Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:42, контрольная работа
Прежде всего, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.
1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушите-лей……3
2. Специфика и стереотипы поведения подростков……………………………….5
3. Социально-психологические механизмы воздействия на
несовершеннолетних правонарушите-лей…………………………………………15
Зада-ча………………………………………………………………………………..25
Список использованных источни-ков……………………………………………...27
Некоторые нормы являются формальными, или «официальными». Не положено голосовать в 17 лет, но это разрешается в 18. Двадцатилетние молодые люди не имеют права покупать спиртные напитки, но это позволено им делать в 21 год. Работающим разрешено продолжать свою трудовую деятельность до 55 лет (или 60). В дальнейшем обычно они уходят на пенсию. Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).
Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события. Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продолжать учебу в колледже.[4] В самом деле исследования наводят на мысль, что существуют «социальные часы» или своего рода «расписание», подсказывающее людям, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы «не отстать от других», они совершают трагические ошибки в своей жизни. В последнее время многие молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низкооплачиваемую работу (вначале она была для них частью «альтернативного» образа жизни), стали ощущать тревогу и присоединились к политическим программам, надеясь найти более ответственные должности.
Представление о «социальном расписании» складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не «остаться старой девой». Стереотип «бездельника», наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: «Ведите себя как положено в вашем возрасте» - мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.
Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказываться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудность состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с множеством навязываемых им стереотипов поведения, якобы соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связана с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том, что старые люди становятся бесполыми существами, вероятно, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь. Алекс Камфорт высказал предположение: «Старые люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде – это связано с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем, что они не могут ехать на велосипеде».
Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и сексуально. Когда их спросили о деятельности, осуществляемой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп ответили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном труде, которым в действительности занимались пожилые.
Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаграждаются, существует возрастная стратификация. В системе возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Именно возрастная стратификация является единственной, которая непосредственно касается всех нас.
Кажется естественным делить жизнь человека на несколько различных этапов: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но некоторые из этих «естественных» понятий сформировались совсем недавно.[5] В обществах средневековой Европы с детьми обращались как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и присмотра. В то время не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе. До XVII в. слово «бой» (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту.
Рассмотрев причины формирования понятия юности в конце XIX – начале XX в., можно убедиться, что определенные социальные перемены, в особенности промышленная революция, играли основную роль в этом процессе. В связи с индустриализацией наметилась тенденция к разрушению двух довольно легких способов усвоения детьми ролей взрослых.
Во-первых, речь идет о системе обучения ремеслам, при которой молодых людей подготавливали для роли взрослых в течение многих лет работы под контролем опытных мастеров.
Во-вторых, существовала система домашнего обслуживания, когда молодых слуг обучали слуги более опытные. В ходе индустриализации возникло много новых профессий, в какой-то мере вытеснивших ремесла и домашнее обслуживание. В начальный период промышленной революции дети сразу шли работать на фабрики и т.п. Но впоследствии детский труд был запрещен или по крайней мере рабочий день детей был ограничен. Образовался разрыв между детством и возрастом, связанным с началом трудовой деятельности. Появились опасения, что безделье молодых будет способствовать росту преступности. Вероятно, формирование понятия «юность» и обучение в средней школе, благодаря которому молодые люди чем-то заняты на этом этапе жизни, в какой-то мере обусловлены социально-экономическими переменами, вызванными индустриально-экономическими, т.е. индустриализацией. Таким образом, отнюдь не являясь строго установленным этапом развития человека, юность – социально обусловленное понятие, возникшее в определенный исторический период[6].
Задача подросткового возраста – это, прежде всего, задача взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, становления Я-концепции, формирования мировоззрения и моральных ценностей.
В подростковом возрасте сильно возрастает значение групп сверстников, и семья уходит на второй план. Физические, эмоциональные и социальные перемены в их жизни столь велики, что без посторонней поддержки подросткам трудно с ними справиться. Из-за недостатка собственного жизненного опыта они нуждаются в образце, которому можно было бы подражать. В раннем детстве роль образцов выполняют родители, которых ребенок воспринимает как идеальные, чудесные фигуры, занимающие центральное место в его жизни. В подростковом возрасте несоответствие реальных родителей этим идеальным образам становится для него очевидным. Это естественно, ведь живой человек не может быть идеальным. Но отказываться от идеалов очень трудно, поэтому подросток начинает резко критиковать своих родителей, считая их неадекватными, несправедливыми, приносящими разочарование. Группа сверстников обеспечивает неосуждающую поддержку, а именно в этом испытывает потребность каждый подросток.
Итак, круг сверстников играет главную роль в развитии социальных навыков ребенка: подросток перенимает у своих друзей и сверстников виды поведения, как конструктивные, так и деструктивные. Потребность подростка в любви и понимании выходит теперь за пределы семейной системы, ему недостаточно внимания со стороны родителей. Несмотря на все эти факторы, родители продолжают оставаться очень значимыми фигурами в жизни ребенка. Как правило, именно к ним подросток обращается за помощью при возникновении серьезных проблем. Но далеко не всегда он может получить в семье помощь и поддержку. Часто ситуация в семье оказывается таковой, что доверие между родителями и ребенком нарушено, поэтому он не может обратиться к ним за помощью. С другой стороны, родители, сами будучи беспомощными перед возникшей проблемой, не могут помочь подростку. Действительно, семья не всегда может дать ребенку образцов эффективных способов поведения в данной ситуации, т.к. выработанные и закрепленные в семье способы поведения являются негибкими и не способствуют решению проблем, как подростка, так и самих родителей. Это происходит потому, что родителям, которые сами не умеют быть счастливыми и успешными, очень трудно воспитать счастливого и здорового ребенка[7].
3. Социально-психологические механизмы воздействия на
несовершеннолетних правонарушителей
Преступность, как социальное явление, еще долгое время не может быть искоренима обществом, в связи с чем остается актуальной проблема содержания исправительных учреждений - мест, в которых отбывают наказания лица, осужденные к лишению свободы. Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Исправительные учреждения (ИУ) - это органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»[8] возложена организация исправления осужденных, предупреждения с их стороны новых преступлений, обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального обучения, охрана здоровья.
Изоляция лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется путем направления его в ИУ, которое обеспечивает режим, урегулированный законом порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд обязан назначить осужденному вид ИУ с учетом характера и тяжести совершенного преступления, пола, возраста и иных обстоятельств, предусмотренных УК, определить степень его изоляции. Деятельность ИУ основывается на строгом соблюдении законов, гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. В ИУ устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы мужчин от рецидивистов.
Лишение человека свободы влияет на физическое и психическое состояние осужденных определяется неблагоприятной социальной ситуацией пребывания в изоляции от общества, ограниченность индивидуального пространства и круга общения, сенсорная и сексуальная депривация, особые способы общения с персоналом и сотрудниками ИУ. При этом, по мнению М.И. Еникеева, важные в структуре ресоциализации осужденного чувство стыда, совести, личностного достоинства не только не культивируются, но и окончательно атрофируются[9].
Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.
Ресоциализация - процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или радикально отличающихся от освоенных им ранее. Этому предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности.
Условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается, чтобы соответствовать нынешней реальности. Основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации - прошлое. Ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности. Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов ресоциализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и материальной базой[10]. Ресоциализация осужденных обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.
Исполнение наказаний в виде лишения свободы подразумевает комплексный научно-практический подход, противоречиво трактующий сам процесс. Исправительные учреждения выполняют функцию исполнения наказания и реализации его целей в условиях принудительного режима, правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Одновременно они моделируют жизнь осужденного после освобождения. Соединение этих моментов в жизни осужденного - важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе. Для преодоления рецидивной преступности, необходимо уделять внимание ресоциализации и адаптации осужденных.
Исправление осужденных осуществляется в особой среде, характер взаимоотношений членов которой обусловлен наличием специфической своеобразной субкультуры, которая во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания и потому является главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений.
Ресоциализация - сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации не одномоментен, а растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Так, например, актуальным является определение этапов в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институто.
1. Период начальной ресоциализации предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость; реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый.
2. Период частичной (неустойчивой) ресоциализации допускает возможность рецидивов асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения; на данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации.
Информация о работе Психология преступности несовершеннолетних