Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:16, реферат
Это научная дисциплина, изучающая особенности развития психических функций у детей с нарушениями речи или распад психических функций у взрослых с нарушениями речи, изучает место этих нарушений в структуре дефекта, учитывает психокоррекционные методики в логопедической работе. Y лиц с нарушениями речи так же называлась: логоY, сурдоY, логопатоY. Y лиц с нарушениями речи изучают логопеды. Речь помогает в формировании ВПФ. ВПФ опосредуются речью. В следствие нарушения речи страдает формирование ВПФ.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА
РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
СТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Речь – поздно приобрелась в онтогенезе и филогенезе. При неблагоприятных факторах речь нарушается в первую очередь. Под нормой речи принято понимать общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности психофизиологические механизмы речи сохранны.
Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, которая принята в данном языковом обществе и обусловлено рас-м нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
В структуре
речевой функциональной
И импрессивная и экспрессивная речь может быть устной и письменной: импрессивная письменная – чтение, экспрессивная письменная – письмо.
В устную речь входит вербальная или словесная речь и невербальная речь или паралингвистические средства.
Вербальная
речь представляет собой
Невербальные средства:
Невербальные средства бывают информативнее, чем вербальные. В зависимости от интонации, мимики и т.д. будет меняться смысл слов.
Письменная речь является вторичной устно… Письменная речь имеет языковое выражение. Письменная речь требует хорошей языковой подготовки.
2. анатомо-физиологическая структура. Ее основу составляет деятельность периферической нервной системы и ЦНС. Речевая система условно делится на 2 отдела:
В строении периферической нервной системе выделяются 3 блока:
Они выделяются, т.к. имеют разное функциональное значение.
В коре головного мозга выделяются:
Основные первичные зоны:
Вторичные зоны:
Артикуляционные образы = коды – откладываются в памяти, сохраняются и используются в процессе речи. Движения должны быть автоматизированными, слаженными.
При поражении постцентральной
области код распадается, следо
Левое полушарие височной доли
Зона Вернике – рече-звуковая зона, является вторичной звуковой зоной. Поступает сигнал, который соотносится с речью человека. В этой зоне сигнал принимается, сличается с другими звуками, классифицируется, опознается, сохраняется и выбирается тот или иной звук.
Каждый звукокомплекс соотносится с семантикой (напр.: Монголия – магнолия; крыса – крыша и т.д.)
При поражении этой зоны человек не будет понимать речь, ему будет казаться, что люди говорят на другом языке – в тяжелом случае, в легком случае – не может понять отдельные слова. Лежит в основе сенсорной афазии. Эта зона может быть разрушена изначально. Сенсорная алалия (ребенок слышит звук, но не реагирует на него).
Третичные зоны = зоны «прикрытия» - оперируют со словами и символами.
Ствол мозга - ядра черепно-мозговых нервов. От ядер черепно-мозговых нервов отходит нервный путь, который связывает ядро с органом. Различается: чувствительные (проводят информацию) и двигательные (получают) ядра. Всего 12 пар ядер. К речи относится 5 пар. Это:
При поражении появляется вялый = бульбарный паралич (прерывается рефлекторная дуга, теряется чувствительность, мышцы становятся мягкими, следовательно человек не может произнести звук. В зависимости от того, что поражено – такое и нарушение. Это нарушение лежит в основе бульбарной дизартрии.
3 ЛЕКЦИЯ – 11.09.03.
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
Состоит из: дыхательного, голосового и артикуляционного отдела.
Состоит из: легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, диафрагма.
Речевое дыхание = фонационное дыхание отличается от естественно физиологического акта. Если в естественном физиологическом акте фаза вдоха и выдоха одинаковые, то для того, чтобы совершить речевую конструкцию этого недостаточно. Фаза выдоха должна превосходить во много раз фазу вдоха. У дошкольников выдох » 5 секунд – это соответствует фразе из 5-6 слов. У взрослого речевой выдох длиться 7 секунд ± 2. Если речевое дыхание больше 5 секунд, то изменяется речь: человек часто делает паузы, шумный вдох, речь запыхавшегося человека.
Различают несколько типов речевого дыхания:
Последующие типы дыхания неблагоприятны для речи:
2. Голосовой отдел – представлен гортанью. Гортань состоит из множества хрящей, которые имеют подвижное соединение; множество наружных и внутренних мышц, которые идут в разных направлениях Þ гортань подвижна Þ гортань может изменять свою форму. Это необходимо для процесса голосообразования. Среди мышц гортани есть пара мышц, которые имеют особое значение в голосообразовании: это голосовая мышца = голосовая складка. Одним концом голосовая мышца прикрепляется к щитовидному хрящу, другим концом к черпаловидному хрящу. Особенность в том, что к щитовидному хрящу присоединяется в одном месте, а к черпаловидному – в двух местах, т.е. голосовая мышца имеет форму треугольника. Если посмотреть на гортань в фронтальном разрезе, то она имеет форму песочных часов в самом узком месте находится голосовая складка. При фонации черпаловидные концы смыкаются и голосовые складки смыкаются.
Как образуется голос: воздушный поток идет через бронхи, трахеи и встречаются сомкнутые голосовые складки, движение воздуха раздвигает в стороны и частички воздуха выходят. Благодаря эластичности голосовых мышц они опять смыкаются, а воздух начинает давить, они опять раздвигаются и т.д. Благодаря тому, что воздух выходит малыми порциями, мы слышим колебания воздушных частиц, и эти колебания слух принимает как звук человеческого голоса. Голос имеет характеристики:
от объема выдыхаемого воздуха. Чем сильнее давит струя, тем
звук голоса громче.