Психология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, структуры, её формирования и развития.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда задач:
- Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемому вопросу;
- Рассмотреть понятие и сущность памяти;
- Изучить основные виды и процессы памяти;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами. «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво  для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» [С.А. Рубинштейн, 1989].

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память - основа всего сознания.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.

Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и  особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален,  но  возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с  человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее  можно  послужить  и помочь ему.

Актуальность данной работы заключается в том, что память занимает ведущее место в развитии человека.

Тема контрольной работы «Психология памяти».

Цель работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, структуры, её формирования и развития. 

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда задач:

- Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемому вопросу;

- Рассмотреть понятие и сущность памяти;

 - Изучить основные виды и процессы памяти;

- Рассмотреть основные закономерности памяти, формирование и ее развитие.

Первые попытки объяснить процессы памяти сделаны в конце прошлого века (1896 г.) А. Бергсоном, Р. Земеном, Э. Герингом. Только в семидесятые годы нашего столетия подход к памяти как сложной психической деятельности позволил раскрыть основные закономерности её функционирования и развития. В основу  такого подхода были положены концепции Л.С. Выготского о формировании высших психических функций как процесса освоения ребёнком культурного опыта человечества. Взгляды Л.С. Выготского нашли своё развитие в работах многих отечественных психологов: А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.Р. Лурии.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. «Различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, образная и логическая» [П.П. Блонский, 1979].

Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.).

Классик французской психологии сказал: «Память — это преодоление отсутствия» [П. Жане, 2000].

 Наш современник —  российский психолог дал такое определение: «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта) » [Г.К. Середа, 1985]. Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Память и ее виды и процессы.

1.1. Основные определения памяти.

Что же такое сама память?

Принято  считать,  что  физиологическая  основа  памяти  лежит  в   так

называемых последовательных  временных  связях,  которые  возникают  в  коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и  воспроизведению  опыта  и  информации [А.Г. Маклаков, 2000].  Другое определение, говорит что  память  -  это  способность  вспоминать  отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а  его  место в истории нашей жизни, его размещение во времени и  пространстве [Е.И. Рогов, 2010].

  Память трудно  свести  к  одному  понятию,  но  подчеркнем,  что  это  совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности  человека.

Память охватывает все впечатления об окружающем мире,  которые  возникают  у человека [Р.С. Немов, 2011].

 Еще один важный  факт:  память  хранит,  восстанавливает  очень  разные элементы нашего опыта:  интеллектуальный  опыт,  эмоциональный,  и  моторно - двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше  чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень  сложный механизм, память состоит из  целого  ряда  специальных  факторов  памяти [Р.С. Немов, 1995], которые мы и рассмотрим.

 

1.2. Процессы памяти

«К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение» [А.Г. Маклаков, 2000] (см. приложение 1).

Запоминание. Процесс запоминания - это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной памяти (ДВП). При этом происходит следующая последовательность действий.

В КВП из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в КВП, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти. В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в ДВП. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ДВП. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в ДВП «для вечного хранения».

Хранение и забывание. Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению - непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах - узнавания, припоминания и воспоминания.

Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. 

Припоминание - сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти.

Различают эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий из эпизодической памяти может обладать особой яркостью именно вследствие того, что при их запоминании в памяти сохраняется материал, относящийся не только к различным модальностям, но и к пережитым в тот момент эмоциям и действиям. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, получаемых опосредованно. Воспроизведение таких лично пережитых образов называется воспоминанием.

Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

 

1.3. Виды памяти и их особенности.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти (см. приложение 2).

Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда - то было им запомнено. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по – видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение

разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима

филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Особую разновидность речевой памяти составляет  словесно – логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Информация о работе Психология памяти