Психология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, структуры, её формирования и развития.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда задач:
- Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемому вопросу;
- Рассмотреть понятие и сущность памяти;
- Изучить основные виды и процессы памяти;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.

«Ранее других, около 6  месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным» [П.П. Блонский, 1979].

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том,  что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведем итоги того, что было сказано о памяти, и одновременно попробуем сформулировать на основе изложенного материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается легче  и лучше, чем то, что может быть  воспринято только зрительно  или на слух.

Чем больше думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

2. Если предметом запоминания  является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Чем больше умственных усилий  мы прилагаем к тому, чтобы  организовать информацию, придать  ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

4. Поскольку от внимания к  материалу непосредственно зависит  его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и дли запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

5. На вспоминание материала влияют  и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

6. Эмоциональные состояния, сопровождающие  процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

7. Показано, что воображением можно  управлять. При наличии продуманных  и систематических упражнений  человеку становится легче представлять  видимое в своем воображении. А так как способность что-либо  зрительно представить положительно  влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

8. Привычка к осмысленному восприятию  материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п.

В заключение, я хотела бы сказать, что мы не представляем наш мир, нашу жизнь без памяти, что еще раз подтверждает ее огромное значение. Поэтому каждому человеку и тем более каждому медицинскому работнику необходимо развивать у себя память, которая является очень важным и необходимым психофизиологическим и культурным процессом, выполняющим в жизни человека огромное количество различных функций.

Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания.

Память связывает прошлое человека сего будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.

 

Список литературы

1. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.

2. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени. Психология памяти. Хрестоматия. М, 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Общая психология. 6-е изд. М, Юрайт, 2011.

5. Немов Р.С. Психология. – М.,1995.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М., 1998.

7. Познавательные психические процессы /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб., 2001.

8. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М., Владос, 2010.

9. Рубинштейн С.А. Основы общей  психологии. Т.1. М., 1989

10. Середа Г.К. Что такое память? Психологический журнал № 6, 1985.

11. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития. – Киев, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Процессы памяти



 

 


Информация о работе Психология памяти