Психология лиц с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Это научная дисциплина, изучающая особенности развития психических функций у детей с нарушениями речи или распад психических функций у взрослых с нарушениями речи, изучает место этих нарушений в структуре дефекта, учитывает психокоррекционные методики в логопедической работе. Y лиц с нарушениями речи так же называлась: логоY, сурдоY, логопатоY. Y лиц с нарушениями речи изучают логопеды. Речь помогает в формировании ВПФ. ВПФ опосредуются речью. В следствие нарушения речи страдает формирование ВПФ.

Файлы: 1 файл

logopsy.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Y ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Это научная дисциплина, изучающая  особенности развития психических функций у детей с нарушениями речи или распад психических функций у взрослых с нарушениями речи, изучает место этих нарушений в структуре дефекта, учитывает психокоррекционные методики в логопедической работе.

     Y лиц с нарушениями речи так же называлась: логоY, сурдоY, логопатоY.  Y лиц с нарушениями речи изучают логопеды. Речь помогает в формировании ВПФ. ВПФ опосредуются речью. В следствие нарушения речи страдает формирование ВПФ.

 

ПРЕДМЕТ: особенности развития и распада функций у лиц с речевой патологией.

ЦЕЛЬ: выявить или изучить структуру неречевого нарушения и разработать систему психокоррекционной работы с этими лицами.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Изучение особенностей развития психических функций у детей, а у взрослых – особенности распада психических функций.
  2. Разработка методов исследования психических функций у лиц с нарушениями речи.
  3. Определение, как речевое нарушение влияет на развитие деятельности, формирование личности, поведение. Прослеживается взаимосвязь деятельности и речи общения (зависят от социума).
  4. Разработка методов психокоррекционной работы в системе логопедической коррекции.

СВЯЗЬ Y ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ДР. НАУКАМИ

 

  1. медико-биологический блок:
  • Нейрофизиология (изучает строение ВПФ и функционирование)
  • НейроY (каким образом функционируют структуры ЦНС для обеспечения сложной психической деятельности).
  1. Психолого-педагогический блок:
  • Общая и специальная Y, психодиагностика (дают общие и специальные знания, методы).
  • Логопедия (знания о речевой патологии; дает методы коррекции речевого нарушения).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В  РОССИИ

 

     Логопедическую  помощь оказывают в учреждениях  системы просвещения и системы здравоохранения. В любом возрасте оказывается логопедическая помощь.

     Учреждения  системы просвещения:

  1. Детские сады.

Существуют логопедические группы в массовых детских садах, также существуют специальные детские  сады.

   - В речевые  группы принимаются дети, у которых  только речевое  

     нарушение,  которым нужна помощь логопеда.

   - В речевые  детские сады принимаются дети  с речевыми  

     нарушениями,  которые требуют комплексной  коррекции. 

     С этими  детьми работают: специальный психолог, специальный  

     педагог,  детей наблюдает психоневролог, организуются

     специальные  кабинеты массажа, физиотерапия. Для таких детей 

     организуется  специальный режим: речевой, охранительный.  С 

     этими детьми  помимо коррекционной работы  проводится 

     воспитательная  и образовательная работы.

 

2.  Школа.

  • Специальные логопедические кабинеты или пункты при массовых школах. В этом кабинете работает только логопед.
  • В речевые школы принимаются дети с таким нарушением речи, которое мешает овладеть школьной программой в обычных условиях обучения. В эти школы принимаются с тяжелым нарушением речи, они нуждаются в комплексной коррекционной помощи (логопеды, психологи). Дети обучаются по программе массовой школы, но программа адаптирована, видоизменена. Логопед сам обучает детей.

 

Учреждения здравоохранения:

    - Поликлиника:  логопедические кабинеты 

    - Речевые стационары  и полустационары психоневрологической 

       клиники.

       Поступают лица с речевой патологией, которым необходима

       сложная  диагностика, которым необходимо  лечение.

 

Задача психолога с разными  возрастными группами:

  1. дошкольники – методика исследования: выбор и адаптация методик.

- изучение особенностей  психического развития детей  с речевой патологией, первичный  или вторичный дефект, спонтанное  и направленное развитие, разработать методики психокоррекционной работы.

  1. школьники:
  • определение готовности к школьному обучению (ведущие слабые анализаторы, разработать индивидуальный план обучения, программы обучения).
  • Профилактическая работа, которую необходимо проводить в период возрастных кризисов.
  • Развитие деятельности, общения
  • При необходимости логопедической помощи направить к логопеду.
  1. подростковый возраст:
  • профилактика рецидивов, обострений.
  • Следить за развитием личности и своевременно проводить психокоррекционную работу.
  • Помощь в профориентации подростка.
  1. взрослые:
  • восстановление нарушенных психических функций и социальная реабилитация больного.

 

Литература:

  1. ¢¢Основы логопедии¢¢ под ред. Волковой.
  2. ¢¢Основы логопедии¢¢ Филичева, Чиркина, Чивилева.
  3. ¢¢Практикум по Y лиц с нарушениями речи¢¢ Виноградова и Волкова.

 

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их выявления, преодоления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причины нарушения, симптоматику речевых расстройств, механизмы речевого нарушения (функционирование систем в условиях патологии), течение речевого расстройства, структуру нарушения, методы коррекционной работы.

     В конце 19 века педагоги стали интересоваться речевой патологией. В начале 20 века из медицины ответвляется дисциплина, которая занимается речевой патологией. А также из спецY выделяется Y лиц с нарушениями речи. Т.о. на стыке двух наук образовалась Y лиц с нарушениями речи.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

     Речь –  явление физиологическое, социальное (речь возникает только в социуме).

     В речи  человек испытывает универсальную  систему – язык.

Речь рассматривается  с а) анатомо-физиологической б) психологической позиции  и с позиции в) психолингвистики.

А) С анатомо-физиологической позиции – речевое развитие связано с развитием ЦНС. Периоды связаны с фазами созревания ЦН субстрата.

     От рождения до года – развивается и созревает моторная сфера.

     С 6 месяцев  движения становятся целенаправленными  – синергии.

     В 1 год ребенок  начинает ходить – развитие  двуногой локомодации, следовательно большее познание окружающего и след-но больший толчок в развитии речи.

     От 1 года до 3 лет –  созревают корневые отделы (которые  управляют моторикой), следовательно  движения совершенствуются и след-но удовлетворяется любопытство – это дает возможность развитию наглядно-образному мышлению (что является базой для развития речи).

     От 3 до 7 лет – дозревают  третичные зоны коры головного  мозга и совершенствуется раннее  созревание.

     6 – 7 лет  – младший школьный возраст.

Б) С позиции психолингвистики рассматриваются особенности усвоения родного языка.

    1. Доязыковой период (от рождения до 8 месяцев) – период гуления и лепета – это социальные голосовые реакции ребенка, направленные на общение с человеком. С возрастом они пропадают.   

Гуление возникает около 2 месяцев. Представляет собой голосовые  фонации (голосообразование). Состав этих голосовых реакций – вокализация – преобладают гласные звуки. Особенность заключается в том, что ребенок звук не произносит, а артикулирует. Звуки ребенка диффузны, размыты, в этих звуках можно увидеть сходства с различными языками. Лепет возникает в 3,5 – 4 месяца. В отличии от гуления имеет слоговые фонации. В лепете звуки обретают характеристики того общества, в котором ребенок растет. В лепете ребенок тоже артикулирует звуки (это еще двигательная активность). Звуки многообразны. В лепете присутствуют почти все звуки родного языка. В лепете присутствуют звуки, которые характерны для других языков. Звуки окружающей действительности для речи не характерны.

    1. От 1 года до 2 лет – период усвоения слов и первых фраз. Ребенок  первыми словами не называет явление или объект, а использует их для выражения просьбы, первые слова выполняют функцию глагола и предиката. Слова-фразы, слова-предложения. Особенности первых слов: эти слова носят ситуативный характер. Особенность психического развития приводит к тому, что значение первых слов непомерно сужается или наоборот непомерно расширение. Гипо- и гипергенерализация. Вслед за появлением первых слов примерно в 1,3 – 1,5 года появляется первая двухсловная фраза. Эти фразы не имеют грамматического оформления. Понять ребенка вне ситуации очень сложно, т.к. фразы носят ситуативный характер. В дальнейшем в первых двухсловных фразах происходит разделение слов на опорное и переменное. Быстро начинает увеличиваться рост двухсловных предложений, увеличивается количество слов в предложении.
    2. От 2 до 3 лет – В это период ребенок усваивает грамматику языка. К двум годам количество слов в предложении возрастает, а построенное предложение остается: опорное слово + неглавные слова, опорное слово стоит в конце. (линейное построение). Возникают грамматические категории – связь слов в предложении. Развитие системы словоизменения связано с когнитивным развитием ребенка, а также с развитием словаря. Не все грамматические категории ребенок усваивает сразу. Усвоение происходит в определенной последовательности. Раньше всего ребенок усваивает изменение существительных с помощью окончаний ( напр.: ед. и мн. число существительных). Позже  всего усваивает ребенок род существительного, склонение. Предложение и речь ребенка начинают быть понятными вне ситуации, следовательно эта речь становится контекстной, которая является основной для внутренней речи, и следовательно вербального мышления. К 3 годам ребенок усваивает систему языка. Ребенок усваивает норму языка и культуру речи после 3-х лет. Если нет – патология.
    3. Период от 3 до 5 лет – Закладывается контекстная фаза речи, ребенок учится речевому взаимодействию с партнером, давать отсроченные речевые реакции. В этот период формируется словарь языка. Система словообразования (изменение слов с помощью приставки и суффикса). Детские словообразовательные инновации – все является деталями речи, но отсутствуют в языке. Инновации бывают: а) понимание слов б) инновации продуцирования слов. Эти явления говорят о том, что ребенок усваивает элементы языка, следовательно это ступенька к тому, что ребенок будет усваивать норму языка. Инновации появляются у всех детей. Детские инновации говорят о несовершенстве языковой системы. Ребенок раньше усваивает общие правила, а частные правила могут усваиваться на протяжении всей жизни.

2 ЛЕКЦИЯ – 10.09.03

 

    1. Период от 5 до 7 лет – Ребенок усваивает норму языка. Этот период, когда ребенок начинает овладевать связным текстом, т.е. ребенок может высказать свою мысль серией высказываний, но они не совершенны. Ребенок излагает события в той последовательности, в которой они есть, он не может перестраивать события. Способность излагать мысли подробно говорит о формировании вербально логического мышления.    

В) Психологическая классификация. Развитие речи тесно связано с развитием общения и ведущей деятельности. Эту классификацию выделила Лисина:

    1. Ситуативно-личностная фаза общения и ведущей деятельности. От 2 до 6 месяцев. Ребенок ждет от взрослого доброжелательное внимание. Поведение ребенка направлено на удовлетворение этой потребности. В этот период возникают первые голосовые реакции, обращенные на общение со взрослым (гуление и лепет). По характеру гуление и лепет могут определить нарушение речевого развития.

Признаки дизонтогенеза:

а) позднее появление гуления  и лепета (если социальные условия  нормальные),

б) однообразное гуление и лепет,

в) бедное интонирование гуления  и лепета,

г) гуление и лепет могут пропасть, а вербальная речь не появляется (у глухих), следовательно нужна помощь логопеда, чем раньше начать помощь, тем она будет эффективнее.

    1. Ситуативно-деловая фаза общения - в этой фазе развивается деятельность предметно-манипулятивная. От 6 месяцев до 3 лет. В 6 месяцев ребенок садится, активно манипулирует предметами. Берет предметы в руки: ощущает фактуру, вес, величину и т.д., следовательно у ребенка возникают познавательные интересы. Манипуляция с различными предметами способствует складыванию определенных образов, ребенок начинает понимать, классифицировать предметы. Начинает развиваться невербальное мышление. Подражание взрослым. Прежняя потребность к ласковому отношению сохраняется. Ребенок не может находится рядом со взрослым, ему нужно, чтобы взрослый участвовал во всех делах малыша. Действия взрослого: похвала, упрек, помощь помогает ребенку овладеть действиями с предметами, получать полную картину предметного мира. Возникает вербальная речь, возникает обозначение словом. Первоначально у ребенка развивается импрессивная речь (пассивное понимание), т.е. ребенок понимает, что говорят ему взрослые, а затем появляется экспрессивная речь – процесс говорения. Благодаря развитию предметной деятельности начинает развиваться словарь и у ребенка появляются первые слова. Совершенствуется моторика ребенка: начинает ходить; увеличиваются операции действия с предметами; появляется выразительное действие не одним словом, а несколькими. Т.о. появляется двухсловная фраза. Совершенствуются способы удовлетворения любопытства, появляется потребность к удовлетворению большего количества слов, следовательно формируется грамматика. Развитие фразы, грамматики связано с когнитивным развитием ребенка. Для усвоения смысла слова ребенку необходимо выделять из предметов признаки. Овладение смыслом слова у ребенка возникает к 1,5 годам. После усвоения семантики начинается быстрый рост словаря. К 3 годам ребенок усваивает систему языка.
    2. Внеситуативно-деловая фаза общения – формируется игровая деятельность. Длиться с 3 до 5 лет. В этот период основными для ребенка являются познавательные интересы. Ребенка интересуют предметы и явления, которые находятся за пределами наблюдения. Возраст «почемучек», ребенка интересуют явления природы и т.д. Взрослый для ребенка является источником информации. Речь – основное средство общения. Если идет нарушение развития речи, то внеситуативно-деловая фаза общения возникнуть не может. Предметом познания является и сам язык, следовательно ребенок выделяет в языке части, из которого он состоит и начинается словообразование, инновации.
    3. Внеситуативно-личностная фаза общения, сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности. С 5 до 7 лет. Ребенка интересует не мир вещей, а мир людей, их взаимоотношения. Меняется отношение к взрослому: ребенка интересует оценка взрослого. Если ребенок не владеет фразовой речью, если он не может планировать свое высказывание, следовательно он не может высказать выражение в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится соподчинению, а если ребенок не научится этому, то следовательно он не получит знаний, т.к. в школе нужно соподчинение. В школе ребенок овладевает письменной речью.

Информация о работе Психология лиц с нарушениями речи