Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.......................................................................................................................2
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).................................................................................................................5
1.1 История исследования проблемы………………………..………………..…..5
1.2 Основные подходы к психологическому анализу одиночества……….....10
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)………………………………16
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.......................................................................................................................22
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста....................................22
2.2 Особенности переживания одиночества подростками…………………...….27
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………...37
3.1 Обоснование выбора методик……………………………………………...….37
3.2 Процедура исследования……………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...44
Библиография………………………………………………………….…………..45
Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Чрезвычайно важным является овладение подростками средствами осознанной саморегуляции и рефлексивного управления своей активностью.
Многие исследователи
рассматривают одиночество как
универсальный человеческий опыт, возникающий
из факта человеческого
Общим компонентом в переживании одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в связи с этим появляющееся ощущение собственной незначимости. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно негативно.
Д.Гэв определяет одиночество как чувство печали и тоски, возникающее в результате невозможности построения желаемых отношений с определенными аспектами окружающего мира. Конструктивной противоположностью одиночества, по ее мнению, является умение быть наедине с собой.
Гэв рассматривает одиночество с точки зрения различных уровней его проявления, выделяя два основных: экзистенциальный и патологический (тягостно переживаемый).
Экзистенциальное одиночество (как исходная обреченность на непонимание другими) является частью человеческого существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности с другими, поиски идентичности и смысла жизни. Источником экзистенциального одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д.Гэв) предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности.
Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:
1. Отсутствием контакта с самим собой.
2. Неспособностью к
преодолению эмоциональных
3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.
4. Утратой смысла собственной жизни.
В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие жизни человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития» [5].
В таком понимании одиночества присутствует известная доля фатальности и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при этом ищут выход в Боге, другие - в стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить» [5].
Это подводит нас к мысли, что осознание и признание своего одиночества можно рассматривать как одно из условий человеческого развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность этого переживания, обостряют чувство бессилия и беспомощности. Часто это приводит к сомнениям в собственной значимости, утрате доверия к миру и себе, к отчуждению и изоляции.
Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).
Переживание одиночества
у подростков связано не только с
ситуацией межличностных
Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом» [12].
Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.
Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.
Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.
По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.
Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).
В целостной же картине
поведения подростка
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик.
Запланированный эксперимент отвечает целям и задачам курсовой работы.
Базой для исследования является МОУ СОШ №6 города Орска Оренбургской области.
Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, всего 107 человек.
Нами использовались такие методики:
1. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA (версия 3) (Russell,1996). [7] (см. Приложение 1)
Методика разработана в Калифорнийском университете Д.Расселом, Л.А.Пепло и Г.Фергюссоном и предназначена для измерения уровня ощущения одиночества. Шкала представляет 20 утверждений и 4 варианта ответа (часто, иногда, редко, никогда). Путем подсчета количества каждого из вариантов ответов складывается максимально возможный показатель, что и показывает на уровень субъективного ощущения одиночества.
2. Метод социометрических измерений (социометрия ). [14] (см. Приложение 2)
Этот метод измерения межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник Дж. Морено, внедрение этого метода в исследованиях советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.А. Коломенского и других исследователей.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений, в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Для углубленного
изучения феноменологии
1. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич). [6] (см. приложение 3)
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
2. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев) [9] (см. приложение 4)
Методика позволяет
исследовать особенности
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений. Методика состоит из 9 субшкал по 10 - 14 пунктов, при подсчете которых выявляется процентное соотношение по каждой из субшкал, что позволяет судить о том, какой фактор - модальности выражен в большей степени.
3. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)
3.2 Процедура исследования
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель которого исследовать возрастную динамику ощущения одиночества в подростковом возрасте. На данном этапе нашего исследования мы провели диагностику всего периода подросткового возраста с 12 - 16 лет, что соответствует 6 - 10 классам. Главная цель данного этапа – выявить, в каком возрасте происходит резкое возрастание ощущения одиночества, а также проверить утверждение о том, что субъективное ощущение одиночества связано с социальным статусом. Полученные результаты мы можем наглядно увидеть в табл. 1 и табл. 2.
После результатов табл. 2 мы можем построить график (см. рис.1), где наглядно видно в каком возрасте происходит увеличение уровня ощущения одиночества.
Из табл. 2 и графика мы видим, что пик субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте приходиться на 9 класс, что соответствует возрасту 15 лет.
Второй этап - собственно сам формирующий эксперимент. На этом этапе мы провели углубленную диагностику, цель которой выявление феноменологии одиночества в возрасте 15 лет, то есть в том возрасте, когда наступает пик ощущения одиночества. В основной части исследования принимало участие 23 человека – учащихся 9 «А» класса МОУ СОШ №6 г.Орска..
Результаты показали,
что 74% испытуемых имеют высокие
показатели по шкале одиночества, большинство
из них находятся в
При анализе системы ценностей подростков, испытывающих чувство одиночества, получили следующие результаты:
- Терминальные ценности:
Для подростков значимыми оказались ценности: наличие хороших и верных друзей, общественное признание, любовь. Среднюю позицию занимают ценности: здоровье, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. Малозначимые ценности: счастье других, жизненная мудрость, красота природы и искусства.