Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 16:47, контрольная работа
Цель работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, структуры, её формирования и развития.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда задач:
- Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемому вопросу;
- Рассмотреть понятие и сущность памяти;
- Изучить основные виды и процессы памяти;
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.
«Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным» [П.П. Блонский, 1979].
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
Заключение
Подведем итоги того, что было сказано о памяти, и одновременно попробуем сформулировать на основе изложенного материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.
1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.
Чем больше думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.
2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
3. Чем больше умственных усилий
мы прилагаем к тому, чтобы
организовать информацию, придать
ей целостную, осмысленную структуру,
тем легче она потом
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.
4. Поскольку от внимания к
материалу непосредственно
5. На вспоминание материала
6. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
7. Показано, что воображением можно
управлять. При наличии продуманных
и систематических упражнений
человеку становится легче
8. Привычка к осмысленному
В заключение, я хотела бы сказать, что мы не представляем наш мир, нашу жизнь без памяти, что еще раз подтверждает ее огромное значение. Поэтому каждому человеку и тем более каждому медицинскому работнику необходимо развивать у себя память, которая является очень важным и необходимым психофизиологическим и культурным процессом, выполняющим в жизни человека огромное количество различных функций.
Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания.
Память связывает прошлое человека сего будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.
Список литературы
1. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.
2. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени. Психология памяти. Хрестоматия. М, 2000.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.
4. Немов Р.С. Общая психология. 6-е изд. М, Юрайт, 2011.
5. Немов Р.С. Психология. – М.,1995.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М., 1998.
7. Познавательные психические процессы /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб., 2001.
8. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М., Владос, 2010.
9. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989
10. Середа Г.К. Что такое память? Психологический журнал № 6, 1985.
11. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития. – Киев, 1997.
Приложение 1
Процессы памяти