Психология малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Малые группы и их классификация.
Социальные - психологические феномены в малой группе.

Файлы: 1 файл

Малые группы и их классификация.docx

— 36.38 Кб (Скачать файл)

Тема: Психология малых групп.

  1. Малые группы и их классификация.
  2. Социальные - психологические феномены в малой группе.

 

Введение 

       Малая группа - это среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает свой путь развития. С первых дней своей жизни человек связан с малыми группами: испытывает на себе их влияние, через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

        Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

         Историю изучения малых групп можно разделить на несколько этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.

В самых ранних исследованиях, а  они были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос о  том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Главным итогом первого  этапа исследований малых групп  было открытие явления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.

        Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп (коакция – это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличный от взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

      На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.

      Не смотря на то, что малые группы изучались уже много лет, остаются нерешенными некоторые вопросы. В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а, следовательно, о принципах выделения малых групп)

       Актуальность темы контрольной работы вытекает из того, что малые группы очень важны в обществе в целом и в отдельных организациях в частности.

        Целью  контрольной работы стало изучение психологии малых групп.

     Задачами в  связи с указанной целью  являются: 

    • Выявить, что такое малые группы.Классифицировать  малые группы.
    • Рассмотреть социальные психологические феномены в малой группе.

         Данная работа состоит  их  введения, из двух глав и заключения.

         При написании работы были  использованы работы __________________

1.Малые группы и их классификация.

          Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

       Малые группы  - это совокупность индивидов взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели и осознающих принадлежность к данной группе.

      Основные черты малой группы:

  • Наличие двух и более человек;
  • Общая цель и совместная  деятельность;
  • Возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • Осуществление общения и контактов;
  • Формирование групповых норм и ценностей;
  • Наличие власти.

 

Малые группы характеризуется  по:

  •       По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные.

    Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу, доходу, национальности  и т. д. Эти люди, как правило,  не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.  
    Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.

       Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

      Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

  •     По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые.

      Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.  
      Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

  • Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.)

       Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность; 
     Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели); 
     Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности; 
    Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма. 
     Коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

  •    По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы. 

       Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп – непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп – их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность.       Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные “посредники”, например, в виде средств связи), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы.  
      Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

  •        По форме организации  
      Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. 

        Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. 

        Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

         Неформальные  группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе) возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.        Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.  
            Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже, или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.  
В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий “группа” и “организация” (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

  •    По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы. 

      Данная классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена “референтной группы”. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.  
Дж. Келли выделил две функции референтной группы: 
      Сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных “систем отсчета”, на которые она ориентируется в своих решениях и оценках; 
      Нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы. 
      В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.   
        Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства. 
       Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.   
(http://website-seo.ru/06780302111.html)

2Социальные - психологические феномены в малой группе.

       Социально-психологические явления (феномены) в малых группах разнообразны и довольно хорошо изучены. Приведем важнейшие из них:

         1) Феномен группового давления

       С точки зрения личности, включенной в группу, тот самый феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

       Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы и после того, как группа перестает оказывать на него давление.

Информация о работе Психология малых групп