Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа
Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.
Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы.
Введение…………………………………………………………………2
Понятие, виды и функции общения………………………………….…3
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия………….7
Практическое задание…………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы…………………
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«Финансовый университет при Правительстве Российской федерации»
(Финансовый университет)
Владимирский филиал Финуниверситета
Контрольная работа по дисциплине
«Деловое общение»
Направление контрольной
вариант № 10
Исполнитель:
Факультет: Заочный финансово-кредитный
Специальность: Финансы и кредит
Группа: периферия
№ зачетной книжки 11флд40445
Руководитель:
Владимир 2013
Содержание:
Общение – одно
из наиболее необходимых условий
существования человеческого
Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких – на его деятельности.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы. Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире, в связи с этим, данная тема контрольной работы является актуальной в наше время.
Цель работы - рассмотреть основы общения: понятие, виды и функции общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.
Потребность в общении, как считают психологи к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что "она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем например, так называемые витальные (жизненные) потребности". Общение – необходимое условие нормального развития человека, как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
В общении реализуются
социальные отношения людей. В ходе
общения его участники
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и Музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, Радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Однако увлечение при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. В этом случае проблема человека уходит на задний план и потом редко возвращается на должное место либо решается по непродуктивным сценариям. С другой стороны, и упрощенная трактовка общения как информационно-коммуникативной деятельности, которая порой встречается у отечественных и зарубежных психологов, недопустима.
Поэтому при
неизбежном научно-аналитическом
Общение – сложный многогранный процесс, включающий: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие людей: взаимное влияние людей друг на друга; обмен информации; формирование отношении между людьми; взаимное переживание и понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего "Я" человека.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
1. "Контакт
масок" - формальное общение, при
котором отсутствует
2. Формально-ролевое
общение, в котором
3. Светское общение,
определяемое формальной
4. Манипулятивное
общение, направленное на
5. Духовное межличностное
общение между людьми, при котором
раскрываются глубинные
6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное, определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Под функциями общения понимают, те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.
Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.
2. Информационно-коммуникативная
функция общения заключается
в любом виде обмена
3. Регуляционно-коммуникативная
(интерактивная) функция
3. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка восприятия
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей, При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:
1. "Я – ОН" - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;
2. "Я – Они" - восприятие индивидом группы как единого целого;
3. "Мы – Он" - восприятие одной группой другой группы;
4. "Мы – Он" - восприятие группой индивида.
Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.
Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажает также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.
Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.
Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим.
Большое значение для взаимного понимания имеет "открытость", т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего "Я" и восприятия себя на личностном уровне.
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры делового общения: