Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:56, доклад

Описание работы

Деятельность,личность,индивид,индивидуальность,интериоризация и экстериоризация, темперамент,характер,эмоции и т.д.

Файлы: 1 файл

семинар 3.docx

— 103.57 Кб (Скачать файл)

 

Значительную  роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка —  это оценивание человеком самого себя.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Ценностные  ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

                                               Развитие самосознания

Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На  формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

   Психологические особенности личности: темперамент, характер,

  эмоции, способности и  задатки.


Индивидуально-психологические  особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.

Темпера́мент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

                                               Типы темперамента

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, легко эмоционально раним.

 

Хара́ктер— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния.

Черты характера  составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот  или иной образ поведения, образ  жизни.

В системе  отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1)отношение  человека к другим людям, к  коллективу, к обществу: индивидуализм;  коллективизм (общительность, чуткость  и отзывчивость, уважение к другим  людям, и противоположные черты  — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2)черты,  показывающие отношение человека  к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность  в работе, ответственное отношение  к делу, инициативность, настойчивость,  и противоположные им черты  — лень, склонность к рутинной  работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к  делу, пассивность);

3)черты,  показывающие, как человек относится  к самому себе (чувство собственного  достоинства, правильно понимаемая  гордость и связанная с ней  самокритичность, скромность, и противоположные  ей черты: самомнение, иногда переходящее  в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм  — как склонность рассматривать  в центре событий себя и  свои переживания, эгоизм —  склонность заботиться преимущественно  о своем личном благе);

4)черты,  характеризующие отношение человека  к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение  с вещами).

 

Эмоции — это субъективные переживания, возникающие под влиянием состояния организма и внешней среды. Эмоции всегда предметны, ситуативны, коротковременные. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Их возникновение  может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в  этом аспекте они выступают ориентирами  деятельности.

Способности - это индивидуальные особенности личности, в результате которых при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого.

Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может  сделать. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

Виды способностей

Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это  способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Выделяют  следующие виды способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно- изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом —  индивидуальное творчество в различных  областях человеческой деятельности.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

В качестве таких задатков принято выделять:

  1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
  2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают  новые качества При отсутствии некоторых  задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).



Информация о работе Психология личности