Y ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Это научная дисциплина, изучающая
особенности развития психических
функций у детей с нарушениями речи или
распад психических функций у взрослых
с нарушениями речи, изучает место этих
нарушений в структуре дефекта, учитывает
психокоррекционные методики в логопедической
работе.
Y лиц с нарушениями речи так же называлась:
логоY, сурдоY, логопатоY. Y лиц с нарушениями речи изучают
логопеды. Речь помогает в формировании
ВПФ. ВПФ опосредуются речью. В следствие
нарушения речи страдает формирование
ВПФ.
ПРЕДМЕТ: особенности развития и распада функций
у лиц с речевой патологией.
ЦЕЛЬ: выявить или изучить структуру неречевого
нарушения и разработать систему психокоррекционной
работы с этими лицами.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Изучение особенностей развития психических функций у детей, а у взрослых – особенности распада психических функций.
- Разработка методов исследования психических функций у лиц с нарушениями речи.
- Определение, как речевое нарушение влияет на развитие деятельности, формирование личности, поведение. Прослеживается взаимосвязь деятельности и речи общения (зависят от социума).
- Разработка методов психокоррекционной работы в системе логопедической коррекции.
СВЯЗЬ Y ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ДР. НАУКАМИ
- медико-биологический блок:
- Нейрофизиология (изучает строение ВПФ и функционирование)
- НейроY (каким образом функционируют структуры ЦНС для обеспечения сложной психической деятельности).
- Психолого-педагогический блок:
- Общая и специальная Y, психодиагностика (дают общие и специальные знания, методы).
- Логопедия (знания о речевой патологии; дает методы коррекции речевого нарушения).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В
РОССИИ
Логопедическую
помощь оказывают в учреждениях
системы просвещения и системы здравоохранения.
В любом возрасте оказывается логопедическая
помощь.
Учреждения
системы просвещения:
- Детские сады.
Существуют логопедические
группы в массовых детских садах,
также существуют специальные детские
сады.
- В речевые
группы принимаются дети, у которых
только речевое
нарушение,
которым нужна помощь логопеда.
- В речевые
детские сады принимаются дети
с речевыми
нарушениями,
которые требуют комплексной
коррекции.
С этими
детьми работают: специальный психолог,
специальный
педагог,
детей наблюдает психоневролог, организуются
специальные
кабинеты массажа, физиотерапия.
Для таких детей
организуется
специальный режим: речевой, охранительный.
С
этими детьми
помимо коррекционной работы
проводится
воспитательная
и образовательная работы.
2. Школа.
- Специальные логопедические кабинеты или пункты при массовых школах. В этом кабинете работает только логопед.
- В речевые школы принимаются дети с таким нарушением речи, которое мешает овладеть школьной программой в обычных условиях обучения. В эти школы принимаются с тяжелым нарушением речи, они нуждаются в комплексной коррекционной помощи (логопеды, психологи). Дети обучаются по программе массовой школы, но программа адаптирована, видоизменена. Логопед сам обучает детей.
Учреждения здравоохранения:
- Поликлиника:
логопедические кабинеты
- Речевые стационары
и полустационары психоневрологической
клиники.
Поступают лица с речевой патологией,
которым необходима
сложная
диагностика, которым необходимо
лечение.
Задача психолога с разными
возрастными группами:
- дошкольники – методика исследования: выбор и адаптация методик.
- изучение особенностей
психического развития детей
с речевой патологией, первичный
или вторичный дефект, спонтанное
и направленное развитие, разработать методики
психокоррекционной работы.
- школьники:
- определение готовности к школьному обучению (ведущие слабые анализаторы, разработать индивидуальный план обучения, программы обучения).
- Профилактическая работа, которую необходимо проводить в период возрастных кризисов.
- Развитие деятельности, общения
- При необходимости логопедической помощи направить к логопеду.
- подростковый возраст:
- профилактика рецидивов, обострений.
- Следить за развитием личности и своевременно проводить психокоррекционную работу.
- Помощь в профориентации подростка.
- взрослые:
- восстановление нарушенных психических функций и социальная реабилитация больного.
Литература:
- ¢¢Основы логопедии¢¢ под ред. Волковой.
- ¢¢Основы логопедии¢¢ Филичева, Чиркина, Чивилева.
- ¢¢Практикум по Y лиц с нарушениями речи¢¢ Виноградова и Волкова.
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах
их выявления, преодоления и устранения
средствами специального обучения и воспитания.
Изучает причины нарушения, симптоматику
речевых расстройств, механизмы речевого
нарушения (функционирование систем в
условиях патологии), течение речевого
расстройства, структуру нарушения, методы
коррекционной работы.
В конце 19 века педагоги стали интересоваться
речевой патологией. В начале 20 века из
медицины ответвляется дисциплина, которая
занимается речевой патологией. А также
из спецY выделяется Y лиц с нарушениями речи. Т.о. на стыке
двух наук образовалась Y лиц с нарушениями речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Речь –
явление физиологическое, социальное
(речь возникает только в социуме).
В речи
человек испытывает универсальную
систему – язык.
Речь рассматривается
с а) анатомо-физиологической б) психологической позиции
и с позиции в) психолингвистики.
А) С анатомо-физиологической позиции –
речевое развитие связано с развитием
ЦНС. Периоды связаны с фазами созревания
ЦН субстрата.
От рождения до года – развивается и
созревает моторная сфера.
С 6 месяцев
движения становятся целенаправленными
– синергии.
В 1 год ребенок
начинает ходить – развитие
двуногой локомодации, следовательно
большее познание окружающего и след-но
больший толчок в развитии речи.
От 1 года до 3 лет –
созревают корневые отделы (которые
управляют моторикой), следовательно
движения совершенствуются и след-но
удовлетворяется любопытство – это дает
возможность развитию наглядно-образному
мышлению (что является базой для развития
речи).
От 3 до 7 лет – дозревают
третичные зоны коры головного
мозга и совершенствуется раннее
созревание.
6 – 7 лет
– младший школьный возраст.
Б) С позиции психолингвистики рассматриваются
особенности усвоения родного языка.
- Доязыковой период (от рождения до 8 месяцев) – период гуления и лепета – это социальные голосовые реакции ребенка, направленные на общение с человеком. С возрастом они пропадают.
Гуление возникает около
2 месяцев. Представляет собой голосовые
фонации (голосообразование). Состав этих
голосовых реакций – вокализация – преобладают
гласные звуки. Особенность заключается
в том, что ребенок звук не произносит,
а артикулирует. Звуки ребенка диффузны,
размыты, в этих звуках можно увидеть сходства
с различными языками. Лепет возникает
в 3,5 – 4 месяца. В отличии от гуления имеет
слоговые фонации. В лепете звуки обретают
характеристики того общества, в котором
ребенок растет. В лепете ребенок тоже
артикулирует звуки (это еще двигательная
активность). Звуки многообразны. В лепете
присутствуют почти все звуки родного
языка. В лепете присутствуют звуки, которые
характерны для других языков. Звуки окружающей
действительности для речи не характерны.
- От 1 года до 2 лет – период усвоения слов и первых фраз. Ребенок первыми словами не называет явление или объект, а использует их для выражения просьбы, первые слова выполняют функцию глагола и предиката. Слова-фразы, слова-предложения. Особенности первых слов: эти слова носят ситуативный характер. Особенность психического развития приводит к тому, что значение первых слов непомерно сужается или наоборот непомерно расширение. Гипо- и гипергенерализация. Вслед за появлением первых слов примерно в 1,3 – 1,5 года появляется первая двухсловная фраза. Эти фразы не имеют грамматического оформления. Понять ребенка вне ситуации очень сложно, т.к. фразы носят ситуативный характер. В дальнейшем в первых двухсловных фразах происходит разделение слов на опорное и переменное. Быстро начинает увеличиваться рост двухсловных предложений, увеличивается количество слов в предложении.
- От 2 до 3 лет – В это период ребенок усваивает грамматику языка. К двум годам количество слов в предложении возрастает, а построенное предложение остается: опорное слово + неглавные слова, опорное слово стоит в конце. (линейное построение). Возникают грамматические категории – связь слов в предложении. Развитие системы словоизменения связано с когнитивным развитием ребенка, а также с развитием словаря. Не все грамматические категории ребенок усваивает сразу. Усвоение происходит в определенной последовательности. Раньше всего ребенок усваивает изменение существительных с помощью окончаний ( напр.: ед. и мн. число существительных). Позже всего усваивает ребенок род существительного, склонение. Предложение и речь ребенка начинают быть понятными вне ситуации, следовательно эта речь становится контекстной, которая является основной для внутренней речи, и следовательно вербального мышления. К 3 годам ребенок усваивает систему языка. Ребенок усваивает норму языка и культуру речи после 3-х лет. Если нет – патология.
- Период от 3 до 5 лет – Закладывается контекстная фаза речи, ребенок учится речевому взаимодействию с партнером, давать отсроченные речевые реакции. В этот период формируется словарь языка. Система словообразования (изменение слов с помощью приставки и суффикса). Детские словообразовательные инновации – все является деталями речи, но отсутствуют в языке. Инновации бывают: а) понимание слов б) инновации продуцирования слов. Эти явления говорят о том, что ребенок усваивает элементы языка, следовательно это ступенька к тому, что ребенок будет усваивать норму языка. Инновации появляются у всех детей. Детские инновации говорят о несовершенстве языковой системы. Ребенок раньше усваивает общие правила, а частные правила могут усваиваться на протяжении всей жизни.
2 ЛЕКЦИЯ – 10.09.03
- Период от 5 до 7 лет – Ребенок усваивает норму языка. Этот период, когда ребенок начинает овладевать связным текстом, т.е. ребенок может высказать свою мысль серией высказываний, но они не совершенны. Ребенок излагает события в той последовательности, в которой они есть, он не может перестраивать события. Способность излагать мысли подробно говорит о формировании вербально логического мышления.
В) Психологическая классификация. Развитие
речи тесно связано с развитием общения
и ведущей деятельности. Эту классификацию
выделила Лисина:
- Ситуативно-личностная фаза общения и ведущей деятельности. От 2 до 6 месяцев. Ребенок
ждет от взрослого доброжелательное внимание.
Поведение ребенка направлено на удовлетворение
этой потребности. В этот период возникают
первые голосовые реакции, обращенные
на общение со взрослым (гуление и лепет).
По характеру гуление и лепет могут определить
нарушение речевого развития.
Признаки дизонтогенеза:
а) позднее появление гуления
и лепета (если социальные условия
нормальные),
б) однообразное гуление и лепет,
в) бедное интонирование гуления
и лепета,
г) гуление и лепет могут пропасть,
а вербальная речь не появляется
(у глухих), следовательно нужна помощь
логопеда, чем раньше начать помощь, тем
она будет эффективнее.
- Ситуативно-деловая фаза общения - в этой фазе развивается деятельность предметно-манипулятивная.
От 6 месяцев до 3 лет. В 6 месяцев ребенок
садится, активно манипулирует предметами.
Берет предметы в руки: ощущает фактуру,
вес, величину и т.д., следовательно у ребенка
возникают познавательные интересы. Манипуляция
с различными предметами способствует
складыванию определенных образов, ребенок
начинает понимать, классифицировать
предметы. Начинает развиваться невербальное
мышление. Подражание взрослым. Прежняя
потребность к ласковому отношению сохраняется.
Ребенок не может находится рядом со взрослым,
ему нужно, чтобы взрослый участвовал
во всех делах малыша. Действия взрослого:
похвала, упрек, помощь помогает ребенку
овладеть действиями с предметами, получать
полную картину предметного мира. Возникает
вербальная речь, возникает обозначение
словом. Первоначально у ребенка развивается
импрессивная речь (пассивное понимание),
т.е. ребенок понимает, что говорят ему
взрослые, а затем появляется экспрессивная
речь – процесс говорения. Благодаря развитию
предметной деятельности начинает развиваться
словарь и у ребенка появляются первые
слова. Совершенствуется моторика ребенка:
начинает ходить; увеличиваются операции
действия с предметами; появляется выразительное
действие не одним словом, а несколькими.
Т.о. появляется двухсловная фраза. Совершенствуются
способы удовлетворения любопытства,
появляется потребность к удовлетворению
большего количества слов, следовательно
формируется грамматика. Развитие фразы,
грамматики связано с когнитивным развитием
ребенка. Для усвоения смысла слова ребенку
необходимо выделять из предметов признаки.
Овладение смыслом слова у ребенка возникает
к 1,5 годам. После усвоения семантики начинается
быстрый рост словаря. К 3 годам ребенок
усваивает систему языка.
- Внеситуативно-деловая фаза общения – формируется игровая деятельность. Длиться с 3 до
5 лет. В этот период основными для ребенка
являются познавательные интересы. Ребенка
интересуют предметы и явления, которые
находятся за пределами наблюдения. Возраст
«почемучек», ребенка интересуют явления
природы и т.д. Взрослый для ребенка является
источником информации. Речь – основное
средство общения. Если идет нарушение
развития речи, то внеситуативно-деловая
фаза общения возникнуть не может. Предметом
познания является и сам язык, следовательно
ребенок выделяет в языке части, из которого
он состоит и начинается словообразование,
инновации.
- Внеситуативно-личностная фаза общения, сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности. С 5 до 7 лет. Ребенка интересует не мир вещей,
а мир людей, их взаимоотношения. Меняется
отношение к взрослому: ребенка интересует
оценка взрослого. Если ребенок не владеет
фразовой речью, если он не может планировать
свое высказывание, следовательно он не
может высказать выражение в сюжетно-ролевой
игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится
соподчинению, а если ребенок не научится
этому, то следовательно он не получит
знаний, т.к. в школе нужно соподчинение.
В школе ребенок овладевает письменной
речью.