Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Содержание работы

Введение
Виды и структура конфликта
Стадии протекания конфликта
Функции конфликта
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

—  проявлениями «деикдивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам;

—  проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;

—  проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

 

Функции конфликта.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

·     функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

·     «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

·     функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

·     функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

·     гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

·     оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

·     оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.        

 Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

·     неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

·     уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

·     абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

·     представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

·     сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

·     увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

·     смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

·     возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

-       отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

-       подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

-       степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

-       следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.

Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.

 

 

 

Список использованной литературы:

 
     1. Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 1999. 
      
     2. Крижанская Ю.С., Третьяков В. Грамматика общения. М.: Смысл - Академический проект, 1999. 
     3. Маейрс Д. Социальная психология: Учеб. пособие. Спб.: Питер, 1997. 
     4. Немов Р.С. Психология: в 3-з кн. Книга 1. М.: Просвещение, "Владос", 1995. 
     5. Психологический словарь. М.: Педагогика - ПРЕСС, 1996. 

 

 

 

 


 



Информация о работе Психология конфликта