Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Сущность общения: функция и виды общения………………………
4
Основные категории общения и их характеристика………………...
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

+ПСИХОЛОГИЯ 13.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Кафедра: Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

на тему «Психология общения»

 

 

      

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ______________

________________________

Александровна

Проверил:

доцент

________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Сущность общения: функция и виды общения………………………

4

  1. Основные категории общения и их характеристика………………...

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек - «существо социальное». Это  означает, что он живет среди людей  и осуществляет свою жизнедеятельность не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Таким образом, каждый из нас в своей  жизни, взаимодействуя с другими  людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Общение - это не просто действие, а  именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и  предполагает ее в своих партнерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ: ФУНКЦИЯ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Итак, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения предполагает выделение  трех взаимосвязанных сторон этого  процесса: коммуникативной (состоит в обмене информацией между людьми), интерактивной (заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями) и персептивной (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания).

Общение различается  по видам:

- Опосредованное общение - предполагает  не полный психологический контакт  - по телефону, через Интернет, в  письменной форме и т.д;

- Непосредственное - общение “лицом к лицу”;

- Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”;

- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное;

- Диалогическое общение - общение между двумя людьми;

- Групповое - общение в группе  людей.

Общение осуществляется разными средствами:

- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.

- Невербальное общение - средством  передачи являются невербальные знаки (позы, жесты, мимика, интонации и т.д.)

Невербальные средства общения  очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими  пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому» (Эмерсон).

1. Неречевое сообщение согласуется  с речевым, поддерживает или  усиливает его (например, поддержка  человеку, выраженная словесно, подчеркивается  прикосновением к нему, пожиманием  руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит  речевому (вы говорите собеседнику,  что заинтересованы в его вопросе,  а сами зеваете, смотрите в  сторону, думаете о своих проблемах)

3. Неречевое сообщение касается  совершенно иного предмета, чем  речевое. (Собеседнику говорят “о  погоде”, а на речевом уровне  происходит коммуникация, касающаяся  отношений между этими людьми).

Проксемика - дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Проксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

- Интимное расстояние (0-50см.) - на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается как весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

- Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя.

- Социальная дистанция (120-400см.) - на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

- Публичная дистанция (400-750см.) - на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего - с группой людей.

У каждого человека есть свое “персональное  пространство” - такая область вокруг человека, которую он считает своей  и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более  широкой зоной персонального  пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

- Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

- Стол между собеседниками обычно  ассоциируются с властью и  различием в положении: “Я  хозяин, а ты гость”

- Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Рассмотрим паралингвистические  явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота звука.

Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек  громко говорит - значит, он уверен в  себе, в своей позиции. Вместе с  тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством  воздействия на других людей. Если повышение  тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение  на личное достоинство и часто  вызывает реакцию “Не кричите  на меня!” Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голос; Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.

2) Темп речи

Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о личных трудностях, когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его.

Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии.

3) Ритм речи

Сбивчивая, прерывистая речь, как  правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда  люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно  строят фразы.

4) Пауза.

Умение держать паузу - порой  незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут  быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность  овладеть собой, привлечь или переключить  внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация - это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, «в интонации соприкасается говорящий со слушающим». Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы.

 

  1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники  общения,

д) ситуацией, в которой совершается  взаимодействие.

Выделяют следующие виды общения:

- социально-ориентированное общение;

- групповое предметно-ориентированное общение;

- личностно ориентированное общение.

Категория общение относится к  одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению  З.Д. Поповой и И.А. Стернина, - «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий».

Можно назвать следующие некоторые  признаки категории общения:

- установление знакомства между людьми;

- поддержание определенных связей, отношений;

- связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);

- общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения  определяется тем, что оно позволяет  вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории  средств общения (тех операций, с  помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они  служат проявлением эмоциональных  состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как  активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции  экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств  состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные  для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные  позы.

С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению  с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование  речи для целей коммуникации имеет  принципиальное значение. Л.С. Выготский  указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и  в самых ограниченных размерах». А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Информация о работе Психология общения