Психология моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 22:23, реферат

Описание работы

На сегодняшний день нет такой девушки, которая бы не смотрела телевизионные каналы про показ мод или интернет ролики какая прическа сейчас в моде. Все мы хотим выглядеть, и нравится противоположному полу, нравиться самим себе. Ведь недаром говорится что женщины (хотя и некоторые категории мужчин) проводят целую уйму времени у зеркала или часами смотрят на свой гардероб - «Что же одеть? Какие туфли подойдут к этому платью?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и функции моды ……………………..…………………………....5
2. Структура потребителей моды ……………………….…………………….7
3. Фазы движения моды ……………………………………………………..…9
4. Сопротивление моде ………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….....12
Список литературы…………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

психология моды.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«Психология массовой коммуникации»

на тему

«Психология моды»

 

 

                                                            Студент группы  04С                    

                                                            Т. И. Букина

 

                                                            Проверил: ст. преподаватель

                                                            Н. Я. Балацкая

 

 

 

 

Новосибирск 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие и функции моды ……………………..…………………………....5

2. Структура потребителей моды ……………………….…………………….7

3. Фазы движения моды ……………………………………………………..…9

4. Сопротивление моде ………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………….....12

Список литературы…………………………………………………………..14

 

Введение

Мода - это та условность, соблюдать которую мы приговорены пожизненно.                                      Вячеслав Зайцев «Модный приговор»

На сегодняшний день нет такой девушки, которая бы не смотрела телевизионные каналы про показ мод или интернет ролики какая прическа сейчас в моде. Все мы хотим выглядеть, и нравится противоположному полу, нравиться самим себе. Ведь недаром говорится что женщины (хотя и некоторые категории мужчин) проводят целую уйму времени у зеркала или часами смотрят на свой гардероб -  «Что же одеть? Какие туфли подойдут к этому платью? А какая прическа? Ой, забыла про сумочку….» И снова возвращаются к платью. А все, потому что мы смотрим журналы, ТВ передачи про кинозвезд, видим какое замечательное платье, макияж, сумочка, туфли и хотим выглядеть красиво, также красиво как они. Всем известно каждая звезда одевается у того или иного модельера, который по самому последнему слову моды одевает звезд. И видя это, мы хотим одеваться в такие же цвета, чтобы чувствовать себя в ногу с модой. В каждом бутике есть много красивой одежды, которая следит за модой, мы видим, как меняется ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, даже причесок на манекенах. Мы запоминаем то, что видели, когда то, то в чем себя хотели бы видеть, и покупаем ту или иную вещь. Мода уже сделала свое дело, она осталась в подсознании. Мы живем не на обитаемом острове и в любом случае, какую нибудь вещь оденем по последнему слову моды, хотя бы потому что она нам просто нравится, не говоря о тех, кто «живет» модой.

Мода неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.

Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.

По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи. И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту.

Таким образом, цель работы рассмотреть психологию моды.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  и функции моды;

2. Показать структуру  потребителей моды;

3. Раскрыть фазы движения  моды;

4. Раскрыть формы сопротивления моде;

5. Рассказать о своих  наблюдениях;

 

 

 

  1. Понятие и функции моды

Мода это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».

Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.

Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Видимо, поэтому существует множество определений данного понятия.

Например, Б.Ф.Поршнев считал, что «мода принадлежит к очень простым явлениям из сферы настроений». По его мнению, люди приобщаются к моде, перенимая ее при непосредственном контакте друг с другом. Носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность».1

Соглашаясь с тем, что мода относится к области общественного настроения, В.И.Толстых утверждает, что она представляется простым и бесхитростным феноменом до тех пор, пока остаются в тени ее действительные побудительные силы и мотивы, пока игнорируются «реальные конкретно-исторические потребности общества и личности, обусловившие появление данных модных форм». Но как только делаются попытки проникнуть в истоки моды, она оказывается явлением куда более сложным. Относя моду к одной из форм «контактного» взаимодействия людей, к средствам массовой коммуникации, В.И.Толстых полагает, что она связана с общим социальным контекстом жизнедеятельности людей, отражает «текущий момент» жизни общества. Иначе говоря, мода по-своему фиксирует, закрепляет «на какое-то время некоторые существенные моменты происходящего процесса в социальной психологии, общении и поведении людей, внешних формах быта и т.п.». 2

Мода как социальное явление может рассматриваться в различных аспектах: социально-философском, социологическом, социально-психологическом, культурологическом, эстетическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как предпочтение, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности (манера одеваться, прическа, типы и формы жилищ, общение и поведение людей, их образы мыслей и т. п.).

  1. Структура потребителей моды

Процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление человеческого материала (новое принимается разными людьми с разной скоростью), на различие материальных возможностей следования модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей, потребители делятся на ряд групп: 3

«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы» и т.п.). Это самая малочисленная группа потребителей. Это тонкий слой, частично смыкающийся с творцами, но не имеющий звездного ореола. В него входят те, кто рискует первыми купить и использовать новую вещь не на подиуме или на сцене, а в реальной жизни.

«Лидеры» («местные лидеры»). Их отличает особое внимание и уважение со стороны окружающих. Лидеры - это местные авторитеты, не склонные к риску и отбирающие у инноваторов наиболее приемлемые для своей субкультуры модели. Лидеры могут удивить массу, но смеяться над ними вряд ли будут. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду.

«Раннее большинство» - это те, кто составляет массу «модных людей». По ним можно судить о том, что «сейчас в моде». Именно эта группа приносит основной доход от продажи модных товаров.

«Позднее большинство» характеризуются определенным консерватизмом, стремлением «быть как все», боязнью оказаться немодной «белой вороной». Они подключаются к модному потоку, когда он захлестнул массы, а потому обречены плестись в хвосте.

«Традиционалисты» («отстающие»). Для их потребления характерна ориентация, прежде всего на традицию. Традиционалисты не менее смелы, чем пионеры: они не боятся сойти за «белых ворон» и вызвать насмешки. Правда, пионеры отрываются от массы, забегая вперед, а традиционалисты отстают от нее, следуя моде прошлых лет.

Иерархии групп, участвующих в конструировании моды, соответствуют фазы жизненного цикла товара. Пионеры потребляют товар на его исходной фазе, для которой характерен ограниченный тираж модели и неопределенность ее судьбы. Ранее и позднее большинство располагаются по обе стороны вершины синусоиды, отражающей максимальное число последователей модной нормы, что совпадает с максимальным спросом на модный объект. Традиционалисты - это низший участок синусоиды: здесь ограниченное число потребителей залежавшегося некогда модного товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фазы движения моды

   Мода это процесс, который имеет несколько фаз. В принципе это те же фазы, которые характерны для любого иного товара и описывают его жизненный цикл.

 Первая фаза производство моды. Она включает ряд этапов:

1. Идеальное (духовное) производство - разработка новых моделей, которые первоначально могут существовать лишь в форме рисунков, чертежей, описаний. Эту функцию выполняют модельеры, конструкторы, архитекторы, композиторы, поэты и т.д.

2. Материализация моделей. Эта функция выполняется либо индивидами, либо специализированными организациями: домами моделей, опытными мастерскими и т.п.

Вторая фаза распространение модных вещей и стандартов поведения. Это процесс предполагает доведение модных моделей до максимально широкой публики. Этот процесс также включает ряд этапов:

1. Распространение имиджа объекта моды и стандарта потребления. Это осуществляется через прямую и скрытую рекламу.

2. Распространение материальных объектов моды, которые появляются в виде товаров в магазинах, в виде услуг, доступных в большинстве населенных пунктов. Предложение рождает спрос.

Третья фаза потребление модных вещей. На этой фазе люди, купившие объекты моды используют их для демонстрации своей принадлежности к модному процессу.  4

 

4. Сопротивление  моде

Модный процесс определяется лишь при наличии другого процесса потребления, противостоящего ему. Сопротивление моде проявляется в разных формах.

Немодные объекты характеризуются невосприимчивостью к влиянию моды. К этой категории относится, прежде всего, традиционная, особенно фольклорная культура. В любом обществе значительная часть населения равнодушна к моде, не замечает ее, отдавая предпочтение классическим или традиционным объектам потребления.

Антимода это разновидность контркультуры, представляющая собой вызов моде, возникающий в прямом диалоге с ней, являющийся реакцией на нее. Сторонники антимоды конструируют свою идентичность, публично отвергая господствующую моду: «Мы не такие, как все» или «Мы можем себе позволить быть другими!».

Утилитаризм это наиболее распространенный вариант антимоды, представляющий собой ее острую критику с позиций экономической рациональности. Это течение акцентирует внимание на том, что мода непрактична, ведет к бессмысленной трате как национальных, так и индивидуальных ресурсов.

По моему мнению, взять ту же самую антимоду -  это та же мода, только уже для другого слоя общества, которое отказалось одеваться, так как показывают по телевизору, но зато охотно одеваются, так как и некоторые их приспешники. И повторюсь, мы живем не на острове, мы живем в обществе и тесно связаны друг с другом.

На опыте своей работы бутик  «Hato-Dato» магазин модной дорогой одежды могу сказать: некоторые вещи уникальны, некоторые сшиты вручную, качество видно невооруженным глазом, цена таких вещей выше стоимости скажем тех же самых брюк в обычном магазине одежды. Будет другое качество, которое прослужит не год не два, а месяц или два месяца. Контингент людей заходит разный, конечно это в основном люди которые успешны и независимы в денежном плане, но и заходят обычные люди, которые скажем, как и я работают за 15000 тысяч рублей. Это говорит о том, что все мы хотим выглядеть красиво, чтобы одежда соответствовала нашим желаниям и моде, чувствовать себя чуточку выше, чем мы есть. Как психологически человек настроен, какие цели перед собой он ставит, что он из этого выполняет, то он и имеет. Вернемся к антимоде, на мой взгляд человек живя в обществе не может быть не в моде, в любом случае он покупает в магазине вещь, которая уже сшита по моде, если конечно ты не швея и не шьешь для себя неповторимую в единственном количестве вещь вот это для меня антомода « я одна такая в этом платье, которое сшила сама.»

Информация о работе Психология моды