Психология операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 02:07, реферат

Описание работы

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем, что она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Классификация операторских профессий……………………………….4
2. Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….9
3. Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
4. Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
5. Операторская готовность…………………………………...…………...12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут  иные. К ним относятся: высокая  чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов  информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.

Аналогичные требования могут  быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать  при проектировании деятельности и  профессиональном отборе операторов.

2.Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора.

 В качестве психологических  характеристик человека-оператора,  осуществляющего управляющие функции  в системе «человек—машина—среда», рассматриваются показатели, которые  определяют процессы приема, переработки  и передачи информации, а также  индивидуальные особенности психических  процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации,  воли, эмоций).

 Трудовая деятельность  человека организуется, направляется  и регулируется в соответствии  с исходными причинами, которые  определяют характер рабочей  активности индивида, а также в соответствии с ожидаемыми результатами деятельности.

 Решение трудовых задач  начинается с процесса приема  исходной информации, который может  осуществляться с использованием  в качестве носителей информации  сигналов различной модальности.  Каналы приема информации характеризуются  функциональными возможностями  различных анализаторов.

 Процессы переработки  информации основаны на использовании  различных способов ее анализа,  синтеза и трансформации, принятия  решения, предвидения возможного  изменения ситуации и т. п.  Интеллектуальная деятельность  по преобразованию информации  и решению трудовых задач обеспечивается  функциями различных видов и  форм памяти и мышления человека.

 Реализация принятых  решений, завершение определенных  циклов трудовых операций и  отдельных действий осуществляется  с помощью различных управляющих  воздействий, в основе которых  лежат психомоторные реакции  и речевые сообщения (команды), характеризующиеся пространственно-временными  параметрами, точностью, смыслом  и т. д. 

 Особенности информационного  взаимодействия человека с техническими  компонентами СЧМС зависят от  организации рабочего места специалиста,  степени соответствия размещения  элементов рабочего места (положения  отдельных индикаторов, органов  управления, их взаиморасположения  и т, д.) особенностям строения  и размерам отдельных частей  тела человека, динамическим возможностям  их перемещений при работе  с элементами пульта управления.

 В процессе деятельности  рабочая нагрузка (в том числе  и умственная), связанная с выполнением  трудовых задач, сопровождается  определенными усилиями, степень  адекватности которых величине  нагрузки обусловливает уровень  успешности решения задач и  отражает функциональную напряженность  деятельности и подготовленность  к ней. Напряженность психических  и физиологических функций характеризует  сложность интеллектуальной деятельности  и зависит от психофизиологических  и личностных ресурсов человека.

3.Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала

        Рассматривая деятельность оператора, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью:

-приема информации с  наименьшим количеством ошибок;

-логического мышления  и доведения навыков мышления  до суждений-инструкций, т.е. доведения  навыков принятия решений до  стереотипного уровня, до четко  выраженных связей "вход-выход";

-быстро и четко реализовать  принятые решения с помощью  органов управления.

 Рассматривая человека-оператора  как звено в замкнутом контуре  управления, можно сформулировать  задачу оператора как согласование  звеньев системы управления с  учетом возможностей и ограничений,  как человека, так и техники,  входящей в систему управления. Анализ оперативной деятельности  операторов энергоустановок показал,  что оператор должен иметь: 

-определенный объем теоретических  знаний, необходимых для понимания  оперативных ситуаций, возникающих  при эксплуатации оборудования;

- навыки:

- обнаружения, опознавания  и идентификации сигналов,

-логического мышления, т.е.  навыки построения причинно-следственных  связей между теми или иными  значениями параметров и положением  исполнительных органов регулирующей  аппаратуры (как систем автоматического,  так и дистанционного управления),

-дистанционного управления (регулирования) технологическими  параметрами, 

-взаимодействия с аппаратурой  автоматического регулирования, 

-взаимодействия с аппаратурой  вычислительного комплекса. 

 Рассмотрев приведенные  навыки, необходимые для успешной  работы оператора в нормальных  и, особенно в аварийных ситуациях,  можно сделать вывод о том,  что ни один из них не  может быть приобретен при  обучении и тренировках на, так называемых, "компьютерных тренажерах". В связи с этим, приобретение каких-либо других навыков оператором в этом случае делает их отрицательными (то есть мешающими) по отношению к оперативной деятельности на реальном оборудовании и неизбежно ведет к резкому снижению надежности и безопасности работы электростанций и энергосистем.

4.Принятие оператором решения об управляющем воздействии

 Эффективность работы, в первую очередь, принятие  и реализация решений, определяется  психологической структурой операторской деятельности. Ориентировка оператора формируется и функционирует на четырех уровнях:

-"информационном" (уровне  адекватного восприятия информации);

-"смысловом" (уровне  основных целей, реализуемых в  деятельности оператора);

-"функциональном" (уровне  выбора способов изменения режимов  функционирования технической системы);

- "операционном" (уровне  условий исполнения принятого  решения).

 В реальной деятельности  оператора, упомянутые уровни  выступают одновременно и неразрывно. Таким образом, в основе системы  обучения с использованием технических  средств должно лежать управляемое  формирование у оператора целостной  ориентировки в восприятии информации, целях, условиях выбора и исполнения  профессиональной деятельности. В  процессе тренировок имеет место  замена одного уровня другим, логические решения, выполнив  свою функцию образования прямых  связей между сигналами и ответами, исчезают в тех случаях, когда  ситуации повторяются, т.е. образуется  жесткая связь "выход-вход".

5.Операторская готовность

 Известно, что в профессиональной  деятельности оперативного персонала  могут возникать напряжённые  ситуации – обстоятельства, порождающие  значительные трудности и требующие  от человека быстрых, точных  и безошибочных действий, выполнения  максимального объёма работы  за определённый (чаще всего –  минимальный) промежуток времени. 

 В таких случаях  подвергаются испытанию предельная  пропускная способность оператора,  способность критически мыслить  и принимать логически обоснованные решения с целью стабилизации параметров работы технологических систем. Динамичность напряжённых ситуаций, нередко крайне жёсткие требования к своевременности и адекватности исполняемых действий обуславливают необходимость заблаговременной психологической подготовки операторов к выполнению внезапно возникающих усложнённых задач профессиональной деятельности. Эффективность действий оператора в напряжённой ситуации в значительной степени определяется уровнем сформированной готовности к развивающимся событиям, умением управлять своим эмоциональным состоянием. Неподготовленность оператора к управлению собой, возникающие из-за этого ошибки и упущения могут содержать в себе предпосылки будущих срывов и отказов в профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешной операторской деятельности. Другими словами, готовность как особое психическое состояние определяет границы воздействия основного раздражителя – аварийной ситуации. Готовность сформирована – оператор адекватно воспринимает и осмысливает появившиеся осложнения и выполняет необходимые действия, готовность не сформирована – оператор не в состоянии адекватно отреагировать на ситуацию, и выполняет импульсивные, преждевременные либо замедленные действия. Таким образом, для того чтобы поддерживать операторскую готовность на должном уровне, необходимо:

 • уметь формировать  и поддерживать целесообразную  операторскую активность;

 • уметь управлять  трудными состояниями, возникающими  в операторской деятельности. Психологическая  подготовка персонала, направленная  на формирование и поддержание  операторской готовности, включает  в себя занятия по следующим  темам:

 • трудные состояния,  встречающиеся в операторской  деятельности, их симптомы, причины  возникновения;

 • методы обеспечения  операторской готовности (методы  саморегуляции), их механизмы, особенности  и области применения;

 • овладение методами  психологической саморегуляции.  Основная задача занятий по  саморегуляции состоит в освоении  двух методических приёмов:

 • релаксация, предназначенная  для снятия нервно-психического  напряжения;

 • активация, направленная  на снятие утомления и оптимизацию  текущего функционального состояния. 

   Заключение

Ведущее место в СЧМ  занимает человек-оператор. Профессия  оператора является в условиях научно-технического прогресса одной из наиболее массовых, распространенных. Под профессией понимается вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных  теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта  работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии (в том числе и оператора) подразделяются на специальности. Специальность  – это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека.

Становление профессии происходит в результате профессионализации; она  представляет собой целостный непрерывный  процесс становления личности специалиста, который начинается с момента  выбора и принятия будущей профессии  и заканчивается, когда человек  прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация – это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический  комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между  личностью и профессией. Это соответствие характеризуется, прежде всего, такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду и выступает в качестве условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности.

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

1 .Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2004.

2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 2005.

3. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2007.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6. Б.А.Душков, А.В.Королев, Б.А.Смирнов. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.

 


Информация о работе Психология операторской деятельности