Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:00, контрольная работа
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Введение
Виды и структура конфликта
Стадии протекания конфликта
Функции конфликта
Заключение
Список литературы
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
— проявлениями «деикдивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
— проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
— проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».
Функции конфликта.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
· функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
· «коммуникативно-
· функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
· функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
· гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
· оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
· оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
· неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
· уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
· абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
· представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
· сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
· увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
· смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
· возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
- отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
- подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
- степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
- следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.
Список использованной литературы:
1. Психология и этика делового общения.
Учебник/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: ЮНИТИ,
3-е изд., 1999.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В. Грамматика
общения. М.: Смысл - Академический проект,
1999.
3. Маейрс Д. Социальная психология: Учеб.
пособие. Спб.: Питер, 1997.
4. Немов Р.С. Психология: в 3-з кн. Книга 1.
М.: Просвещение, "Владос", 1995.
5. Психологический словарь. М.: Педагогика
- ПРЕСС, 1996.