Психология операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 02:07, реферат

Описание работы

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Классификация операторских профессий……………………………….4
2. Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….9
3. Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
4. Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
5. Операторская готовность…………………………………...…………...12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

     Введение………………………………………………………………………3

  1. Классификация операторских профессий……………………………….4
  2. Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….9
  3. Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
  4. Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
  5. Операторская готовность…………………………………...…………...12

     Заключение …………………………………………………………………..14

     Список литературы…………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные  закономерности процессов информационного  взаимодействия человека и техники  с целью использования их в  практике проектирования, создания и  эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом  инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует  процессы приема, хранения, переработки  и реализации информации человеком. В системах управления циркуляция и  переработка информации имеют фундаментальное  значение. С одной стороны, от точности и своевременности приема информации человеком, надежности ее хранения и  воспроизведения, эффективности переработки  в конечном итоге зависят надежность, точность и быстродействие всей системы  человек-машина. С другой стороны, с  теми или иными нарушениями информационного  взаимодействия человека и машины связана  основная масса ошибок, допускаемых  человеком. Чтобы система человек-машина функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку. Передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятия, запоминания и осмысления, а органы управления были бы удобными для организации  соответствующих движений.

Система человек – машина (СЧМ) представляет собой частный  случай управляющих систем, в которых  функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования. При организации взаимосвязи  человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько  анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам  человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т.п.от психологических  свойств человека во многом зависит  его информационное взаимодействие с машиной.

 

 

 

 

 

1.Классификация операторских профессий

Независимо от степени  автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек – машина». Именно он ставит цели перед  системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора  является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями  развития современного производства.

С развитием техники увеличивается  число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это  усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными  процессами.

Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более  удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит  не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное  управление, человек получает необходимую  информацию в закодированном виде (т.е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т.д.), что  обуславливает необходимость декодирования  и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального  управляемого объекта.

Увеличение сложности  и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении  управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности  за совершаемые действия, поскольку  ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы  «человек – машина», создать аварийную  ситуацию с угрозой для жизни  работающих людей. Поэтому работа оператора  в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными  увеличениями нагрузки на нервно-психическую  деятельность человека, в связи с  чем по-иному ставится проблема критериев  тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая  напряженность.

В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение  двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано  с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает  ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.

Повышение степени автоматизации  производственных процессов требует  от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении  нарушений оператор должен осуществить  резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям  по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого  промежутка времени переработать большое  количество информации, принять и  осуществить правильное решение. Это  приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Рассмотренные особенности  операторского труда позволяют  выделить его в специфический  вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его  изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных  психологией и физиологией труда  и используемых для оптимизации  различных видов работ, не связанных  с дистанционным управлением  по приборам.

Деятельность оператора  в системе «человек – машина»  может носить самый разнообразный  характер. Несмотря на это, в общем  виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.

Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.

Оценка  и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.

Принятие  решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.

Реализация  принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).

На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных  действий. На качество и эффективность  выполнения каждого из рассмотренных  этапов оказывает влияние целый  ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации  информационного поля, психофизических  характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и  цветового контраста).

На оценку и переработку  информации влияют такие факторы, как  способ кодирования информации, объем  ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.

Эффективность принятия решения  определяется следующими факторами: типом  решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных  вариантов решения.

Выполнение управляющих  движений зависит от числа органов  управления, их типа и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).

Первые два этапа в  совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа  ее реализацией (обслуживанием). Получение  информации включает в себя два уровня. На первом из них происходит восприятие оператором информационной модели, т.е. восприятие физических явлений, выступающих  в роли носителей информации (положение  стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой  трубки, мигание лампочки, звук и  т.п.). после этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых  сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это  дает возможность оператору соотнести  в единое целое различные части  управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить  эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.

В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и  отсроченным обслуживанием. В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов, что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при  этом имеется жесткая однозначная  связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет  сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в этом случае начинается с некоторой задержкой.

Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора  выделяют и различные виды операторского  труда, каждый из которых характеризуется  своими частными особенностями.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )

Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п.).

Рассмотренные общие психологические  качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая  помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.

Информация о работе Психология операторской деятельности