Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 02:07, реферат
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком.
Введение………………………………………………………………………3
1. Классификация операторских профессий……………………………….4
2. Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….9
3. Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
4. Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
5. Операторская готовность…………………………………...…………...12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………
Введение
Инженерная психология есть
научная дисциплина, изучающая объективные
закономерности процессов информационного
взаимодействия человека и техники
с целью использования их в
практике проектирования, создания и
эксплуатации системы человек-машина.
Процессы информационного взаимодействия
человека и техники являются предметом
инженерной психологии. Значение инженерной
психологии при изучении деятельности
человека в системе человек-машина
определяется тем, что она исследует
процессы приема, хранения, переработки
и реализации информации человеком.
В системах управления циркуляция и
переработка информации имеют фундаментальное
значение. С одной стороны, от точности
и своевременности приема информации
человеком, надежности ее хранения и
воспроизведения, эффективности переработки
в конечном итоге зависят надежность,
точность и быстродействие всей системы
человек-машина. С другой стороны, с
теми или иными нарушениями
Система человек – машина
(СЧМ) представляет собой частный
случай управляющих систем, в которых
функционирование машины и деятельность
человека связаны единым контуром регулирования.
При организации взаимосвязи
человека и машины в СЧМ основная
роль принадлежит уже не столько
анатомическим и
1.Классификация операторских профессий
Независимо от степени
автоматизации СЧМ, человек остается
главным звеном системы «человек
– машина». Именно он ставит цели перед
системой, планирует, направляет и контролирует
весь процесс ее функционирования.
Поэтому деятельность оператора
является исходным пунктом инженерно-
С развитием техники
Развиваются системы дистанционного
управления. Человек все более
удаляется от управляемых объектов,
о динамике их состояния он судит
не по данным непосредственного наблюдения,
а на основании восприятия сигналов
от устройств отображения
Увеличение сложности
и скорости течения производственных
процессов выдвигает повышенные
требования к точности действий операторов,
быстроте принятия решений в осуществлении
управленческих функций. В значительной
мере возрастает степень ответственности
за совершаемые действия, поскольку
ошибка оператора при выполнении
даже самого простого акта может привести
к нарушению работы всей системы
«человек – машина», создать аварийную
ситуацию с угрозой для жизни
работающих людей. Поэтому работа оператора
в современных человеко-
В условиях современного производства
изменяются условия работы человека.
Для некоторых видов
Повышение степени автоматизации
производственных процессов требует
от оператора высокой готовности
к экстренным действиям. При нормальном
протекании процесса основной функцией
оператора является контроль и наблюдение
за его ходом. При возникновении
нарушений оператор должен осуществить
резкий переход от монотонной работы
в условиях «оперативного покоя»
к активным, энергичным действиям
по ликвидации возникших отклонений.
При этом он должен в течение короткого
промежутка времени переработать большое
количество информации, принять и
осуществить правильное решение. Это
приводит к возникновению сенсорных,
эмоциональных и
Рассмотренные особенности
операторского труда позволяют
выделить его в специфический
вид профессиональной деятельности,
в связи с чем для его
изучения, анализа и оценки недостаточно
классических методов, разработанных
психологией и физиологией
Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.
Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.
Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).
На каждом из этих этапов
оператор совершает самоконтроль собственных
действий. На качество и эффективность
выполнения каждого из рассмотренных
этапов оказывает влияние целый
ряд факторов. Так, например, качество
приема информации зависит от вида
и количества индикаторов, организации
информационного поля, психофизических
характеристик предъявляемой
На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.
Эффективность принятия решения
определяется следующими факторами: типом
решаемой задачи, числом и сложностью
проверяемых логических условий, сложностью
алгоритма и количеством
Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).
Первые два этапа в
совокупности называют иногда получением
информации, последние два этапа
ее реализацией (обслуживанием). Получение
информации включает в себя два уровня.
На первом из них происходит восприятие
оператором информационной модели, т.е.
восприятие физических явлений, выступающих
в роли носителей информации (положение
стрелки на шкале прибора, комбинация
знаков на экране электронно-лучевой
трубки, мигание лампочки, звук и
т.п.). после этого на втором уровне
осуществляется декодирование воспринятых
сигналов и формирование оператором
оперативного образа (концептуальной
модели) управляемого процесса. Это
дает возможность оператору
В зависимости от возможностей
реализации информации различают деятельность
оператора с немедленным и
отсроченным обслуживанием. В первом
случае имеет место предъявление
небольшого числа простых сигналов,
что обеспечивает симультанное (одномоментное)
восприятие информации. Обычно при
этом имеется жесткая однозначная
связь между сигналами и
Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п.).
Рассмотренные общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.