении от анализа под углом зрения мыслительной установки. Очевидное доказательство этому – извечное соперничество между чувствами и разумом в истории культуры человека.
Ощущение воспринимает предметы таким
образом, каким они существуют сами
по себе в реальности. Интуиция обусловливается
восприятием через
Чувственный тип, преимущественно,
преобладает у женщин. Основной целью
тут является утверждение и формирование
межличностного взаимодействия и партнерских
отношений. Восприимчивость и
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется высокой адаптированностью к простой сиюминутной действительности, к «здесь и сейчас». Он с радостью удовлетворяется жизнью в ее простых незатейливых проявлениях, нехитрых формах, без каких-либо деталей, сложного размышления или неясного воображения. Ощущающий тип кажется стабильным и земным, истинным и неподдельным, готовым «жить» в данную минуту, но в то же время он выглядит достаточно глупым. Глубокое воззрение и воображение, которое приглушает это приземленное состояние, - продукты интуиции, которые выступают в нашем случае как подчиненная функция. Ощущающий тип сдерживает все подсознательные проявления как нереалистичные фантазии и так освобождается от обременительных дрожжей внутренней нескладности, пассивности.
Интуитивный тип мотивирован, в основном, непрерывным потоком новых ведений и предчувствий, которые происходят от его духовного восприятия. Для данного типа является заманчивым все новое и потенциальное, неясное и прочее, непохожее. Интуиция как некоторое подтверждение о прошлом и будущем предметов. С помощью этой функции можно видеть «круглые углы». Интуитивный тип быстрее улавливает некрепкие взаимосвязи между вещами, которые для остальных выглядят несвязанными и далекими. Его интеллект функционирует скачкообразно и быстро, его манипуляции тяжело отследить. На просьбу действовать помедленней, он может начать нервничать и счесть своих собеседников медлительными и глупыми. Ощущение как психологическое свойство у него сдержано и угнетено. В реальности этот человек часто оказывается недопонятым окружающими, и его прозрения, если в последствие они окажутся конструктивными, должны терпеливо отрабатываться другими людьми.
Нередко формирование вспомогательных
функций ослабляет и
Сведения о психологических типах личности, бесспорно, имеют место и право на существование и применение в воинской среде. К.Юнг с более вероятной ясностью показывает, какой из типов больше склонен к тому или иному роду занятия. Офицер должен обязательно следовать данной информации в некоторых случаях, например при разделении специальностей или при назначении сержантского состава. Так как, назначив младшего командира с нужными для этого психическими функциями, офицер заранее уменьшает себе работу по организации надлежащего воинского коллектива. Но в то же время офицер обязан избегать разъединения личности своих подчиненных, о которой предупреждает К.Юнг, в последствии которая может привести к тяжелым психическим расстройствам этой личности.
Сравнительный анализ аналитических теорий
Психоаналитическая теория
личности З.Фрейда и трансакционный
анализ Э.Берна.
Трансакционный анализ как метод психотерапии был изобретен в 50-х годах XXв. американским психиатром Эриком Берном, который базировался на суждения З.Фрейда о строении личности. Э.Берн утверждал, что им воплощена в жизнь адаптация психоанализа с целью его более обширного и результативного применения. Своим достижением он также считал перевод специфичной психиатрической терминологии на доступный обыденный язык. Критикам его метода это дало основания считать, что трансакционный анализ в сущности являет собой только знаменитую интерпретацию психоанализа. Ряд тезисов трансакционного анализа реально перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и характерные черты трансакционного анализа, которое позволяет анализировать его как независимое течение психологической теории и практики.При применении трансакционного анализа, человек достигает как экспансивного, так и интеллектуального инсайда. Этот процесс осознания жизнеутверждающий, при нем индивид обычно заключает : «Да, собственно так это и выходит!». Теория доктора Берна появилась, когда он, отмечал изменения в поведении и, центром его заинтересованности стали стимулы (слова, жесты, звуки).Данные изменения содержали выражение мимики, интонацию голоса, строение речи, движения тела, позы и манеры. Это выходило так, будто внутри человека находилось несколько разных людей. Периодически тот или иной из этих внутренних людей, видимо, распоряжался всей личностью больного. Доктор Берн подметил, что эти разные внутренние «Я» неодинаково контактируют с другими людьми и что данные трансакции могут быть подвергнуты анализу. Он уяснил, что отдельные трансакции могут иметь скрытые мотивы, и индивид использует их при манипуляциях в психологических играх и при вымоганиях. Доктор Берн также выявил, что люди ведут себя предназначенным образом, и поступают так, как будто они читают сценический текст. Эти наблюдения и привели Берна к формированию его примечательной теории, под названием трансакционный (трансакция – единица общения) анализ, сокращенно – ТА.
Люди, которые находятся в одной группе, обязательно заговорят друг с другом или другими методами выкажут свою компетентность о присутствии друг друга, и это носит название трансакционного стимула. Индивид, к которому направлен трансакционный стимул, в ответ что-то произнесет или сделает, и это носит название трансакционной реакции. Обычно трансакции идут друг за другом в обусловленном порядке, и этот порядок не является случайным, а запланирован окружением, реальной обстановкой или личными обстоятельствами.
ТА произошел на основе психоанализа и разделяет мнение о том, что жизненные неуспехи субъекта объединены с его перекошенными представлениями о действительности, причина которых кроется в ранних конфликтах детства. По другому, субъект не результативно взаимодействует с действительностью, потому как воспринимает ее через детские изображения. При том, психоаналитический подход полагает, что сделать поведение эффективным до разрешения инфантильных разногласий - нельзя. А на разрешение конфликтов, основным психоаналитическим методом: на регулярный анализ свободных ассоциаций и переноса затрачиваются годы каждодневных психологических встреч. Все это время пациент берет на себя обещание не предпринимать основательных стремлений трансформации поведения за стенами терапевтического кабинета.