Психология малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Ограниченное число членов
интерактивность и информационная насыщенность общения,
неформальный уровень восприятия человека человеком,
внутренняя структура,
чувство принадлежности группе.

Содержание работы

1. Малые группы,и их отличительные особенности.---------------------3
2.Виды групп и их функции.
2.1 Виды групп------------------------------------------------------------------------5
2.2 Функции малых групп----------------------------------------------------------7
3.Структура малой группы. Различия между лидером и руководителем.
3.1 Структура малой группы. ----------------------------------------------------8
3.2 Психологическая структура малой группы.--------------------------------9
3.3 Различия между лидером и руководителем--------------------------------11
4. Список использованной литературы--------------------------------------13
5. Приложения.----------------------------------------------------------------------14

Файлы: 1 файл

Психология и Педагогика.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)
  1. Подструктура межличностных предпочтений       

(Симпатии/антипатии между людьми). Сосуществование людей с разным авторитетом, и индивидуальными особенностями личности.

Вне всякого сомнения, наличие симпатии в отношениях между людьми, дружеские  отношения между членами группы оказывают огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей  работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что  существует только положительное влияние  дружеских отношений между членами  группы на результаты их труда и  результаты функционирования группы в  целом.

  • Пример:.Если люди слабо мотивированы на работу, то результат будет незначительным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаясь от работы и резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать других от работы, создавая в группе атмосферу безделья и расслабленности.
  1. Коммуникативная подструктура

(положение  члена группы,его доступ к определенному  объему информации)

  • Пример: Близкие,дружеские отношения с начальством могут позволить сотруднику быть более информированным об определенных ситуационных особенностях фирмы.
  1. Подструктура функциональных отношений

(Проявление  различных взаимозависимостей участников  группы)

  • Пример: Последствия сплоченности могут проявляться:
  • Во-первых, в группе складывается тенденция морализации процессов, естественно, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете.
  • Во-вторых, группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях.
  • В-третьих, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением, нежелание слушать и обсуждать другие мнения и точки зрения и т.п.
  • В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И, если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, так как сами сомневаются в них, считая, что общее мнение верно.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой  общественного организма,ее психологии тоже присущи черты более крупных  по масштабу общностей:национальных,классовых,конфессиональных

(см. Приложение 3.3)

 

3.3 Различия между лидером и  руководителем

Лидерство и руководство  рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные  с социальной властью в группе.

Под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее  влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта  власти — формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми  полномочиями руководителя, а психологический  определяется личностными возможностями  руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между  лидером и руководителем:

  • Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

 

  • Лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
  • Лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
  • Руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;
  • Различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.
  • Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно.
  • Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы.

Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие  для студентов вузов.- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.

 

Еникеев М.И. Общая  и социальная психология: учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 448с.

Журавлева.А.Л.  Социальная психология.Учебное пособие для вузов. Москва 2002-478с.

 

Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.- 2-е  изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 2004.- 325с.

 

Крысько В. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.-377с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

Приложение 2.1.Виды малых групп.

 

Приложение 3.2. Психологическая структура малой группы.


 

Приложение 3.3


 


Информация о работе Психология малых групп