Психология К.Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Карл Густав Юнг - один из наиболее значительных, самых трудных и самых неоднозначных теоретиков психологической науки. Задачей аналитической психологии К. Юнг считал истолкование архетипичных образов, появляющихся у пациентов. Юнг выработал учение о коллективном бессознательном, в видах( архетипах) которого видел родник общечеловеческой символики, в том числе легенд и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без небольшого столетье, а в особенности крайние шестьдесят лет - его идеи вызывают возрастающий интерес в мире, а последователи его способа – «психологи-юнгианцы» - продолжают совершенствовать его методологию употребительно к рассмотрению явлений человеческой психики.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Наследие аналитической теории К.Юнга……………………………………...5
2. Психологические типы личности……………………………………………. 10
3 Сравнительный анализ аналитических теорий …………………………….. 16
Заключение 22
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

КЮнг.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Интроверт, наоборот, характеризуется  тенденцией своего либидо обращаться вовнутрь, обязательно связывая его  со своим внутренним миром мыслей, фантазий и чувств. Данный  тип  оказывает существенный интерес  и внимание субъекту, а именно его  внутренним реакциям и образам. Наиболее благополучно интроверт взаимодействует сам с собой в то время, когда он избавлен от обязанности адаптироваться к внешним условиям.

Как интроверт, так и экстраверт раскрывают те или иные несовершенства в зависимости от выраженности типа, но каждый непроизвольно стремится недооценить второго. Интроверт для экстраверта является самоцентричным, «зацикленным на себе», а экстраверт кажется интроверту мелким легкомысленным «приспособленцем» или ханжой. Любой индивид совмещает в себе два этих качества, но обычно одно развито немного больше, чем другое. Как противоположная пара они подчиняются закону противоположностей, т.е. чрезмерная активность одной из установок неминуемо ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная, в силу ее более слабого проявления, будет реализовываться в недифферинцированной – грубой, незрелой отрицательной форме. Так, к примеру,  ярко выраженный экстраверт может стать жертвой зависимой сконцентрированности на самом себе, которая может проявиться  в негативной форме в виде депрессий. Крайний интроверт порой испытывает эпизоды необходимой экстравертности, то есть сконцентрированности на других, но эта сконцентрированность кажется грубой, непродуктивной и неприспособленной к внешней действительности.

Интроверсия и экстраверсия всего  лишь две характеристики из многочисленных особенностей поведения человека. Дополнительно  К.Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре главных психологических  функции: мышление, интуиция, ощущение, чувство. Мышление – целесообразная способность структурировать и синтезировать разобщенную информацию путем основательного  обобщения. Мышление сообщает субъекту в очень доступной форме, что есть существующая вещь. Оно дает имя предмету и вводит определения.

Чувство – функция, устанавливающая ценность предметов, измеряет и обусловливает человеческие отношения. Чувство и мышление – разумные функции, потому что мышление оценивает предмет под углом зрения  «ложь - истина», а чувство – «неприемлемо-приемлемо». Данные функции создают пару противоположностей, и если человек более абсолютен в мышлении, то ему,  бесспорно, не достает чувственности. Каждый из членов пары старается замаскировать второго и приостановить. Например, если вы хотите рассуждать бесстрастным образом – научно или философски, в этом случае вам необходимо отбросить все чувства: объект, рассмотренный с позиции чувства, будет отличаться в целом отношении от анализа под углом зрения мыслительной установки. Очевидное доказательство этому – извечное соперничество между чувствами и разумом в истории культуры человека.

Ощущение воспринимает предметы таким  образом, каким они существуют сами по себе в реальности. Интуиция обусловливается  восприятием через неосознанное, то есть уменьшение сюжетов и картин реальности, происхождение которых непонятно, неопределенно, необъяснимо. Функции интуиции и ощущения иррациональны – внешним и внутренним восприятием, самостоятельны от тех или иных оценок. Все четыре функции изображены двумя парами противоположностей: чувство-мышление, интуиция-ощущение. У каждого человека имеются все четыре функции, на самом же деле одна из них обычно оказывается более развитой, чем другие. Она называется ведущей. Функция, которая развита менее других, обычно пребывает в неосознаваемом состоянии и оказывается зависимой. Очень часто еще одна функция бывает достаточно развитой, и приближается по активности  к ведущей функции. Она представлена иной парой противоположностей и носит название вспомогательной. В зависимости от ведущей функции различают четыре функциональных типа: мыслительный, интуитивный, чувствительный, сенсорный. Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальность данного типа сдвигается к созданию интеллектуальных формул и следующей подстройке личного жизненного опыта под эти формулы. В той мере, в какой данный тип отождествляет себя с мыслительными процессами и не осмысливает присутствия в себе иных функций, а просто угнетает их, его мышление носит автократичныий характер. В этом случае чувство является функцией подчиненной, поэтому чувственные оценки человека непременно находятся в пренебрежительной заброшенности. Человеческие отношения сохраняются и поддерживаются до тех пор, пока они предназначаются и руководствуются правящими интеллектуальными формулами, во всех остальных случаях они с легкостью приносятся в жертву.

Чувственный тип, преимущественно,  преобладает у женщин. Основной целью  тут является утверждение и формирование межличностного взаимодействия и партнерских  отношений. Восприимчивость и внимательность к нуждам других являются существенной чертой, основным качеством этого типа. Самую большую удовлетворенность тут приносит  переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот тип может вызвать раздражение своим чрезмерным интересом, нездоровой любознательностью в личных делах других людей. О таком человеке говорят: «Сует нос не в свое дело». В этом случае мышление является функцией подчиненной, поэтому и способность к отвлеченному безличному рассуждению у таких людей подвержено сомнению. Мышление принимается лишь до тех пор, пока оно служит интересам чувственных отношений. Сами взаимоотношения крайне непостоянны, негармоничны, оценки колеблются. Мышление в этом случае выступает уравновешивающим фактором.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется высокой  адаптированностью  к простой сиюминутной действительности, к «здесь и сейчас». Он с радостью удовлетворяется жизнью в ее простых незатейливых проявлениях, нехитрых формах, без каких-либо деталей, сложного размышления или неясного воображения. Ощущающий тип кажется стабильным и земным, истинным и неподдельным, готовым  «жить» в данную минуту, но в то же время он выглядит достаточно глупым. Глубокое  воззрение и воображение, которое  приглушает  это приземленное состояние, - продукты интуиции, которые выступают в нашем случае как подчиненная функция. Ощущающий тип сдерживает все подсознательные проявления как нереалистичные фантазии и так освобождается от обременительных дрожжей внутренней нескладности, пассивности.

Интуитивный тип мотивирован,  в основном, непрерывным потоком новых ведений и предчувствий, которые происходят от его духовного восприятия. Для данного типа является заманчивым все новое и потенциальное, неясное и прочее, непохожее. Интуиция как некоторое подтверждение о прошлом и будущем предметов. С помощью этой функции можно видеть «круглые углы». Интуитивный тип быстрее улавливает некрепкие взаимосвязи между вещами, которые для остальных выглядят несвязанными и далекими. Его интеллект функционирует скачкообразно и быстро, его манипуляции тяжело отследить. На просьбу действовать помедленней, он может начать нервничать и счесть своих собеседников медлительными и глупыми. Ощущение как психологическое свойство у него сдержано и угнетено. В реальности этот человек часто оказывается недопонятым окружающими, и его прозрения, если в последствие они окажутся конструктивными, должны терпеливо отрабатываться другими людьми.

Нередко формирование вспомогательных  функций ослабляет и трансформирует актуальность проявления перечисленных  характеристик. Соответственно определенному типу каждая из функций может быть сориентирована или интровертно, или экстравертно. В результате этого мы располагаем восемью потенциальными типами, блестяще описанными в шестом томе собрания сочинений «Психологические типы» К.Юнга. В идеальном варианте человек должен в полной мере обладать всеми четырьмя функциями ( в расширенном виде восемью) с той целью, чтобы давать надлежащий адекватный ответ на любые актуальные вопросы. Но в реальности это неосуществимо, хотя и остается идеальной целью, обусловливая так одну из основных задач британской психиатрии: привести к сознанию данное расположение предметов и оказать помощь в формировании подчиненных, подавляемых, неразвитых функций с той целью, чтобы достигнуть психологического единства.

Сведения о психологических  типах личности,  бесспорно,  имеют  место и право на существование  и применение в воинской среде. К.Юнг  с более вероятной ясностью показывает, какой из типов больше склонен  к тому или иному роду занятия. Офицер должен обязательно следовать данной информации в некоторых случаях, например при разделении специальностей или при назначении сержантского состава.  Так как, назначив младшего командира с нужными для этого психическими функциями, офицер заранее уменьшает себе работу по организации надлежащего воинского коллектива. Но в то же время офицер обязан избегать разъединения личности своих подчиненных, о которой предупреждает К.Юнг, в последствии  которая может привести к тяжелым  психическим  расстройствам  этой личности.

3 глава основной части

Сравнительный анализ аналитических  теорий

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда и трансакционный анализ Э.Берна.                                                                                                                                             Ни одно из течений за рамками психологии не снискало столько известности, сколько фрейдизм. Это обусловлено воздействием его идей в  западных странах на литературу, искусство, антропологию, медицину и др. научные отрасли, объединенные с человеком. Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания, но основным вопросом психоанализа являлся вопрос мотивации. Аналогично тому, как образ и действие являются сутью реальности, которые выполняют актуальные функции в системе взаимоотношений человека и мира, а не внутри зацикленного  на самом себе рефлекторного сознания, одной из главных психических реалий является мотив. Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это именно неосознаваемое, которое состоит из глубинных влечений, мотивов и потребностей. «Я» - это сознание, а «Сверх-Я» показано как на осмысленном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» функционирует в соответствии с принципами удовольствий, «Я» сориентировано на действительность, а «Сверх-Я» следует идеальным соображениям – принятыми в обществе нравственными нормами и ценностями. «Оно» - продукт  наследованного от животных биологического опыта.  «Я» - это, обычно, самосознание индивида, то, как он воспринимает себя, свою личность и свое поведение. «Сверх-Я» - это результат влияния  окружающей среды на разум и подсознание индивида, восприятие им норм и моральных ценностей общества. Главными источниками образования «Сверх-Я» являются родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное личное  взаимодействие и контактировал в течении всей жизни.  Основанием  всех построений аналитической психологии служит  постулат  о том, что цельная психика не может быть представлена при помощи  только одного элемента, потому что в психике, кроме рационального осмысленного начала, существует также  и иррациональный неосознанный аспект. Свидетельство этому -  бесчисленные процессы и переживания в психическом опыте других индивидов, которые не отвечают нашим интеллектуальным ожиданиям. Обычно наш рациональный разум сразу  же опровергает эти процессы и переживания. Итак, последняя цель психической концепции К.Юнга -  освоение жизни в ее наружном и внутреннем проявлении в психике человека как некоторой цельной действительности. Заключением аналитико-психологической концепции можно считать теорию о том, что психологическое расстройство охарактеризовано разъединенностью личности, тогда как психическое здоровье есть признак личностной целостности.

Трансакционный анализ как метод психотерапии был изобретен  в 50-х годах XXв. американским психиатром Эриком Берном, который базировался  на суждения З.Фрейда о строении личности. Э.Берн утверждал, что им воплощена  в жизнь адаптация психоанализа с целью его более обширного и результативного применения. Своим достижением он также считал перевод специфичной психиатрической терминологии на доступный обыденный язык. Критикам его метода это дало основания считать, что трансакционный анализ в сущности являет собой только знаменитую интерпретацию психоанализа. Ряд тезисов трансакционного анализа реально перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и характерные черты трансакционного анализа, которое позволяет анализировать его как независимое течение психологической теории и практики.При применении трансакционного анализа, человек достигает как экспансивного, так и интеллектуального инсайда. Этот процесс осознания жизнеутверждающий, при нем индивид обычно заключает : «Да, собственно так это и выходит!». Теория доктора Берна появилась, когда он, отмечал изменения в поведении и, центром его заинтересованности стали стимулы (слова, жесты, звуки).Данные изменения содержали выражение мимики, интонацию голоса, строение речи, движения тела, позы и манеры. Это выходило так, будто внутри человека находилось несколько разных людей. Периодически тот или иной из этих внутренних людей, видимо, распоряжался всей личностью больного. Доктор Берн подметил, что эти разные внутренние «Я» неодинаково контактируют с другими людьми и что данные  трансакции могут быть подвергнуты анализу. Он уяснил, что отдельные трансакции могут иметь скрытые мотивы, и индивид использует их при  манипуляциях в психологических играх и при вымоганиях. Доктор Берн также выявил, что люди ведут себя предназначенным образом, и  поступают  так, как будто они читают сценический текст. Эти наблюдения и привели Берна к формированию его примечательной теории, под названием трансакционный (трансакция – единица общения) анализ, сокращенно – ТА.

Люди, которые  находятся в одной группе, обязательно заговорят друг с другом или другими  методами  выкажут свою компетентность о присутствии друг друга, и это носит название трансакционного стимула. Индивид, к которому направлен трансакционный стимул, в ответ что-то произнесет или сделает, и это носит название трансакционной реакции. Обычно трансакции идут  друг за другом в обусловленном порядке, и этот порядок не является случайным, а запланирован окружением, реальной обстановкой или личными обстоятельствами.

ТА произошел на основе психоанализа и разделяет мнение о том, что жизненные неуспехи субъекта объединены с его перекошенными представлениями о действительности, причина которых кроется в ранних конфликтах детства. По другому, субъект не результативно взаимодействует с действительностью, потому как воспринимает ее через детские изображения. При том, психоаналитический подход полагает, что сделать поведение эффективным до разрешения инфантильных разногласий - нельзя. А на разрешение конфликтов, основным психоаналитическим методом:  на регулярный  анализ свободных ассоциаций и переноса затрачиваются годы каждодневных психологических встреч. Все это время пациент берет на себя обещание не предпринимать основательных стремлений трансформации поведения за стенами терапевтического кабинета.

Информация о работе Психология К.Юнга