Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:34, контрольная работа
История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
Введение................................................................................................................3
Задачи работы.......................................................................................................8
Глава-1. Психология конфликта.........................................................................9
Глава-2. Поведение в условиях конфликта (стратегия)..................................15
Заключение..........................................................................................................22
Используемая литература..................................................................................24
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ Государственная медицинская академия»
министерства здравоохранения и социального развития
российской федерации
ФАКУЛЬТЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Курс 2, заочная форма обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология»
На тему: «Психология конфликта. Стратегии поведения в конфликте.»
Студента: Игитханян Марины Александровны
Оценка ___________
«__» __________ 2013 г.
Проверил:
Преподаватель
________________
Работа сдана на проверку
«__» __________ 2013 г.
Принял:
________________ ____________
(должность) (подпись)
Введение......................
Задачи работы........................
Глава-1. Психология конфликта.....................
Глава-2. Поведение в условиях конфликта
(стратегия)...................
Заключение....................
Используемая литература.......
Конфликты -одно из важнейших явлений современной
социальной и политической жизни. Всем
хорошо известно, что жизнь человека в
обществе сложна и полна противоречий,
которые часто приводят к столкновению
интересов как отдельных людей, так больших
и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus»)означает
столкновение сторон, мнений, сил.
История человеческой цивилизации насыщена
разного рода конфликтами. Одни конфликты
охватывали целые континенты и десятки
стран и народов, другие вовлекали большие
и малые социальные общности, третьи происходили
между отдельными людьми. С древнейших
времен люди пытаются решить возникающие
противоречия и мечтают о бесконфликтном
обществе. Возникающие государственности
тоже можно рассматривать как стремление
создать универсальный механизм для предотвращения
и разрешения конфликтов. В древнейших
законах жестокого царя Хаммурапи (1792
-1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов
разрешения конфликтных ситуаций. По преданию
царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) прославился
благодаря мудрости и умению избегать
и разрешать конфликты.
На протяжении веков лучшие умы человечества
создавали теоретические модели бесконфликтного
общества, а порой пытались воплотить
их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось
неудачей и порождало еще более жестокие
конфликты.
Сегодня конфликты — повседневная реальность.
Возможно, 21 век поставит человечество
перед альтернативой: либо он станет веком
конфликтности, либо он будет последним
веком в истории цивилизации. Конфликты
в 20 в. стали основной причиной гибели людей.
Две мировые войны, локальные военные
конфликты, террор тоталитарных режимов,
вооруженная борьба за власть, убийства,
самоубийства, несогласия, противоречия
между отдельными людьми — все эти виды
конфликтов по самой приближенной оценке
унесли в прошлом столетии до 300 миллионов
человеческих жизней. Медленное, но неудержимое
совершенствование оружия массового поражения,
испытание ядерного оружия свидетельствуют
о возрастании опасности войны с применением
этого оружия. Внутриполитическая борьба
— один из решающих факторов развития
большинства государств. Конфликты в организациях
нередко оказывают определяющее влияние
на качество их деятельности. Согласие
в семье и с самим собой важнейшее условие
счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов
в жизни отдельного человека, семьи, организации,
государства, общества и человечества
в целом. По итогам 20 в. Россия, скорее всего,
является бесспорным и недосягаемым мировым
лидером не только по людским потерям
в конфликтах, но и по другим их разрушительным
последствиям: материальным и моральным.
Конец столетия поставил Россию перед
альтернативой: либо власть и народ смогут
если не управлять, то хотя бы удерживать
социальные конфликты в каких-то регулируемых
рамках, либо конфликты будут управлять
народом и властью диктуя «бессмысленные
и беспощадные» сценарии в истории всех
и биографии каждого. Наше незнание законов
возникновения, развития и разрешения
конфликтов только за последнее десятилетие
оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными
судьбами десятков миллионов человек,
развалом пусть во многом несовершенной,
но все же великой державы.
Для эффективного решения возникающих
проблем каждому человеку необходимо
усвоить необходимый уровень теоретических
знаний и практических навыков поведения
в конфликтных ситуациях, а также знания
о причинах возникновения и способах решения
конфликтов.
В исторической и художественной литературе
описано огромное количество различающихся
по силе, по последствиям для людей, форме
и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами
подсчитано, что за последние 5 тысяч лет
человечество участвовало приблизительно
в 15 тысячах локальных и общих войн — одной
из самых страшных форм разрешения социальных
противоречий. Из этого факта, как бы мы
к нему не относились, следует, что вся
история цивилизации пронизана социальными
конфликтами, решение которых часто становится
невозможным без привлечения силовых
методов и приемов, что, безусловно, наносит
непоправимый урон всем областям жизни
и деятельности народов. Нужно отметить,
что чаще всего даже самые серьезные конфликтные
ситуации возникают и «расширяются» из
самых мелких и, казалось бы, примитивных
ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение
самой сути конфликта, разбор всех его
составляющих, а также способов его разрешения
является самым важным предметом социальной
психологии как науки.
Известно, что у всех конфликтов имеется
психологическая составляющая, основанная
на специфике внутренней жизни человека,
а также его социальных отношениях.
Исследование социальных процессов, происходящих
в обществе, показывает, что конфликт является
одной из важнейших социальных проблем.
Среди специалистов, занимающихся изучением
конфликта, нет единой точки зрения по
вопросу о том, что он собой представляет.
Это обусловлено рядом причин: сложностью
самого феномена конфликта, а также неоднозначным
пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Одной из причин такой
ситуации является не разработанность самой теории
конфликта. Для практиков, в частности,
по-прежнему остается неясным соотношение
величин в дихотомии «конфликт-согласие», хотя
исторический опыт доказывает, что общество
обеспечивает упорядоченность жизни населения
только через согласие, через достижение
взаимного понимания и признания.
Исследование проблем конфликта и согласия
требует фундаментальных усилий ученых
различных специальностей. На Западе уже
в течение многих десятилетий, особенно
в конце 20 в., это научное направление получило
основательное развитие. Написаны сотни
книг о конфликтах и способах их разрешения,
систематически издаются журналы, рефераты
и сборники статей. Есть все основания
говорить о создании самостоятельной
комплексной науки конфликтологии, предметом
которой является изучение природы, причин,
механизма конфликтов в человеческом
обществе, а также разработка путей их
предотвращения и разрешения. Но в нашей
стране эта наука еще не развита, хотя
на русском языке уже издано немало работ
о конфликтах и путях их разрешения.
Вполне понятно, что конфликтология, как
и всякая дисциплина, тесно связана со
смежными науками, многое черпает из них
и, в сою очередь, их обогащает. Это, прежде
всего, социология и социальная психология,
с которыми конфликтология имеет много
общего, так как исследует, подобно названным
наукам, отношения между людьми. Далее,
это история, дающая богатую пищу для размышлений
о причинах человеческих поступков. Это,
наконец, политология, экономика, этиология
и другие общественные науки, конкретизирующие
природу, механизмы развития и последствия
конфликтов различного рода. К числу таких
наук относятся также правоведение и государствоведение,
изучающие юридические формы взаимодействия
людей, будь то сотрудничество, мирное
сосуществование, противодействие или
борьба.
Как мы уже отмечали, конфликт стал доминирующей
ячейкой общественных отношений. Он присутствует
как в явных, так и в латентных формах.
Он наличествует в столкновениях предлагаемых
перспектив развития страны и в повседневной
жизни, пронизывая ткань межличностных
отношений. Конфликт присутствует и там,
где есть сотрудничество и согласие. Главный
вопрос состоит, следовательно, не в возвращении
к бесконфликтному состоянию, а в том,
чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая
себе отчет в его стимулирующем воздействии
в тех случаях, когда он развивается в
определенных рамках, и, осознавая его
разрушительный характер, когда он перерастает
эти рамки.
К сожалению, отечественная психология
одной из последних сделала конфликты
предметом своего изучения, что определяет
совсем небольшой выбор литературы на
русском языке, хотя за последнее время
вышло в свет множество популярных брошюр
и книг, содержащих полезные сведения
относительно того, как успешно справляться
с конфликтами. Однако, работ, дающих целостное
и систематическое освещение проблем
конфликтологии, пока весьма немного.
Поэтому трудно найти необходимые сведения,
имеющие прямое отношение к источникам
конфликтов, схемами их протекания, психологическим
законам, лежащим в основе любого способа
разрешения противоречий между людьми
как в личной и профессиональной, так и
в социальной жизни.
Социология и психология описывают конфликты
и поведение человека в них, исходя, в основном,
из двух теоретических позиций. Согласно
первой, конфликт-это частный случай социальной
ситуации, имеющей свои нормативные законы
развития. В работах этого направления
развивается представление К. Левина о
том, что поведение определяется не обыкновенными
средовыми факторами самими по себе, а
субъективно отраженными и представленными
в сознании аффектно заряженными переживаниями
и отношениями. Второе направление исследований
конфликтного поведения исходит из признания
специфики личности и индивидуальности
человека в качестве ведущей причины конфликтов.
Очевидно, что эти два способа описания
конфликтного поведения не противоречат
друг другу, а являются взаимодополняющими,
так как допускают содержание общих механизмов
формирования и развития конфликтов в
виде иерархически организованной мотивационно-потребностной
системы и набора психологических защит,
которые, с одной стороны, формируются
в результате онтогенетического социального
развития, а с другой-определяют субъективное
отношение человека к социальной ситуации,
имеющей для него конфликтный смысл.
Учитывая эти аргументы, в своей работе
при описании психологических оснований
внешних и внутренних конфликтов, встречающихся
на жизненном пути каждого человека, мы
будем исходить из теоретических представлений,
берущих свое начало в работах З. Фрейда,
а также психологической теории деятельности
А.Н. Леонтьева, культурно-исторической
концепции генеза психики Л.С. Высотского.
Это позволяет обосновать идею о том, что
в основе конфликтных отношений лежат
мотивации, потребности и мотивы-«пружины»
социального поведения человека, как ясно
сознаваемые, так и скрытые в глубинах
бессознательного.
Хотелось бы отметить, что в своей
работе мы будем опираться на опыт
мировой и отечественной конфликтологии.
Среди известных работ, касающихся предмета
нашего изучения и положенных в основу
данной работы, можно выделить следующие:
Корнелиус Х., Фейр Ш. «Выбирать может каждый:
как разрешать конфликты»; Лоренц К. «Агрессия»;
Лиос Р., Райфа Х. «Игры и решения»; Майерс
Д. «Социальная психология»; Пиапое Ж.
«Психология: междисциплинарные связи
и системы наук»; Скотт Дж. «Конфликты,
пути их преодоления»; Спиллман К.Р., Спиллман
К. «Образы врага и эскалация конфликта»
и многое другое.
Российская же конфликтология находится
сегодня на завершающей стадии формирования
в самостоятельную науку. В 1992 г. были намечены
первые контуры междисциплинарной парадигмы
конфликтологических знаний, в основе
которых лежал системный эволюционный
подход. За последнее время в частных конфликтологических
науках, являющихся отраслями конфликтологии,
проведено значительное количество интересных
и важных исследований проблемы конфликтов.
Вместе с тем отечественные конфликтологи
пока не выработали общего подхода к пониманию
сущности конфликтов, их классификации,
генезису, структуре и т.д. Такой подход
может быть выработан на основе обсуждения
большинством конфликтологов одного,
а лучше нескольких вариантов системных
представлений о содержании конфликтологической
науки.
Итак, несмотря на недооформленность отечественной
конфликтологии, все же можно говорить
о ее развитии, формировании и совершенствовании.
В последнее время было опубликовано значительное
количество работ, позволяющих делать
весьма оптимистические выводы. Достаточно
назвать «Введение в теорию конфликта»
Дружинина В., Конторова Д., Конторова Н.;
«Введение в общую теорию конфликта» Дмитриева
А., Кудрявцева В., Кудрявцева С.; «Введение
в конфликтологию» Анцурова А., Малышева
А.; «Конфликтологию» Бандурин А., Друзь
В.; «Основы конфликтологии» Дмитриева
А., Запрудского Ю., Казимирчука В., а также
работы более узкого характера: «Конфликты
в коллективе старшеклассников» Афоньковой
В.М., «Социальный конфликт» Запрудского
Ю.Г.; «Психология конфликта» Канатаева
Ю.А.; «Психология малой группы» Кричевского
Р.Л., Дубовской Е.М.; «Личность в конфликте»
Крошус Н.В.; «Механизмы психологической
защиты» Романовой Е.С. и Гребенникова
Л.Р.; «Исследование устойчивости личности
детей и подростков в трудных ситуациях»
Тышковой М. и многие другие работы.
Также следует отметить, что в 1989
г. была создана Российско-Американская
программа по конфликтологии. В рамках
этой программы при содействии Института
по изучению и разрешению конфликтов (CRI)
произошло основание Петербургского Центра
разрешения конфликтов, задачи которого
не только познавательно-теоретические,
но и утилитарно практические: помочь
людям понять, что делать с конфликтами.
Таким образом, проблема конфликта
и защиты от него является самой
актуальной проблемой времени, и решение
ее требует не только определенных знаний,
но и желания самих людей к бесконфликтному
решению вопросов. В своей работе мы попытаемся
обозначить понятие конфликта, его структуру,
а также пути разрешения конфликта и защиты
от него.
Цель нашей работы — рассмотреть особенности
психологических защит и взаимосвязь
их особенностей со стилями поведения
в конфликте.
Задачи работы:
· изучить различные подходы к проблеме
конфликта на основе теоретического анализа
работ отечественных и зарубежных психологов;
· изучить стили поведения в конфликтной
ситуации;
· изучить стратегии поведения;
· изучить психологические защиты, их особенности
и типологию;
· изучить особенности психологических
защит, проявляющихся в проблемных ситуациях;
· определить роль защитных механизмов
в организации поведения личности в конфликте.
Глава-1
Это понятие в научной
литературе, впрочем, как и в публицистике,
неоднозначно. Существует множество определений
термина «конфликт». Наиболее общий подход
к определению конфликта состоит в определении
его через противоречие как более общее
понятие, и прежде всего-через социальное
противоречие.
Общеизвестно, что развитие любого общества
представляет собой сложный процесс, который
совершается на основе зарождения, развертывания
и разрешения объективных противоречий.
Причинами их могут быть самые разные
проблемы жизни: материальные ресурсы,
важнейшие жизненные установки, властные
полномочия, статусно-ролевые различия
в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические)
различия и т.д. Конфликты охватывают все
сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность
социальных отношений, социального взаимодействия.
Конфликт, по сути, является одним из видов
социального взаимодействия, субъектами
и участниками которого выступают отдельные
индивиды, большие и малые социальные
группы и организации. Конфликтное взаимодействие
предполагает противоборство сторон,
т.е. действия, направленные друг против
друга.
В основе конфликта лежат субъектино-объективные
противоречия, но эти два явления (противоречия
и конфликт) не следует отождествлять.
Противоречия могут существовать длительный
период и не перерастать в конфликт. Поэтому
необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта
лежат лишь те противоречия, причиной
которых являются несовместимые интересы,
потребности и ценности. Такие противоречия,
как правило, трансформируются в открытую
борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее
интенсивным и более или менее насильственным.
«Итенсивность,-по словам Р. Дарендрфа,-означает
вкладываемую участниками энергию, и вместе
с тем социальную важность отдельных конфликтов».
Форма столкновений-насильственная или
ненасильственная-зависит от множества
факторов, в том числе и от наличия реальных
условий и возможностей (механизмов) ненасильственного
разрешения конфликта и целей, преследуемых
субъектами противоборства.
Итак, социальный конфликт-это открытое
противоборство, столкновение двух или
более субъектов участников социального
взаимодействия, причинами которого являются
несовместимые потребности, интересы
и ценности. Социальный конфликт включает
в себя также активность индивида или
групп, блокирующих функционирование
противника или наносящих ущерб другим
людям (группам). Заметим, что проблематика
конфликтов использует и такие термины,
как споры, дебаты, торги, соперничество
и контролируемые сражения, косвенное
и прямое насилие. У многих исследователей
конфликт ассоциируется и с масштабными,
историческими изменениями.
В отечественной литературе наиболее
полное определение социального конфликта
дал Е.М. Бабосов («Социологический словарь»):
«Конфликт социальный-предельный случай
обострения социальных противоречий,
выражающийся в столкновении интересов
различных социальных общностей-классов,
наций, государств, различных социальных
групп, социальных институтов и т.п., обусловленном
противоположностью или существенным
различием их интересов, целей, тенденций
развития. Конфликт социальный складывается
и разрешается в конкретной социальной
ситуации в связи с возникновением требующей
разрешения социальной проблемы. Он имеет
вполне определенные причины, своих социальных
носителей, обладает определенными функциями,
длительностью и степенью остроты».
Правда это определение схватывает основную
суть дела, не отражая всех черт конфликта
— его психологизма в частности. Эта особенность
прослеживается в работе Ю. Запрудского
«Социальный конфликт», где говориться:
«Социальный конфликт-это явное или скрытое
состояние противоборства объективно
расходящихся интересов, целей и тенденций
развития социальных субъектов, прямое
или косвенное столкновение социальных
сил на почве противодействия существующему
общественному порядку, особая форма исторического
движения к новому социальному единству».
Сказано, думается, слишком масштабно.
Не оказалось места для бытовых, семейных,
трудовых-словом, конфликтов более «низкого»
уровня. А их не следует игнорировать.
Приведем еще одно определение, принадлежащее
Т.В. Новиковой. Социальный конфликт-это
«ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия
преследуют какие-то свои цели, которые
противоречат или взаимно исключают друг
друга». Здесь, как видно, подчеркнут прежде
всего личностный, психологический аспект.
При изучении различных форм общественной
жизни исследователи обычно применяют
так называемый конфликтологический подход:
какое-либо деяние рассматривается как
результат конфликта между людьми, прослеживается
механизм его возникновения.
Особый случай представляют собой игры,
в том числе спортивные. Некоторые из них
задуманы как конфликты (например, бокс).
Однако, очевидно, что, по существу, речь
идет об имитации конфликта. Кончается
игра-кончаются и «конфликтные» взаимоотношения.
Неприязнь между игроками разных команд,
остающаяся после состязания-скорее исключение,
чем правило, в спорте она отнюдь не поощряется.
Понятия «субъект» и «участник»
конфликта не всегда тождественны.
Субъект-это активная сторона, способная
создать конфликтную ситуацию и влиять
на ход конфликта в зависимости от своих
интересов.
Участник конфликта может сознательно
(или не вполне сознавая цели и задачи
противостояния) принять участие в конфликте,
а может случайно или помимо своей воли
быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития
конфликта статусы участников и субъектов
могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных
участников конфликта. Последние представляют
собой определенные силы, преследующие
в чужом конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
a. провоцировать конфликт и способствовать
его развитию;
b. содействовать уменьшению интенсивности
конфликта или полному его прекращению;
c. поддерживать ту или иную сторону или
обе стороны одновременно
Косвенные участники конфликта составляют
определенную часть окружающей среды,
в которой протекают конфликты. Поэтому
социальная среда может выступать либо
катализатором, либо сдерживающим или
нейтральным фактором развития конфликта.
В социологии конфликта часто используется
понятие «сторона конфликта», предполагающее
включение как прямых, так и косвенных
участников конфликта. Иногда косвенных
участников называют третьей стороной
или третьим участником. Субъекты и участники
социального конфликта могут иметь различные
ранги, статусы и обладать определенной
силой.
Ранг (нем.)-звание, чин, разряд, категория.
В социальной конфликтологии он определяется
по принципу высший - низший и предполагает
позицию, занимаемую одним из субъектов
конфликта по отношению к другому субъекту,
противоположной стороны. Можно предложить
следующий способ определения рангов
оппонентов (субъектов конфликта):
1. Оппонент первого ранга-человек выступающий
от своего собственного имени и преследующий
свои собственные интересы.
2. Оппонент второго ранга-отдельные индивиды,
защищающие групповые интересы.
3. Оппонент третьего ранга-структура, состоящая
из непосредственно взаимодействующих
друг с другом групп.
4. Высший ранг-государственные структуры,
выступающие от имени закона.
В реальном конфликте каждая из сторон
стремится понизить ранг противника и
повысить свой собственный. Некоторые
исследователи считают, что введение в
конфликтологию понятия ранга оппонентов
непродуктивно. Такое мнение, думается,
не вполне обосновано, т.к. на уровне подсознания,
в своих субъективных оценках, на уровне
общественного мнения участники конфликта
«наделяются» определенными рангами,
хотя с юридической точки зрения, для этого
нет оснований.
Социальный статус-это общее положение
личности или социальной группы в обществе,
связанной с определенной совокупностью
прав и обязанностей. Статус может оказать
значительное влияние на положение (позицию)
того или иного субъекта и участника в
реальном конфликте.
Сила в социальном конфликте-это возможность
и способность сторон конфликта реализовать
свои цели вопреки противодействию оппонента
(противника). Она включает всю совокупность
средств и ресурсов, как непосредственно
задействованных в противоборстве, так
и потенциальных. Пока конфликт находится
в стадии зарождения, его потенциальные
субъекты имеют лишь примерное представление
о реальной силе противоположной стороны
и о возможной реакции окружающей среды
на социальный конфликт. Только с началом
конфликта и в ходе его развития информация
о силе сторон становится более полной.
Окружающая среда-один из элементов в
структуре социального конфликта. Она
состоит из физической сферы (географических,
климатических, экологических и других
факторов) и социальной среды (определенных
социальных условий, в которых развивается
конфликт)
Информация о работе Психология конфликта. Стратегии поведения в конфликте