Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:56, доклад

Описание работы

Деятельность,личность,индивид,индивидуальность,интериоризация и экстериоризация, темперамент,характер,эмоции и т.д.

Файлы: 1 файл

семинар 3.docx

— 103.57 Кб (Скачать файл)

         Понятие деятельности. Интериоризация и экстериоризация      

                    действий.


Деятельность - это форма человеческой активности, побуждаемая мотивом, регулирующая целью, направленная на преобразование внешнего (предметного), физического и внутреннего (психологического мира) и реализующая отношение человека к миру.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

 

Деятельность имеет свою структуру: потребность, мотивы, способы и приемы (действия), цель и результат.

 

Потребность – это сост. объективной нужды организма.

 

Способы и  приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

 

Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Способ осуществление  действий - это операция. Она всегда задана и существует в конкретных условиях.

 

                      ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ и ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ  - понятия, указывающие на переход, движение действия.

      Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание это понятие обрело в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов.

Задавшись вопросом, каким путем действие с внешним  предметом обращается в думание об этом предмете, Л. С. Выготский открывает центральное звено процесса интериоризации  - замещение вещей их знаками и символами. Согласно его культурно-исторической теории, наша душевная жизнь рождается из внешне-социальной формы общения между людьми, а общая структура мышления и внутреннего диалога в целом повторяет структуру обычной предметно-чувственной деятельности с вещами и людьми. Благодаря "культурному знаку" предчеловеческие формы поведения ребенка переключаются на специфически социальные, мысль индивидуума совершается в слове, внешнее действие субъекта с объектом овнутривается до умственной операции со знаком как заместителем объекта. К "культурному знаку" Л. С. Выготский относил языковые формулы, алгебраическую символику, произведения искусства, карты и т. п.

Интериоризация  сопряжена со своей противоположностью - с экстериоризацией (франц. exteriorisation - проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), т. е. с процессом перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия. "Чтобы построить у ребенка новое умственное действие, например, то же действие сложения, его надо предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризовать его. В этой экстериоризованной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка", - писал акад. А. Н. Леонтьев.

Более детально процесс интериоризации описывается созданной П. Я. Гальпериным теорией поэтапного формирования умственных действий. Развитие психических функций всегда начинается с формирования соответствующих внешних действий, и если впоследствии окажется, что какая-нибудь функция не сформировалась достаточным образом или сформировалась неправильно, то выправление ее должно начинаться с возвращения к ее исходной внешней форме и далее методично проходить все надлежащие этапы. Пока индивид не выработает специфическую и адекватную сути предмета операцию, он, по мнению П. Я. Гальперина, не способен думать о соответствующем предмете, производить его умственные преобразования. Американский психолог Дж. Брунер обосновал утверждение, что способность личности генерировать в себе психические образы мира вещей есть процесс повышения мастерства в добывании и использовании новых схем действия.

 

 

Игра, учебная и проф. деятельность.                                      

Определение навыка и процесс его 

                 формирования.


Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

                                                          

                                                                         Игра.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически  возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и  усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и  нравственное развитие личности. Играми называют и некоторые формы жизнедеятельности  животных. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в  теории управления и педагогике и  в других науках.

  Попытку систематического изучения  игры первым предпринял в конце  XIX в. немецкий ученый К. Гросс.  Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений (см. Фрейдизм). Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.

  В игре происходит формирование  произвольного поведения ребенка,  его социализация. Характерной особенностью  игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

                                            

 

 

 

 

 

 

                                       Учебная деятельность.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления человек усваивает знания и нормируется как личность. Учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные цели, мотивы, задачи, операции, анализ результатов. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте; именно в этот период происходит формирование ее основной структуры  и ее субъекта, развивается желание  и умение учиться. Учебная деятельность студентов — это деятельность во время плановых занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, контрольные работы и т. д.) и внеаудиторная деятельность (без непосредственного руководства  преподавателя) — самостоятельная  работа.

Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек  не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также  знания теряются вместе с ними. Новые  поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной  причиной естественной потребности  передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который  занимается учебной деятельностью. Преподавателей условно можно поделить: по тематике научных знаний, способу  обучения, квалификационному уровню, стилю изложения информации и  так далее. Учебная деятельность даёт возможность получать специалистов, имеющие базовые теоретические  знания в своей специализации.

                        Профессиональная деятельность.

Деятельность  человека по своей профессии и  специальности в определенной сфере  и отрасли производства. От того, как человек готов к своей  профессиональной деятельности, зависит  его успех в работе.

       Профессиональная деятельность  всегда преследует определенную  цель и предусматривает решение  конкретных задач.

        Цель профессиональной деятельности  — предполагаемый результат,  обеспечивающий развитие личности  и ее жизнедеятельности.

        Задачи профессиональной деятельности  — это этапы достижения цели.

       Например, цель педагогической деятельности  — обеспечение для молодежи  определенного уровня образования  (общего, начального профессионального,  среднего специального, высшего). Задачи  педагогической деятельности —  обучение, воспитание и разностороннее  развитие личности.

      

  Профессиональная деятельность  характеризуется присущими ей  условиями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект  и предмет труда).

       Успешное овладение профессиональной  деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Временное занятие без предварительной теоретической подготовки нельзя считать профессиональной деятельностью.

       Так, например, разве можем мы  сказать, что человек, ремонтирующий  свой автомобиль или электропроводку,  занимается профессиональной деятельностью?  Конечно же нет. Не имея рациональных приемов, навыков, умений и знаний, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

       Профессиональная деятельность  появилась с возникновением товарно-денежных  отношений, обмена товарами и  услугами. До этого (при господстве  натурального хозяйства) производимый  продукт шел только на удовлетворение  потребностей производителя. Это  происходило из-за того, что не  было разделения труда, и люди  выполняли различную работу, каждый  умел делать все «понемногу»,  а в результате «как следует»  не умел делать ничего. Это  противоречие и привело к постепенному  разделению труда, развитию профессиональной  деятельности.

       В профессиональной деятельности  идет постоянное преодоление  противоречия между будущим и  настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

       Существуют специалисты, которые  руководствуются в своей деятельности  социально ценными мотивами. Ими  движет противоречие между идеалом  своей профессиональной деятельности  и собственными приближениями  к этому идеалу. Имеются и такие  люди, которые действуют в режиме  исполнения определенных профессиональных  норм и предписаний. Первые  «изменяют» свою личность в  соответствии с профессиональным  идеалом, вторые в основном  тренируют профессиональные навыки.

        Профессиональная деятельность  требует от личности определенных  качеств, которые необходимы в  конкретной профессии. Успешность  овладения профессиональной деятельностью  зависит от мотива выбора данной  профессии и профессиональной  направленности. Кроме того, в любой  профессиональной деятельности  существуют ограничения по здоровью.

       Профессиональная деятельность  тесно связана с технологической  культурой, так как преобразовательная  активность составляет основу  любого вида труда. Поэтому,  чем выше уровень технологической  культуры, тем успешнее профессиональная  деятельность.

         

         Навык и процесс его формирования.

НАВЫК — автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки. Формировать навыки могут различные методы обучения и воспитания. Но главное — это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование. Процесс формирования навыков складывается из нескольких этапов. Сначала выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие, потом устраняются ошибки, далее следует улучшение качества навыка и, наконец, автоматизация и включение его в деятельность. Совершенствование навыков зависит от его сложности, от индивидуальных особенностей и психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей.

Информация о работе Психология личности