Психология одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................2
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).................................................................................................................5
1.1 История исследования проблемы………………………..………………..…..5
1.2 Основные подходы к психологическому анализу одиночества……….....10
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)………………………………16
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.......................................................................................................................22
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста....................................22
2.2 Особенности переживания одиночества подростками…………………...….27
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………...37
3.1 Обоснование выбора методик……………………………………………...….37
3.2 Процедура исследования……………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...44
Библиография………………………………………………………….…………..45

Файлы: 1 файл

курсовая психология одиночества.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

- Инструментальные ценности:

    Значимые ценности: независимость, смелость в отстаивании  своего мнения, взглядов, терпимость. Средние значения имеют ценности: воспитанность, образованность. Мало значимые ценности: непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, высокие запросы.

Количественные показатели результатов по данной методике можно посмотреть в сводных таблицах результатов по всем методикам (см. табл. 3 и табл. 4).

Анализ структуры ценностных ориентаций позволяет дать более  определенную оценку ориентаций человека на те или иные содержательные стороны. В частности, это положение находит свое подтверждение в выборке так называемых терминальных ценностей. Ориентация на общественное признание и на наличие друзей в сочетании с определенными ценностями –

средствами, независимость  и смелость в отстаивании своего мнения дают основания полагать, что это главные причины по которым подросток ощущает себя одиноким.

Результаты исследования самоотношения подростков по показателям  факторов модальности групповых  данных имеем следующие:

Ø Самоуважение - 25%

Ø Аутосимпатия - 40%

Ø Самоуничижение - 35%

У испытуемых с высокими показателями по шкале одиночества  результаты исследования самоотношения  следующие:

Шкала 1 - Саморуководство- 30%

Шкала 2 - Самоуверенность - 20%

Шкала 3 -  Отраженное самоотношение - 20%

Шкала 4 - Социальная желательность  Я - 40%

Шкала 5 - Самопривязанность - 50%

Шкала 6 - Самоценность - 30%

Шкала 7 - Самопринятие - 40%

Шкала 8  - Внутренний конфликт - 50%

Шкала 9 - Самообвинение - 50%

Высокие показатели по шкале  самообвинение, говорит о том, что  подросток готов винить себя за все промахи и неудачи, собственные недостатки. Также это связано о отрицательными эмоциями  в адрес своего «Я».

  Внутренняя конфликтность  хорошо выражена у подростков, испытывающих чувство одиночества,  это внутренняя сила, которая  заставляет чрезмерно рефлексировать, заниматься самокопанием, постоянно сомнительность, несогласие с собой, что приводит к тревожно - депрессивному состоянию, низкой самооценке, фрустрированности ведущих потребностей, недовольству, появлению комплексов. Также высокие показатели по шкале самопривязанности отражают некоторую регидность «Я»-концепции, нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Между одиночеством и соответствующим сомоотношением была выявлена положительная корреляция - 0,63 (корреляция Пирсона для дихотомических шкал).

Благодаря сочинениям о  причинах одиночества мы узнали следующее. С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят  ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались  черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества  они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества  в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как  причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения – 17%. Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 57 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80%) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Таким образом, эмоциональные  переживания у испытуемых связаны  с ощущением выключенности из атмосферы общения, многие страдают от собственной пассивности, неустроенности. Чаще всего используются такие формулировки, как: «одиночество - когда нет друзей»; «в одиночестве я чувствую себя плохо»; «цвет одиночества – черный».

Третий этап - описательно-итоговый, анализ и обобщение результатов, уточнение выводов. По результатам проведенного констатирующего эксперимента, мы получили такие результаты, которые представлены в сводных таблицах (см. табл. 3 и табл. 4).

  Используя данные, полученные в результате исследования, можно сделать следующие выводы. Пик переживания одиночества  подростками приходится на возраст  15 лет (в основном это учащиеся 9 классов). В этот период психика подростка особенно травматична и неуравновешенна. Подросток в 15 лет – уже не ребенок, но еще и не взрослый, не цельная, сформировавшаяся личность. В это время он особенно остро переживает противоречия с окружающим миром. Наступает коренной этап ломки старых отношений, взглядов, привычек, подросток начинает ощущать свою «взрослость», осознавать свое «Я». Он не хочет больше оставаться ребенком, да и окружающие требуют от него иных поступков, мыслей, что приводит к необходимости по-новому выстраивать отношения с миром, с отдельными людьми и обществом в целом. Удачно преодолев непростой юношеский этап, человек выходит во взрослый мир, ощущая себя более менее цельной личностью. Но не для всех перемены проходят бесследно: промахи, неудачи, отсутствие поддержки со стороны, неуверенность в себе могут надломить психику подростка, он начнет замыкаться в себе, отдалятся от окружающих. С другой стороны, подростки в этом возрасте начинают сами выбирать узкий круг общения, выделяя тех или иных лиц и отстраняя остальных (подросток считает, что у него есть свое непреложное мнение,  и друзей он должен выбирать по определенным критериям). Наступает пик переживания одиночества.

По сводной таблице  видно, что более половины детей в классе имеют низкий статус: одни из них принимаются только некоторыми участниками коллектива, другие (ок. 15%) вообще не принимаются. В исследуемом коллективе наблюдается явная разобщенность. Именно такие дети в основном испытывают чувство одиночества. Таким образом можно говорить, что одиночество в данной возрастной группе носит негативный характер, который должен быть преодолен, либо перенаправлен в позитивную сторону.

Треть коллектива воспринимает себя самоуничижительно. Все эти  подростки имеют низкий статус в классе, следовательно их негативное восприятие себя и восприятие их коллективом взаимозависимы. Такие подростки не выделяют для себя ценности общения, так как не находят в себе данных черт и свойств, на первое место они ставят ценности, сформулированные для них обществом, семьей: свобода, здоровье, интересная работа, ответственность, образованность. Некоторые выделяют уверенность в себе, внутренний покой – подросток явно видит в овладении этими ценностям стимул по преодолению барьеров в общении. Таким образом, испытывая чувство отчуждения и имея низкую самооценку, подросток начинает искать причины внутри себя, пытается наладить гармоничные отношения прежде всего внутри своего «Я», а не внутри коллектива. 

В тоже время остальные  испытуемые, ощущающие высокое одиночество в большинстве своем (45% из всей группы), ставят па первый план ценности именно межличностного характера. В данном случае можно говорить о том, что эти подростки целенаправленно пытаются преодолеть чувство негативного одиночества, трансформировать его в позитивное. Эти подростки не нуждаются в особой психологической работе с ними, главное – всегда поддерживать ребят в их начинаниях, вовлекать в общественную деятельность, давать возможность как можно чаще проявлять свои личностные качества, поощрять их. Преодоление чувства высокого одиночества этих подростков произойдет в старших классах, как и показала наша статистика по шкале одиночества. Можно даже сказать, что 30% из них испытывают чувство позитивного одиночества, ведь по результатам написанных сочинений, более половины класса не считают одиночество каким-то страшным явлением, а ¼  класса считают испытывание ощущения одиночества необходимым для поддержания внутреннего равновесия.

Из числа испытуемых, переживающих чувство высокого одиночества и имеющих низкий статус в группе, нашлись и те, кто высоко ставит свое «Я». Такие подростки часто ставят свою личность выше других и тем самым отдаляют себя от коллектива, от чего могут страдать всю свою жизнь. В то же время многие из таких людей добиваются в будущем высоких постов и карьерного роста, поступаясь интересами других.

Несмотря на это из поля зрения классного руководителя или школьного психолога ни в  коем случае не должна выпадать та часть  коллектива (в нашем случае –  очень внушительная), которой тяжело самостоятельно справиться с преодолением чувства негативного одиночества, и которая подчас только усугубляет положение, еще больше отдаляясь от коллектива. Для большинства подростков это очень тягостный момент, который может наложить отпечаток на всю оставшуюся жизнь. С такими подростками необходимо проводить психологическую работу, беседы, как можно чаще поощрять их, проявлять внимание к их заслугам, к их личным качествам во время присутствия других членов коллектива, стараться повысить их статус в группе, но делать это нужно очень аккуратно, стараясь не нарушить личного пространства ребенка, иначе он еще сильнее замкнется в себе. В самом же коллективе необходимо как можно чаще проводить беседы о ценностях дружбы, любви, взаимоуважения. Ведь по результатам творческих работ самих же подростков, основная причина их отчужденности, замкнутости – неналаженные отношения в коллективе, «выключенность» из него, а затем уже характерные черты личности.

На основе полученных выводов мы можем подтвердить поставленную во введении гипотезу: 

В подростоковом периоде  актуализируется переживание одиночества. Переживание одиночества и тенденция  к изоляции ребенка-подростка возникает  в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными  свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе была иисследована психологическая  феноменология одиночества. Мы выполнили  поставленные в начале работы цели и задачи. Нами были рассмотрены  виды и механихмы одиночества, факторы, типы переживания одиночества и стратегии его преодоления, как элементы феноменологической модели одиночества. Была изучена и проанализирована соответствующая литература по данному вопросу, на основе которой мы выделили проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия, а также проиллюстрировали психологическую природу состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека). На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования мы изучили феноменологию переживаний одиночества у современных подростков и проанализировали данные, полученные в результате исследования. На основе этих данных мы выявили  особенности и причины переживания одиночества в подростковом возрасте, тем самым доказав выдвинутую гипотезу. В процессе эмпирического исследования нами были применены современные методики.

Проведя теоретическое  и практическое исследование проблемы одиночества, мы доказали актуальность и значимость данной работы для современного общества, а также ее практическую ценность в работе психологов и учителей.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Возрастная и педагогическая психология : Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с

2. Демидов А.Б. Феномены  человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии  и психологии/ А.Б.Демидов. – [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm

3. Долгинова О.Б. Изучение  одиночества как психологического  феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная  психология, 2000. - №4. – с. 28-36.

4. Кон И.С. Многоликое  одиночество/ И.С.Кон - Знание –  сила,  1986 - №12. – с. 15-42

5. Лабиринты одиночества:  пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.

6. Методики социально-психологической  диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 1990. - 219 с. 

7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.

8. Миноскович Б. Одиночество  – междисциплинарный подход/ Б.Миноскович. – Лабиринты одиночества. –  М.:Прогресс, 1989

9. Пантилеев Р.С. Методика  исследования самоотношения/ Р.С.Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 36с.

10. Перлман Д., Пепло  Л.Э. Теоретические подходы к  одиночеству/ Д.Перлман, Л.Э.Пепло.  – Лабиринты одиночества. –  М.:Прогресс, 1989.

11. Петровская Л.А. Теоретические  и методические проблемы социально-психологического  тренинга/ Л.А.Петровская. – М.: 1982. – с. 30-37

12. Поливанова К.Н. Психология  возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 189с.

13. Психологический словарь/  под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997. - 285с.

14. Психологические тесты. /под ред. А.А.Карелина. В 2 т. (Т.1) - М.: Владос, 2000.

15. Пузько В.И. Экзистенциональный  невроз как бегство от одиночества/  В.И.Пузько – Материалы научной  конференции «Теология, философия  и психология одиночества».- Владивосток: 1995. 

16. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии/ У.А.Садлер, Т.Б.Джонсон – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 1989

17. Сартр Ж.-П. Сумерки  богов/ Ж.-П.Сартр. – М.: 1991. - С. 319-344

Информация о работе Психология одиночества