Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 02:07, реферат
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком.
Введение………………………………………………………………………3
1. Классификация операторских профессий……………………………….4
2. Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….9
3. Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
4. Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
5. Операторская готовность…………………………………...…………...12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………..15
В отличие от этого требования
к оператору-манипулятору будут
иные. К ним относятся: высокая
чувствительность и помехоустойчивость
при восприятии различных видов
информации, способность к устойчивой
моторной работе в максимальном темпе,
высокая мышечно-суставная
Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов.
2.Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора.
В качестве психологических
характеристик человека-
Трудовая деятельность
человека организуется, направляется
и регулируется в соответствии
с исходными причинами,
Решение трудовых задач
начинается с процесса приема
исходной информации, который может
осуществляться с
Процессы переработки
информации основаны на
Реализация принятых
решений, завершение
Особенности информационного
взаимодействия человека с
В процессе деятельности
рабочая нагрузка (в том числе
и умственная), связанная с выполнением
трудовых задач,
3.Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала
Рассматривая деятельность оператора, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью:
-приема информации с наименьшим количеством ошибок;
-логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей "вход-выход";
-быстро и четко реализовать принятые решения с помощью органов управления.
Рассматривая человека-
-определенный объем
- навыки:
- обнаружения, опознавания и идентификации сигналов,
-логического мышления, т.е.
навыки построения причинно-
-дистанционного управления
(регулирования)
-взаимодействия с аппаратурой
автоматического регулирования,
-взаимодействия с аппаратурой вычислительного комплекса.
Рассмотрев приведенные
навыки, необходимые для успешной
работы оператора в нормальных
и, особенно в аварийных
4.Принятие оператором решения об управляющем воздействии
Эффективность работы,
в первую очередь, принятие
и реализация решений,
-"информационном" (уровне
адекватного восприятия
-"смысловом" (уровне основных целей, реализуемых в деятельности оператора);
-"функциональном" (уровне
выбора способов изменения
- "операционном" (уровне условий исполнения принятого решения).
В реальной деятельности
оператора, упомянутые уровни
выступают одновременно и
5.Операторская готовность
Известно, что в профессиональной
деятельности оперативного
В таких случаях
подвергаются испытанию
• уметь формировать и поддерживать целесообразную операторскую активность;
• уметь управлять
трудными состояниями,
• трудные состояния, встречающиеся в операторской деятельности, их симптомы, причины возникновения;
• методы обеспечения операторской готовности (методы саморегуляции), их механизмы, особенности и области применения;
• овладение методами
психологической саморегуляции.
• релаксация, предназначенная
для снятия нервно-
• активация, направленная
на снятие утомления и
Заключение
Ведущее место в СЧМ занимает человек-оператор. Профессия оператора является в условиях научно-технического прогресса одной из наиболее массовых, распространенных. Под профессией понимается вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии (в том числе и оператора) подразделяются на специальности. Специальность – это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека.
Становление профессии происходит в результате профессионализации; она представляет собой целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация – это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется, прежде всего, такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду и выступает в качестве условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности.
Список литературы
1 .Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2004.
2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 2005.
3. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2007.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Б.А.Душков, А.В.Королев, Б.А.Смирнов. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.