Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа
Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
3
Сущность общения: функция и виды общения………………………
4
Основные категории общения и их характеристика………………...
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……
министерство образования и науки российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра: Кафедра гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
на тему «Психология общения»
Выполнил:
студент гр. ______________
________________________
Александровна
Проверил:
доцент
________________________
Кемерово 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
4 |
|
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
12 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Итак, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной (состоит в обмене информацией между людьми), интерактивной (заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями) и персептивной (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания).
Общение различается по видам:
- Опосредованное общение - предполагает
не полный психологический
- Непосредственное - общение “лицом к лицу”;
- Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”;
- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное;
- Диалогическое общение - общение между двумя людьми;
- Групповое - общение в группе людей.
Общение осуществляется разными средствами:
- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.
- Невербальное общение - средством передачи являются невербальные знаки (позы, жесты, мимика, интонации и т.д.)
Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому» (Эмерсон).
1. Неречевое сообщение
2. Неречевое сообщение
3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми).
Проксемика - дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Проксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:
- Интимное расстояние (0-50см.) - на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается как весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.
- Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя.
- Социальная дистанция (120-400см.) - на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.
- Публичная дистанция (400-750см.) - на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего - с группой людей.
У каждого человека есть свое “персональное
пространство” - такая область вокруг
человека, которую он считает своей
и вторжение в нее
Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.
- Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.
- Стол между собеседниками
- Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.
Рассмотрим
1) Громкость и высота звука.
Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит - значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. Если повышение тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию “Не кричите на меня!” Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голос; Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.
2) Темп речи
Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о личных трудностях, когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его.
Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии.
3) Ритм речи
Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы.
4) Пауза.
Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.
5) Интонация (тон голоса)
Интонация - это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, «в интонации соприкасается говорящий со слушающим». Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом - инициатором общения,
б) субъектом, которому адресована инициатива,
в) нормами, по которым организуется общение,
г) целями, которые преследуют участники общения,
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения:
- социально-ориентированное общение;
- групповое предметно-ориентированное общение;
- личностно ориентированное общение.
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, - «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий».
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
- установление знакомства между людьми;
- поддержание определенных связей, отношений;
- связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
- общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах». А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.