Психология лиц с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Это научная дисциплина, изучающая особенности развития психических функций у детей с нарушениями речи или распад психических функций у взрослых с нарушениями речи, изучает место этих нарушений в структуре дефекта, учитывает психокоррекционные методики в логопедической работе. Y лиц с нарушениями речи так же называлась: логоY, сурдоY, логопатоY. Y лиц с нарушениями речи изучают логопеды. Речь помогает в формировании ВПФ. ВПФ опосредуются речью. В следствие нарушения речи страдает формирование ВПФ.

Файлы: 1 файл

logopsy.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

 

УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО  ОНТОГЕНЕЗА

 

  1. психическое и соматическое здоровье ребенка.
  2. Нормальный слух и зрение.
  3. Достаточная психическая активность.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальные умственные способности.

 

РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

СТРОЕНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

 

     Речь – поздно  приобрелась в онтогенезе и  филогенезе. При неблагоприятных факторах речь нарушается в первую очередь. Под нормой речи принято понимать общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной  речевой деятельности психофизиологические механизмы речи сохранны.

     Нарушение  речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, которая принята в данном языковом обществе и обусловлено рас-м нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

     В структуре  речевой функциональной системы  выделяются:

  1. психолингвистическая структура речевой функциональной системы:
  • импрессивная речь – понимание, пассивная речь
  • экспрессивная речь – говорение, активная речь.

     И импрессивная  и экспрессивная речь может  быть устной и письменной: импрессивная  письменная – чтение, экспрессивная письменная – письмо.

     В устную  речь входит вербальная или  словесная речь и невербальная речь или паралингвистические средства.

     Вербальная  речь представляет собой систему  языка, которая имеет свое строение. Выделяется:

  • фонетическая система, которая имеет сложное строение – система звуков (фонем), (т.к. звук произносимый у него есть свои характеристики, артикулируемый звук – артикумма. Звук мы пишем – соотносим его с определенной буквой – кинема, слышимый звук – фонема).
  • Лексическая система языка имеет также сложное строение. Слова в лексиконе располагаются по группам, которые называются семантическими = ассоциативные поля. Фонетическая связь – слова связаны по звукам. А также слова могут быть связаны по признакам. Одно и то же слово может находится в разных ассоциативных полях.
  • Морфологическая система – система словообразования и словоизменения. Эта система объединяет, классифицирует словообразующие элементы: приставка, суффикс, корень, окончание.
  • Синтаксическая система – система связи слов в предложении, предложений в образцы, образцы – в тексты, тексты в главы и т.д.

 

Невербальные средства:

  • пантомимика (мимика, взгляд, жесты, осанка и т.д.)
  • просодические средства (интонация, тон, высота голоса, акценты и т.д.)
  • звуковые жесты (ага, у-у и т.д.)

Невербальные средства бывают информативнее, чем вербальные. В зависимости от интонации, мимики и т.д. будет меняться смысл слов.

Письменная речь является вторичной  устно… Письменная речь имеет языковое выражение. Письменная речь требует  хорошей языковой подготовки.

 

2. анатомо-физиологическая структура. Ее основу составляет деятельность периферической нервной системы и ЦНС. Речевая система условно делится на 2 отдела:

  • центральный – регулирующий периферическую нервную систему.
  • Исполнительный – органы артикуляции, дыхания, голосообразования.

     В строении периферической  нервной системе выделяются 3 блока:

  • стволовые структуры: средний мозг, продолговатый мозг и т.д.
  • задняя кора больших полушарий – гностический отдел.
  • Передняя кора.

     Они выделяются, т.к. имеют разное функциональное значение.

В коре головного мозга выделяются:

  • первичные зоны – связаны с анализатором.
  • Вторичные зоны – интегрируют сигналы определенной модальности.
  • Третичные зоны – объединяет сигналы разной модальности.

Основные первичные зоны:

  • моторная (посылает двигательный сигнал) и сенсорная (принимает сигнал) зона. Нижняя треть моторной и сенсорной зоны –язык, губы, гортань – голосообразование. При поражении первичных зон наступает паралич (двусторонний), парез (односторонний). Этот паралич называется центральным – спастический с повышением мышечного тонуса.
  • Височная зона – прием и обработка акустических сигналов. При поражениях возникает глухота.
  • Первичная зрительная зона – видит зрительный объект целиком. Если поражается, то пропадает часть зрительного объекта – избирательная слепота.

Вторичные зоны:

  • премоторная зона (нижняя треть) – формируются артикуляционные программы. Движения должны быть автоматическими. Лурия назвал это кинетической мелодией. При их распаде нарушается последовательность звуков, повторы = персеверации.
  • Зона Брока – нарушение переключения при произнесении слов и фраз.
  • Постцентральная зона (нижняя треть имеет отношение к речи) – отвечает за формирование и сохранение артикуляционного праксиса. Эффективная моторная афазия.

     Артикуляционные образы = коды – откладываются в памяти, сохраняются и используются в процессе речи. Движения должны быть автоматизированными, слаженными.

     При поражении постцентральной  области код распадается, следовательно возникают остановки, повторы. Это все лежит в основе афферентной моторной афазии.

 

Левое полушарие височной доли

Зона Вернике – рече-звуковая зона, является вторичной звуковой зоной. Поступает сигнал, который соотносится с речью человека. В этой зоне сигнал принимается, сличается с другими звуками, классифицируется, опознается, сохраняется и выбирается тот или иной звук.

     Каждый звукокомплекс  соотносится с семантикой (напр.: Монголия – магнолия; крыса – крыша и т.д.)

     При поражении этой  зоны человек не будет понимать речь, ему будет казаться, что люди говорят на другом языке – в тяжелом случае, в легком случае – не может понять отдельные слова. Лежит в основе сенсорной афазии. Эта зона может быть разрушена изначально. Сенсорная алалия (ребенок слышит звук, но не реагирует на него).

 

Третичные зоны = зоны «прикрытия» - оперируют со словами и символами.

  • третичные зоны задней коры. Ассоциативные связи, образ. Участвуют в организации словаря, выбор нужного слова в процессе речевой деятельности, выбор определенных морфологических структур, их сличение (брат отца). Гностические зоны осуществляют временный пространственный анализ и синтез. При поражении третичных зон будут происходить забывания слов, понимание сложных конструкций. Лежит в основе амнестической афазии.
  • Третичные лобные зоны – осуществляется программирование нашей деятельности (речевой). Система мотивов ® постановка цели ® создание программы для выражения мысли ® выбор слов и т.д. Подкорковые структуры снабжают кору активностью, энергией. Осуществляют хорошо упроченные автоматизированные движения, в том числе, и речь. Подкорковые образования контролируют речь, создают необходимый тонус для осуществления движений. При поражении этих структур – экстрапирамидная система, происходит нарушение регуляции тонуса мышц, следовательно не будет движений. Тонус переменный: то ¯ (человек вялый, речь замедленная), то ­ (речь становится невозможной, появляются гиперкинезы, насильственное открывание рта и т.д., человек не может ничего сказать – это называется дизартрией, часто у детей с ДЦП).

 

Ствол мозга  - ядра черепно-мозговых нервов. От ядер черепно-мозговых нервов отходит нервный путь, который связывает ядро с органом. Различается: чувствительные (проводят информацию) и двигательные (получают) ядра. Всего 12 пар ядер. К речи относится 5 пар. Это:

  • троичный нерв – пятая пара (иннервирует нижнюю челюсть);
  • лицевой нерв – седьмая пара;
  • блуждающий нерв – девятая пара;
  • языкоглоточный – десятая пара;
  • подъязычный нерв – 11-я пара (мышцы языка).

     При поражении появляется  вялый = бульбарный паралич (прерывается рефлекторная дуга, теряется чувствительность, мышцы становятся мягкими, следовательно человек не может произнести звук. В зависимости от того, что поражено – такое и нарушение. Это нарушение лежит в основе бульбарной дизартрии.

 

3 ЛЕКЦИЯ – 11.09.03.

 

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

Состоит из: дыхательного, голосового и артикуляционного отдела.

 

  1. Дыхательный отдел – является  энергетическим центром речи (колебания воздуха воспринимаются как звуки речи).

     Состоит из: легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, диафрагма.

Речевое дыхание = фонационное дыхание  отличается от естественно физиологического акта. Если в естественном физиологическом акте фаза вдоха и выдоха одинаковые, то для того, чтобы совершить речевую конструкцию этого недостаточно. Фаза выдоха должна превосходить во много раз фазу вдоха. У дошкольников выдох » 5 секунд – это соответствует фразе из 5-6 слов. У взрослого речевой выдох длиться 7 секунд ± 2. Если речевое дыхание больше 5 секунд, то изменяется речь: человек часто делает паузы, шумный вдох, речь запыхавшегося человека.

Различают несколько типов речевого дыхания:

  1. диафрагмальный – при этом работают мышцы диафрагмы. Во время вдоха купол диафрагмы опускается и увеличивается объем легких и идет вдох. Фаза выдоха: диафрагма сокращает купол, поднимается и сужается объем грудной клетки. При диафрагменном дыхании можно добиться самого большого по продолжительности речевого выдоха (ставится певцам, актерам).
  2. Диафрагмально-грудное дыхание – смешанный тип дыхания. У взрослых людей. Принимают участие и мышцы диафрагмы и межреберные мышцы грудной клетки. Опускается диафрагма, сокращаются мышцы, которые расширяют нижнюю часть грудной клетки.
  3. Грудное дыхание – у детского дошкольного возраста. Работают только мышцы грудной клетки. Акт вдоха: сокращаются межреберные мышцы и грудная клетка раздвигается в стороны. Выдох: сокращаются мышцы, которые сужают грудную клетку.

Последующие типы дыхания неблагоприятны для речи:

  1. Верхне-грудное дыхание (в 17, 18, 19 веках у девочек в корсетах). Работают межреберные мышцы верхней части грудной клетки, следовательно грудная клетка расширяется не вся, только вздымается ее верхняя часть, следовательно объем воздуха недостаточен и недостаточность выдыхаемого воздуха, и могут быть частые обмороки.
  2. Ключичное дыхание – работают мышцы верхнего плечевого пояса. При вдохе: сокращаются мышцы, которые поднимают ключицы и плечи вверх. Выдох: сокращаются мышцы, которые опускают ключицы и плечи вниз. Объем вдыхаемого воздуха маленький.

 

2. Голосовой отдел – представлен гортанью. Гортань состоит из множества хрящей, которые имеют подвижное соединение; множество наружных и внутренних мышц, которые идут в разных направлениях Þ гортань подвижна Þ гортань может изменять свою форму. Это необходимо для процесса голосообразования. Среди мышц гортани есть пара мышц, которые имеют особое значение в голосообразовании: это голосовая мышца = голосовая складка. Одним концом голосовая мышца прикрепляется к щитовидному хрящу, другим концом к черпаловидному хрящу. Особенность в том, что к щитовидному хрящу присоединяется в одном месте, а к черпаловидному – в двух местах, т.е. голосовая мышца имеет форму треугольника. Если посмотреть на гортань в фронтальном разрезе, то она имеет форму песочных часов в самом узком месте находится голосовая складка. При фонации черпаловидные концы смыкаются и голосовые складки смыкаются.

     Как образуется голос: воздушный поток идет через бронхи, трахеи и встречаются сомкнутые голосовые складки, движение воздуха раздвигает в стороны и частички воздуха выходят. Благодаря эластичности голосовых мышц они опять смыкаются, а воздух начинает давить, они опять раздвигаются и т.д. Благодаря тому, что воздух выходит малыми порциями, мы слышим колебания воздушных частиц, и эти колебания слух принимает как звук человеческого голоса. Голос имеет характеристики:

  1. Сила голоса = громкость – зависит от давления воздушной струи,  

     от объема выдыхаемого  воздуха. Чем сильнее давит  струя, тем 

     звук голоса громче.

  1. Высота голос<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0

Информация о работе Психология лиц с нарушениями речи