Психология малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Ограниченное число членов
интерактивность и информационная насыщенность общения,
неформальный уровень восприятия человека человеком,
внутренняя структура,
чувство принадлежности группе.

Содержание работы

1. Малые группы,и их отличительные особенности.---------------------3
2.Виды групп и их функции.
2.1 Виды групп------------------------------------------------------------------------5
2.2 Функции малых групп----------------------------------------------------------7
3.Структура малой группы. Различия между лидером и руководителем.
3.1 Структура малой группы. ----------------------------------------------------8
3.2 Психологическая структура малой группы.--------------------------------9
3.3 Различия между лидером и руководителем--------------------------------11
4. Список использованной литературы--------------------------------------13
5. Приложения.----------------------------------------------------------------------14

Файлы: 1 файл

Психология и Педагогика.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Ачинский  филиал

Федерального  государственного автономного 

образовательного  учреждения высшего 

профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра              «Гуманитарных дисциплин»

Специальность  «Экономика и Управление на предприятии»

Дисциплина        «Психология и педагогика»

Группа _________

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                                            Психология малых групп.

                      _____________________________________________

(тема)

 

 

 

 

 

Преподаватель             __________________                       Хацкевич Н.В.

                                            (дата, подпись)                                                              

 

Разработал студент     __________________                      

                                             (дата, подпись)                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Ачинск 2013 г.


План.

1. Малые группы,и их отличительные особенности.---------------------3

2.Виды групп  и их функции.

2.1 Виды групп------------------------------------------------------------------------5

2.2 Функции малых групп----------------------------------------------------------7 

3.Структура малой группы. Различия между лидером и руководителем.

3.1  Структура малой группы.  ----------------------------------------------------8

3.2 Психологическая структура малой группы.--------------------------------9

3.3 Различия между лидером и руководителем--------------------------------11

4. Список использованной  литературы--------------------------------------13 

5. Приложения.----------------------------------------------------------------------14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малые группы, и их отличительные особенности.

Малые группы-это небольшие по составу  общности, члены которых объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении),что является основой для возникновения группы как целого. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек.

Отличительные признаки малой  группы:

Ограниченное число членов

интерактивность и информационная насыщенность общения,

неформальный уровень восприятия человека человеком,

внутренняя структура,

чувство принадлежности группе.

 

Для малой группы характерны общие  закономерности:

        • наличие цели для совместной деятельности;
        • наличие в группе организующего начала в лице лидера, руководителя или неформальной структуры отношений;

 

  • наличие эмоциональных межличностных отношений;
  • взаимодействие каждого участника группы друг с другом

 

  • выработка особенной групповой культуры - традиций, норм, правил, стандартов, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу; отклонение от групповых стандартов, как правило, разрешается только лидеру.

 

 

 

  1. Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует  общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования

малой группы.

2.Наличие в группе организующего начала.

Может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может, и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера). 

      3.Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

       4.Взаимодействие, разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, и они вносят свой разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

       5.Выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности.

О сформировавшейся норме  можно говорить, если она детерминирует  поведение большинства членов группы, несмотря на различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

 

2.Виды групп и их функции.

2.1 Виды групп

(см. Приложение 2.1)

(взято из: Крысько В. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.-377с.)

 

Условные – это группы, которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. 
 
Это группы, которые в реальной жизни не функционируют, а существуют лишь на бумаге: например, участковый врач имеет список больных своего участка, страдающих сахарным диабетом. 
 
Иногда выделение таких групп важно для экспериментальных целей, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах с теми, которые характеризуют случайное объединение людей. 
 
Реальные – действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. 
 
Изучению именно этих групп психология уделяет повышенное внимание. 
 
Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. 
 
Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. 
 
Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Естественные группы бывают формальными и неформальными. .

 
Формальные группы – существующие в рамках признаваемых официально организаций. 
 
Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. 
 
Неофициальные группы возникают и существуют вне пределов официальных организаций. 
 
Цели, которые преследуют члены таких групп, – это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций.

Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Особенность-отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров. Следствием всего выше перечисленного является малоэффективная совместная работа. 

Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т.д. Высшей формой развития малой группы является коллектив.

 
Референтной является любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. 
 
Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. 
 
Нереферентная группа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом. 
 
Например, жизнь класса может совершенно не волновать ученика, так как все его интересы сосредоточены на уличной компании. 
 
Иногда выделяется и антиреферентная группа – цели, установки, поведение членов этой группы человек отвергает, категорически не приемлет.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.

Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям. Межличностные отношения опосредуются асоциальными и нередко антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация одних индивидов в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других.

 

2.2 Функции малых  групп 

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

 

  • Определение жизненной позиции – ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.
  • Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

 

  • Инструментальная: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

 

  • Экспрессивная: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

 

  • Поддерживающая: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Структура малой группы. Различия между лидером и руководителем.

3.1  Структура малой  группы.

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры  малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между  индивидами, в основе которой лежит  направленность и интенсивность  их взаимного влияния. Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой  структуры социальной власти и влияния  формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая  в основе руководства группой, неофициальной  группы – феномен лидерства.

 

3.2 Психологическая структура малой  группы.

(см. Приложение 3.2)

  1. Композиционная подструктура-совокупность социально-психологических характеристик участников группы.

(Учитывается  национальность, социальное происхождение, статус.)

Несовместимость статусов возникает  при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Пример:

  • Ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве курьера, или для исполнения мелких поручений.
  • Министру приходится участвовать в переговорах с террористами.
  • Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников.

Информация о работе Психология малых групп