Психология коммуникации в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:46, реферат

Описание работы

Коммуникации являются неотъемлемой частью жизни человека. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.
Коммуникации – это взаимодействия между сотрудниками и руководителем организации, поддерживающие осуществление ими своих функциональных обязанностей и должностных функций.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

Таврический национальный университет  им. В.И. Вернадского

Факультет управления 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психология  управления и конфликтология» 

по теме: Психология коммуникации в организации 

 

 

   

 

Выполнила:

студентка 5 курсу

группы 501- В

Муртазаева Лиля

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Симферополь, 2013

 

Коммуникации являются неотъемлемой частью жизни человека. Коммуникация - это общение  людей  в  процессе  их  совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен  информацией.  Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

Коммуникации – это  взаимодействия между сотрудниками и руководителем организации, поддерживающие осуществление ими своих функциональных обязанностей и должностных функций.

В психологии человек, передающий информацию, называется (коммуникатором). Он оказывает коммуникативное воздействие  на реципиента – человека, который является объектом коммуникативного воздействия.

А. Файоль рассматривал в свое время горизонтальную коммуникацию, получившую название мост Файоля или концепция оптимизации коммуникационных связей.

Обозначения в схеме:

Д – директор

З – заместитель

ЛР- линейный руководитель

Концепция объясняет организацию  информационных взаимосвязей между  работниками различных управленческих подразделений, исключающую необходимость  движения всех документов вверх и  вниз по всем иерархическим уровням  аппарата управления. Тем самым были заложены теоретические основы рационального движения документации в управлении трудовыми ресурсами.

По А. Файолю, осуществление управленческой деятельности должно обеспечить создание целостного социального организма, способного эффективно решать собственные проблемы посредством саморегуляции своего развития.

Развитие индустриального  общества закономерно привело к  возникновению административной школы  управления, созданной А. Файолем и его последователями (А. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О Шелдон, Л. Аллен и др.).

Административную школу  управления принято рассматривать  как реализацию рационалистического  подхода в теории управления, поскольку  эта школа не уделяла должного внимания социальным аспектам управления трудовыми ресурсами, их психологическим, поведенческим проявлениям.

Этот аспект управления трудовыми  ресурсами явился предметом школы  бюрократической организации, основоположником которой выступил М. Вебер, обобщивший результаты собственных социологических  исследований воздействия группового поведения на работников.

Основные черты бюрократической  организации, по М. Веберу, - расчленение  процессов управления на операции; выработка нормалей и стандартов управления; ликвидация субъективизма, фаворитизма и семейственности; соответствие должности и квалификации работника потребностям организации.

Вклад М. Вебера в разработку теоретических представлений управления трудовыми ресурсами состоит  в выделении универсальных принципов  «социальных, административных» организаций  – иерархии, власти и бюрократии.

Вторая группа школ управления трудовыми ресурсами, как уже  отмечалось выше, представлена школами  человеческих отношений, социальных систем, управления человеческим капиталом  и соответствует доктрине развития трудовых ресурсов.

Ключевой идеей данной доктрины является отношение к работникам не как к потребляемым ресурсам, а как к элементу капитала организации, требующему совершенствования качественных характеристик его структуры  и деятельности посредством создания гармоничной ротации кадров, учета важности человеческого фактора, формирования корпоративной культуры и командного мышления.

Школа человеческих отношений, созданная Э. Мэйо и его последователями (М.П. Фоллет, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, К. Аржирис, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Р. Блейк, Д. Моутон, Ф. Фидлер и др.), объясняет, что важными факторами эффективного труда и управления выступают не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникаций, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации.

Влияние социально-психологических  взаимоотношений в производственном коллективе на рост производительности труда, исследованное Э. Мэйо, показало, что для ее повышения недостаточно создать комфортную производственную среду, рационально организовать рабочее место и бесперебойно его обслуживать, важнее обеспечить благоприятный психологический климат, активизировать социальную мотивацию труда работников.

Тем самым впервые было сформулировано положение о том, что работники сильнее реагируют  на воздействие коллег, чем на управленческие усилия или материальные стимулы.

Вклад школы человеческих отношений в управление трудовыми  ресурсами состоит в том, что  она дала теоретическое объяснение необходимости отказа от жестко рационалистического  подхода к управлению трудовыми  ресурсами и заложила основы для  возникновения школы социальных систем.

Основоположники данной школы (Ч. Барнард, И. Марч, И. Олсен, Г. Симон) базировались на теоретических разработках методологии системного анализа и общей теории систем Л. фон Берталанфи.  Это позволило создать теоретическое обоснование формирования матричных организационных структур управления, широко применяемых в крупных проектных организациях; проектирования моделей организационных ситуаций, характеризующихся сокращением числа переменных до контролируемого (управляемого) уровня.

Вклад школы социальных систем в управление трудовыми ресурсами  можно определить как доказательство взаимосвязи рационалистического  и поведенческого подходов к управлению, возможности моделирования сценариев  решения управленческих проблем, обеспечения обоснованности принимаемых управленческих решений на основе использования математических методов.

Эволюция теории управления трудовыми ресурсами привела  к формированию школы управления человеческим капиталом, концептуальную основу которой составила концепция  человеческого развития, разработанная  экспертами ООН в конце 80-х гг. ХХ века. В соответствии с данной концепцией важнейшей целью общественного  развития провозглашено развитие человека, оцениваемое посредством «индекса человеческого развития», синтезирующего показатели долголетия, образованности и материального уровня жизни.

Основоположниками школы  управления человеческим капиталом  принято считать Г. Беккера и  Т. Шульца, а также их последователей – М. Блауга, Э. Лэзера, Дж. Минцера, Дж. Псачаропулоса и др.

Человеческий капитал  понимается, с одной стороны, как  совокупность производственных способностей современного работника, а с другой –  как издержки государства, предприятия  и самого человека на формирование и постоянное совершенствование  этих способностей.

Выделяют следующие виды коммуникаций:

  • Формальные – взаимодействие персонала, определенное должностными инструкциями и функциональными обязанностями
  • Неформальные - складываются на основе личных симпатий, общих интересов и вкусов людей
  • Управляемые – организованная коммуникация, запланированная заранее
  • Неуправляемые – незапланированная коммуникация, взаимодействие с внешней средой
  • Непосредственные – общение персонала
  • Опосредованные- общение персонала через посредника

Кроме того, существует вербальная и невербальная коммуникация.

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется речь. При передаче информации с помощью  речи менее всего теряется смысл  сообщения, поэтому речь можно считать  самым универсальным средством  коммуникации. Предъявляемое требование: высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.    

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор, говоря, кодирует, а реципиент, слушая, декодирует. При этом для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (воплощения замысла в систему знаков), а для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Степень понимания реципиентом смысла высказывания становится очевидной для коммуникатора только при смене коммуникативных ролей, т.е. когда реципиент превращается в коммуникатора и высказывается, согласно раскрытию им смысла принятой информации. Мера согласованности коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими вышеназванных ролей зависит от их включённости в общий контекст деятельности.    

Диалогическая речь (диалог) как специфический вид разговора - это последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации при диалоге определяется степенью обеспечения партнёрами тематической направленности информации, двусторонности характера информации.    

Таким образом, посредством речи не просто движется информация, но участники  вербальной коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют, убеждают, стремятся достичь определённого  изменения поведения.    

Чтобы описать процесс взаимовлияния  участников вербальной коммуникации друг на друга, необходимо проанализировать структуру коммуникативного акта, мотивы, цели, установки общающихся. Здесь  возникает необходимость обращения  к знаковым системам, включенным в  речевое общение помимо речи, то есть к невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией  без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения  по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Из всех невербальных средств  коммуникации наибольшую роль в нашем  общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Конечно, язык тела восходит к коммуникативному поведению животных, которое изучается специальной наукой – этологией (наука о социальном поведении животных).  Животные различают друг у друга позы и жесты устрашения, примирения, любовных намерений и т.п. Даже мы, общаясь близко с некоторыми животными, можем верно интерпретировать их позы, действия, которые выполняют именно сигнальную роль.  Точно так может «говорить» своим телом и человек.

1. Жесты - способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен.

2. Мимика - способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.  

3. Положение тела - способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.  
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.  

4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях. Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопываниями по плечу.

Знаки, передаваемые многими  невербальными средствами коммуникации (мимикой, позой, прикосновениями), не столь  однозначны, как слова естественного  языка. Эти знаки чаще всего интерпретируются с учетом ситуативных факторов, то есть условий, в которых они использованы.  
В  человеческом общении известны и другие средства невербальной коммуникации. К ним можно отнести, например, одежду и украшения. Если сотрудник пришел на работу в особо торжественной одежде, то любой  может по этому знаку предположить, что у него сегодня День рождения или важная встреча; иначе говоря, какой-то важный день. Он сигнализирует о своем особом дне своей особой одеждой.

Информация о работе Психология коммуникации в организации