Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.......................................................................................................................2
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).................................................................................................................5
1.1 История исследования проблемы………………………..………………..…..5
1.2 Основные подходы к психологическому анализу одиночества……….....10
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)………………………………16
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.......................................................................................................................22
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста....................................22
2.2 Особенности переживания одиночества подростками…………………...….27
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………...37
3.1 Обоснование выбора методик……………………………………………...….37
3.2 Процедура исследования……………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...44
Библиография………………………………………………………….…………..45
- Инструментальные ценности:
Значимые ценности:
независимость, смелость в
Количественные показатели результатов по данной методике можно посмотреть в сводных таблицах результатов по всем методикам (см. табл. 3 и табл. 4).
Анализ структуры ценностных ориентаций позволяет дать более определенную оценку ориентаций человека на те или иные содержательные стороны. В частности, это положение находит свое подтверждение в выборке так называемых терминальных ценностей. Ориентация на общественное признание и на наличие друзей в сочетании с определенными ценностями –
средствами, независимость и смелость в отстаивании своего мнения дают основания полагать, что это главные причины по которым подросток ощущает себя одиноким.
Результаты исследования самоотношения подростков по показателям факторов модальности групповых данных имеем следующие:
Ø Самоуважение - 25%
Ø Аутосимпатия - 40%
Ø Самоуничижение - 35%
У испытуемых с высокими показателями по шкале одиночества результаты исследования самоотношения следующие:
Шкала 1 - Саморуководство- 30%
Шкала 2 - Самоуверенность - 20%
Шкала 3 - Отраженное самоотношение - 20%
Шкала 4 - Социальная желательность Я - 40%
Шкала 5 - Самопривязанность - 50%
Шкала 6 - Самоценность - 30%
Шкала 7 - Самопринятие - 40%
Шкала 8 - Внутренний конфликт - 50%
Шкала 9 - Самообвинение - 50%
Высокие показатели по шкале самообвинение, говорит о том, что подросток готов винить себя за все промахи и неудачи, собственные недостатки. Также это связано о отрицательными эмоциями в адрес своего «Я».
Внутренняя конфликтность
хорошо выражена у подростков,
испытывающих чувство
Благодаря сочинениям о причинах одиночества мы узнали следующее. С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.
Отсутствие круга общения,
близких людей и любимых как
причину одиночества
Таким образом, эмоциональные переживания у испытуемых связаны с ощущением выключенности из атмосферы общения, многие страдают от собственной пассивности, неустроенности. Чаще всего используются такие формулировки, как: «одиночество - когда нет друзей»; «в одиночестве я чувствую себя плохо»; «цвет одиночества – черный».
Третий этап - описательно-итоговый, анализ и обобщение результатов, уточнение выводов. По результатам проведенного констатирующего эксперимента, мы получили такие результаты, которые представлены в сводных таблицах (см. табл. 3 и табл. 4).
Используя данные,
полученные в результате
По сводной таблице видно, что более половины детей в классе имеют низкий статус: одни из них принимаются только некоторыми участниками коллектива, другие (ок. 15%) вообще не принимаются. В исследуемом коллективе наблюдается явная разобщенность. Именно такие дети в основном испытывают чувство одиночества. Таким образом можно говорить, что одиночество в данной возрастной группе носит негативный характер, который должен быть преодолен, либо перенаправлен в позитивную сторону.
Треть коллектива воспринимает себя самоуничижительно. Все эти подростки имеют низкий статус в классе, следовательно их негативное восприятие себя и восприятие их коллективом взаимозависимы. Такие подростки не выделяют для себя ценности общения, так как не находят в себе данных черт и свойств, на первое место они ставят ценности, сформулированные для них обществом, семьей: свобода, здоровье, интересная работа, ответственность, образованность. Некоторые выделяют уверенность в себе, внутренний покой – подросток явно видит в овладении этими ценностям стимул по преодолению барьеров в общении. Таким образом, испытывая чувство отчуждения и имея низкую самооценку, подросток начинает искать причины внутри себя, пытается наладить гармоничные отношения прежде всего внутри своего «Я», а не внутри коллектива.
В тоже время остальные испытуемые, ощущающие высокое одиночество в большинстве своем (45% из всей группы), ставят па первый план ценности именно межличностного характера. В данном случае можно говорить о том, что эти подростки целенаправленно пытаются преодолеть чувство негативного одиночества, трансформировать его в позитивное. Эти подростки не нуждаются в особой психологической работе с ними, главное – всегда поддерживать ребят в их начинаниях, вовлекать в общественную деятельность, давать возможность как можно чаще проявлять свои личностные качества, поощрять их. Преодоление чувства высокого одиночества этих подростков произойдет в старших классах, как и показала наша статистика по шкале одиночества. Можно даже сказать, что 30% из них испытывают чувство позитивного одиночества, ведь по результатам написанных сочинений, более половины класса не считают одиночество каким-то страшным явлением, а ¼ класса считают испытывание ощущения одиночества необходимым для поддержания внутреннего равновесия.
Из числа испытуемых, переживающих чувство высокого одиночества и имеющих низкий статус в группе, нашлись и те, кто высоко ставит свое «Я». Такие подростки часто ставят свою личность выше других и тем самым отдаляют себя от коллектива, от чего могут страдать всю свою жизнь. В то же время многие из таких людей добиваются в будущем высоких постов и карьерного роста, поступаясь интересами других.
Несмотря на это из поля зрения классного руководителя или школьного психолога ни в коем случае не должна выпадать та часть коллектива (в нашем случае – очень внушительная), которой тяжело самостоятельно справиться с преодолением чувства негативного одиночества, и которая подчас только усугубляет положение, еще больше отдаляясь от коллектива. Для большинства подростков это очень тягостный момент, который может наложить отпечаток на всю оставшуюся жизнь. С такими подростками необходимо проводить психологическую работу, беседы, как можно чаще поощрять их, проявлять внимание к их заслугам, к их личным качествам во время присутствия других членов коллектива, стараться повысить их статус в группе, но делать это нужно очень аккуратно, стараясь не нарушить личного пространства ребенка, иначе он еще сильнее замкнется в себе. В самом же коллективе необходимо как можно чаще проводить беседы о ценностях дружбы, любви, взаимоуважения. Ведь по результатам творческих работ самих же подростков, основная причина их отчужденности, замкнутости – неналаженные отношения в коллективе, «выключенность» из него, а затем уже характерные черты личности.
На основе полученных выводов мы можем подтвердить поставленную во введении гипотезу:
В подростоковом периоде
актуализируется переживание
Заключение
В данной курсовой работе была иисследована психологическая феноменология одиночества. Мы выполнили поставленные в начале работы цели и задачи. Нами были рассмотрены виды и механихмы одиночества, факторы, типы переживания одиночества и стратегии его преодоления, как элементы феноменологической модели одиночества. Была изучена и проанализирована соответствующая литература по данному вопросу, на основе которой мы выделили проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия, а также проиллюстрировали психологическую природу состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека). На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования мы изучили феноменологию переживаний одиночества у современных подростков и проанализировали данные, полученные в результате исследования. На основе этих данных мы выявили особенности и причины переживания одиночества в подростковом возрасте, тем самым доказав выдвинутую гипотезу. В процессе эмпирического исследования нами были применены современные методики.
Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы одиночества, мы доказали актуальность и значимость данной работы для современного общества, а также ее практическую ценность в работе психологов и учителей.
Список использованных источников
1. Возрастная и педагогическая психология : Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с
2. Демидов А.Б. Феномены
человеческого бытия. Глава 5.
Понятие одиночества в
3. Долгинова О.Б. Изучение
одиночества как
4. Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С.Кон - Знание – сила, 1986 - №12. – с. 15-42
5. Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.
6. Методики социально-
7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.
8. Миноскович Б. Одиночество – междисциплинарный подход/ Б.Миноскович. – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 1989
9. Пантилеев Р.С. Методика
исследования самоотношения/ Р.
10. Перлман Д., Пепло
Л.Э. Теоретические подходы к
одиночеству/ Д.Перлман, Л.Э.
11. Петровская Л.А. Теоретические
и методические проблемы
12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 189с.
13. Психологический словарь/ под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997. - 285с.
14. Психологические тесты. /под ред. А.А.Карелина. В 2 т. (Т.1) - М.: Владос, 2000.
15. Пузько В.И.
16. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии/ У.А.Садлер, Т.Б.Джонсон – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 1989
17. Сартр Ж.-П. Сумерки богов/ Ж.-П.Сартр. – М.: 1991. - С. 319-344