Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.
Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Понятие, виды и функции общения………………………………….…3
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия………….7
Практическое задание…………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской федерации»

(Финансовый  университет)

Владимирский  филиал Финуниверситета

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«Деловое общение»

 

            Направление контрольной работы  № 1                       

вариант №  10

 

Исполнитель:

Факультет: Заочный  финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа: периферия

№ зачетной книжки 11флд40445

Руководитель:

                                              

Владимир 2013

Содержание:

 

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Понятие, виды и функции общения………………………………….…3
  3. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия………….7
  4. Практическое задание…………………………………………………...11
  5. Заключение………………………………………………………………12
  6. Список литературы……………………………………………………....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Общение – одно из наиболее необходимых условий  существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно  многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте  до задушевного разговора с близким человеком.

Ни для кого не является секретом, что общение  является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких – на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы. Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире, в связи с этим, данная тема контрольной работы является актуальной в наше время. 

 Цель работы - рассмотреть основы общения: понятие, виды и функции общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.

  1. Понятие, виды и функции общения

Потребность в  общении, как считают психологи  к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что "она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем например, так называемые витальные (жизненные) потребности". Общение – необходимое условие нормального развития человека, как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В психологии общение  определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

В общении реализуются  социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению  с детства и овладевает разными  его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и Музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, Радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как  существо социальное находится в  центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Однако увлечение  при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. В этом случае проблема человека уходит на задний план и потом редко возвращается на должное место либо решается по непродуктивным сценариям. С другой стороны, и упрощенная трактовка общения как информационно-коммуникативной деятельности, которая порой встречается у отечественных и зарубежных психологов, недопустима.

Поэтому при  неизбежном научно-аналитическом расчленении  общения на коммуникативную сферу  и сферу развития взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот почему общение по своему содержанию выступает и в форме сложнейшей психологической деятельности партнеров.

Общение – сложный многогранный процесс, включающий: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие людей: взаимное влияние людей друг на друга; обмен информации; формирование отношении между людьми; взаимное переживание и понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего "Я" человека.

В зависимости  от используемой техники общения  и его целей можно выделить следующие виды:

1. "Контакт  масок" - формальное общение, при  котором отсутствует стремление  понять и учесть особенности  личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое  общение, в котором регламентированы  и содержание, и средства общения  социальными ролями партнеров  по общению: врач и пациент,  милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Светское общение,  определяемое формальной вежливостью.  Его особенность состоит в  том, что люди фактически не  общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное  общение, направленное на получение  односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрации слабости, демонстрация доброты, "пускание пыли в глаза", запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное  общение между людьми, при котором  раскрываются глубинные структуры  личности. Духовное общение характеризуется  взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие  к личности собеседника.

6. Деловое общение,  направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения  можно разделить на две большие  группы: формальное общение (ролевое) и  неформальное общение (личностное). С  этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное, определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

Под функциями общения  понимают, те роли и задачи, которые  выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции  общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований  классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

    • перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
    • информационная – процесса обмена информацией;
    • интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1. Аффективно-коммуникативная  (перцептивная) функция, в основе  которой лежит восприятие и  понимание другого человека, в  том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека.

2. Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная  (интерактивная) функция общения  заключается в регуляции поведения  и непосредственной организации  совместной деятельности людей  в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может  воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

 

3. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка восприятия

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта  восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей, При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

1. "Я –  ОН" - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;

2. "Я –  Они" - восприятие индивидом группы  как единого целого;

3. "Мы –  Он" - восприятие одной группой  другой группы;

4. "Мы –  Он" - восприятие группой индивида.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного  отбора, процесс восприятия искажает также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.

Сложность оценки людей и формирование адекватного  образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек  позволяет получить окружающим.

Большое значение для взаимного понимания имеет "открытость", т.е. умение быть честным  и естественным в отношении с  другими. Открытость как психологический  феномен непосредственным образом  зависит от степени осознания  своего внутреннего "Я" и восприятия себя на личностном уровне.

Важной сферой исследования межличностной перцепции  является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Охарактеризуем следующие  перцептивные барьеры делового общения:

Информация о работе Психология общения