Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:53, контрольная работа
Темперамент, характер, личность - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
1. Охарактеризуйте понятие «темперамент»
2. Соотнесите природное и приобретенное в характере человека.
3. Укажите, какому типу темперамента - холерическому, сангвинистическому, флегматическому или меланхолическому - соответствует характеристика: « легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общени
пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие
характера и темперамента в
этом смысле являются
процессами. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания,
в темпераменте — со стороны динамических проявлений.
3.Указать, какому
типу темперамента –
В поведении одного и того же человека в различных условиях
обнаруживаются резко различные динамические особенности, которые
зависят от временных
состояний высшей нервной
человек сильного типа нервной системы в состоянии переутомления
проявляет себя как слабый тип. Человек слабого типа нервной системы в
состоянии вдохновения проявляет работоспособность на уровне сильного
типа. Следовательно,
нужно учитывать состояние
возможное влияние этого состояния на поведение.
Приведем теперь психологическую характеристику типов темперамента:
Холерик — это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип. Для
холерика характерна цикличность в поведении и переживаниях. Он готов
преодолеть любые трудности и препятствия на пути к цели, но если пропала
вера в свои возможности, то у него наступает, как образно выразился И. П.
Павлов, «слюнявое настроение». Воля холерика порывиста, он отличается
также повышенной
Неуравновешен, несдержан, вспыльчив резок и прямолинеен.
Сангвиник отличается большой подвижностью, легкой приспособляемостью
к изменяющимся условиям жизни. У него быстрые движения, быстрый темп
речи, способность быстро переключать внимание. Сангвиник легко сходится
с новыми людьми, легко приспосабливается к новой обстановке. Чувства,
интересы и стремления у сангвиника изменчивы. Он может быстро
освободиться от гнетущего настроения и пребывать в оптимистическом
состоянии духа. Внутреннее состояние сангвиника легко можно угадать по
лицу, но надо учитывать его способность хорошо сдерживать свои чувства и
непроизвольные реакции.
Флегматик — медлителен, но энергичен, отличается работоспособностью,
выдержкой, самообладанием,
терпеливостью. Он всегда
отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать, его трудно
рассмешить, разгневать или опечалить. Флегматик с трудом откликается на
внешние впечатления,
остается спокойным при
Чувства флегматика характеризуются слабой внешней выразительностью.
Меланхолик медлителен в движениях, в речи, обладает повышенной
эмоциональностью и
чувствительностью. Он замкнут,
легко поддается грусти, страху. Его пугает непривычная обстановка, новые
люди, он смущается, теряется. И. П. Павлов говорил: «Меланхолический
темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика,
очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он
ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только
плохое, опасное».
Из описаний мы видим, что темперамент сказывается на характере,
активности и
контактах, подвижности или
легкости, приспособляемости к
условиям, уравновешенности поведения. Холерика и сангвиника
целесообразно побуждать быть внимательным, сосредоточенным,
неторопливым. Флегматика не следует торопить с ответом, нужно дать
возможность хорошо подумать. К меланхолику следует проявить
исключительную чуткость и предупредительность, стараться расположить
его к себе и тем самым помочь ему избавиться от замкнутости,
подозрительности, неуверенности, напряженности.
Характер выражается
в поведении, волевой
человека, в его отношении к окружающему миру, к самому себе, в сильных и
слабых качествах личности. Темперамент
проявляется не изолированно, а как одна из составляющих характера.
Нервно-физиологической основой характера, так же как и темперамента,
является тип нервной системы. Тип темперамента, как и врожденный тип
нервной системы, может изменяться в зависимости от условий жизни и
воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа темперамента в
раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями
питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства
темперамента изменяются
по качеству и степени
всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия
воспитания. Вопросы о степени наследственной обусловленности типа
темперамента, изменчивости отдельных свойств темперамента и его типа
еще недостаточно исследованы.
Темперамент человека не предопределяет социально-нравственной ценности
его как личности. Люди совершенно различного темперамента могут
обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот:
люди одинакового
социально-нравственным характеристикам.
Список использованной литературы
1 Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969
2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
3.Ярошевский М.Г.: История психологии XX век. - М.: Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга,2002.
4. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
5. http://www.psychological.ru
6. http://ru.wikipedia.org