Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 22:23, реферат
На сегодняшний день нет такой девушки, которая бы не смотрела телевизионные каналы про показ мод или интернет ролики какая прическа сейчас в моде. Все мы хотим выглядеть, и нравится противоположному полу, нравиться самим себе. Ведь недаром говорится что женщины (хотя и некоторые категории мужчин) проводят целую уйму времени у зеркала или часами смотрят на свой гардероб - «Что же одеть? Какие туфли подойдут к этому платью?
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и функции моды ……………………..…………………………....5
2. Структура потребителей моды ……………………….…………………….7
3. Фазы движения моды ……………………………………………………..…9
4. Сопротивление моде ………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….....12
Список литературы…………………………………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)
Реферат
по дисциплине
«Психология массовой коммуникации»
на тему
«Психология моды»
Новосибирск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и функции моды ……………………..…………………………....5
2. Структура потребителей моды ……………………….…………………….7
3. Фазы движения моды ……………………………………………………..…9
4. Сопротивление моде ………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Мода - это та условность, соблюдать
которую мы приговорены пожизненно.
На сегодняшний день нет такой девушки, которая бы не смотрела телевизионные каналы про показ мод или интернет ролики какая прическа сейчас в моде. Все мы хотим выглядеть, и нравится противоположному полу, нравиться самим себе. Ведь недаром говорится что женщины (хотя и некоторые категории мужчин) проводят целую уйму времени у зеркала или часами смотрят на свой гардероб - «Что же одеть? Какие туфли подойдут к этому платью? А какая прическа? Ой, забыла про сумочку….» И снова возвращаются к платью. А все, потому что мы смотрим журналы, ТВ передачи про кинозвезд, видим какое замечательное платье, макияж, сумочка, туфли и хотим выглядеть красиво, также красиво как они. Всем известно каждая звезда одевается у того или иного модельера, который по самому последнему слову моды одевает звезд. И видя это, мы хотим одеваться в такие же цвета, чтобы чувствовать себя в ногу с модой. В каждом бутике есть много красивой одежды, которая следит за модой, мы видим, как меняется ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, даже причесок на манекенах. Мы запоминаем то, что видели, когда то, то в чем себя хотели бы видеть, и покупаем ту или иную вещь. Мода уже сделала свое дело, она осталась в подсознании. Мы живем не на обитаемом острове и в любом случае, какую нибудь вещь оденем по последнему слову моды, хотя бы потому что она нам просто нравится, не говоря о тех, кто «живет» модой.
Мода неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.
По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи. И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту.
Таким образом, цель работы рассмотреть психологию моды.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и функции моды;
2. Показать структуру потребителей моды;
3. Раскрыть фазы движения моды;
4. Раскрыть формы сопротивления моде;
5. Рассказать о своих наблюдениях;
Мода это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.
Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Видимо, поэтому существует множество определений данного понятия.
Например, Б.Ф.Поршнев считал, что «мода принадлежит к очень простым явлениям из сферы настроений». По его мнению, люди приобщаются к моде, перенимая ее при непосредственном контакте друг с другом. Носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность».1
Соглашаясь с тем, что мода относится к области общественного настроения, В.И.Толстых утверждает, что она представляется простым и бесхитростным феноменом до тех пор, пока остаются в тени ее действительные побудительные силы и мотивы, пока игнорируются «реальные конкретно-исторические потребности общества и личности, обусловившие появление данных модных форм». Но как только делаются попытки проникнуть в истоки моды, она оказывается явлением куда более сложным. Относя моду к одной из форм «контактного» взаимодействия людей, к средствам массовой коммуникации, В.И.Толстых полагает, что она связана с общим социальным контекстом жизнедеятельности людей, отражает «текущий момент» жизни общества. Иначе говоря, мода по-своему фиксирует, закрепляет «на какое-то время некоторые существенные моменты происходящего процесса в социальной психологии, общении и поведении людей, внешних формах быта и т.п.». 2
Мода как социальное явление может рассматриваться в различных аспектах: социально-философском, социологическом, социально-психологическом, культурологическом, эстетическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как предпочтение, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности (манера одеваться, прическа, типы и формы жилищ, общение и поведение людей, их образы мыслей и т. п.).
Процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление человеческого материала (новое принимается разными людьми с разной скоростью), на различие материальных возможностей следования модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей, потребители делятся на ряд групп: 3
«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы» и т.п.). Это самая малочисленная группа потребителей. Это тонкий слой, частично смыкающийся с творцами, но не имеющий звездного ореола. В него входят те, кто рискует первыми купить и использовать новую вещь не на подиуме или на сцене, а в реальной жизни.
«Лидеры» («местные лидеры»). Их отличает особое внимание и уважение со стороны окружающих. Лидеры - это местные авторитеты, не склонные к риску и отбирающие у инноваторов наиболее приемлемые для своей субкультуры модели. Лидеры могут удивить массу, но смеяться над ними вряд ли будут. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду.
«Раннее большинство» - это те, кто составляет массу «модных людей». По ним можно судить о том, что «сейчас в моде». Именно эта группа приносит основной доход от продажи модных товаров.
«Позднее большинство» характеризуются определенным консерватизмом, стремлением «быть как все», боязнью оказаться немодной «белой вороной». Они подключаются к модному потоку, когда он захлестнул массы, а потому обречены плестись в хвосте.
«Традиционалисты» («отстающие»). Для их потребления характерна ориентация, прежде всего на традицию. Традиционалисты не менее смелы, чем пионеры: они не боятся сойти за «белых ворон» и вызвать насмешки. Правда, пионеры отрываются от массы, забегая вперед, а традиционалисты отстают от нее, следуя моде прошлых лет.
Иерархии групп, участвующих в конструировании моды, соответствуют фазы жизненного цикла товара. Пионеры потребляют товар на его исходной фазе, для которой характерен ограниченный тираж модели и неопределенность ее судьбы. Ранее и позднее большинство располагаются по обе стороны вершины синусоиды, отражающей максимальное число последователей модной нормы, что совпадает с максимальным спросом на модный объект. Традиционалисты - это низший участок синусоиды: здесь ограниченное число потребителей залежавшегося некогда модного товара.
3. Фазы движения моды
Мода это процесс, который имеет несколько фаз. В принципе это те же фазы, которые характерны для любого иного товара и описывают его жизненный цикл.
Первая фаза производство моды. Она включает ряд этапов:
1. Идеальное (духовное) производство - разработка новых моделей, которые первоначально могут существовать лишь в форме рисунков, чертежей, описаний. Эту функцию выполняют модельеры, конструкторы, архитекторы, композиторы, поэты и т.д.
2. Материализация моделей. Эта функция выполняется либо индивидами, либо специализированными организациями: домами моделей, опытными мастерскими и т.п.
Вторая фаза распространение модных вещей и стандартов поведения. Это процесс предполагает доведение модных моделей до максимально широкой публики. Этот процесс также включает ряд этапов:
1. Распространение имиджа объекта моды и стандарта потребления. Это осуществляется через прямую и скрытую рекламу.
2. Распространение материальных объектов моды, которые появляются в виде товаров в магазинах, в виде услуг, доступных в большинстве населенных пунктов. Предложение рождает спрос.
Третья фаза потребление модных вещей. На этой фазе люди, купившие объекты моды используют их для демонстрации своей принадлежности к модному процессу. 4
4. Сопротивление моде
Модный процесс определяется лишь при наличии другого процесса потребления, противостоящего ему. Сопротивление моде проявляется в разных формах.
Немодные объекты характеризуются невосприимчивостью к влиянию моды. К этой категории относится, прежде всего, традиционная, особенно фольклорная культура. В любом обществе значительная часть населения равнодушна к моде, не замечает ее, отдавая предпочтение классическим или традиционным объектам потребления.
Антимода это разновидность контркультуры, представляющая собой вызов моде, возникающий в прямом диалоге с ней, являющийся реакцией на нее. Сторонники антимоды конструируют свою идентичность, публично отвергая господствующую моду: «Мы не такие, как все» или «Мы можем себе позволить быть другими!».
Утилитаризм это наиболее распространенный вариант антимоды, представляющий собой ее острую критику с позиций экономической рациональности. Это течение акцентирует внимание на том, что мода непрактична, ведет к бессмысленной трате как национальных, так и индивидуальных ресурсов.
По моему мнению, взять ту же самую антимоду - это та же мода, только уже для другого слоя общества, которое отказалось одеваться, так как показывают по телевизору, но зато охотно одеваются, так как и некоторые их приспешники. И повторюсь, мы живем не на острове, мы живем в обществе и тесно связаны друг с другом.
На опыте своей работы бутик «Hato-Dato» магазин модной дорогой одежды могу сказать: некоторые вещи уникальны, некоторые сшиты вручную, качество видно невооруженным глазом, цена таких вещей выше стоимости скажем тех же самых брюк в обычном магазине одежды. Будет другое качество, которое прослужит не год не два, а месяц или два месяца. Контингент людей заходит разный, конечно это в основном люди которые успешны и независимы в денежном плане, но и заходят обычные люди, которые скажем, как и я работают за 15000 тысяч рублей. Это говорит о том, что все мы хотим выглядеть красиво, чтобы одежда соответствовала нашим желаниям и моде, чувствовать себя чуточку выше, чем мы есть. Как психологически человек настроен, какие цели перед собой он ставит, что он из этого выполняет, то он и имеет. Вернемся к антимоде, на мой взгляд человек живя в обществе не может быть не в моде, в любом случае он покупает в магазине вещь, которая уже сшита по моде, если конечно ты не швея и не шьешь для себя неповторимую в единственном количестве вещь вот это для меня антомода « я одна такая в этом платье, которое сшила сама.»