Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:42, контрольная работа
Прежде всего, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.
1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушите-лей……3
2. Специфика и стереотипы поведения подростков……………………………….5
3. Социально-психологические механизмы воздействия на
несовершеннолетних правонарушите-лей…………………………………………15
Зада-ча………………………………………………………………………………..25
Список использованных источни-ков……………………………………………...27
3. Период полной ресоциализации характеризуется практически завершением процесса, когда у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде; на данном этапе реализуются латентные функции ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование социального статуса бывшего правонарушителя и способности саморегуляции своего поведения с позиции общечеловеческих этических норм и ценностей.
Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей эффективным является применение адаптационных технологий и программ сопровождения.
Адаптационные технологии обеспечивают воспроизводство процессов включения личности осужденного в группы, коллективы и новые условия социальной среды, деятельности, отношений, в которые он попадает в местах лишения свободы в условиях исправительно-воспитательного учреждения.
Они характеризуются согласованием потребностей субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития.
Определяют следующие этапы технологии адаптации:
1 этап:
- диагностика интересов и потребностей личности, выявление и анализ степени их совпадения и различий для оказания дифференцированного целенаправленного воздействия;
- прогноз совместимости действий с учетом экономической, социальной, правовой, психологической, материально-технической среды и специфики условий пребывания несовершеннолетних правонарушителей или отбывания наказания;
- временной интервал в зависимости от возможного периода воздействия или срока наказания;
- степень устойчивости (или противостояния) личности к оказываемым воздействиям;
- влияние последствий совместных действий на интересы и потребности субъектов, выдвижение гипотезы о предполагаемом результате воздействия;
2 этап:
- определение характера социальных действий, нормативы и тенденции сближения социальных характеристик; разработка программы совместных действий всеми организациями, подразделениями, службами, занимающимися превенцией противоправного поведения или действующих в местах временной изоляции;
- направления и показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов с целью определения приоритетов и основных направлений оказания воздействия;
3 этап:
- организация адаптационного процесса при пребывании в местах изоляции либо при начале вмешательства, коррекционного воздействия;
- самоорганизация и управление в процессе осуществления воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
- диагностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция - промежуточный и итоговый контроль осуществленного воздействия; оценка эффективности осуществленной деятельности;
Внедрение адаптационных технологий - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений в плоскость практических действий. Он включает в себя следующие операции:
Для эффективного внедрения адаптационных технологий необходимо осуществить следующие операции:
профессиональная подготовка персонала: сотрудников исправительного учреждения – служба охраны и режима, начальники отрядов, воспитатели, социальные работники, психологи, администрация; участвующих в осуществлении превенции – школьные учителя, социальные работники, психологи, администрация; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних;
организация их работы в соответствии с должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка учреждения;
координация деятельности различных отдельных исполнителей или групп;
оказание научно-методической помощи сотрудникам и специалистам;
контроль деятельности осужденных;
социальная диагностика результатов;
анализ процесса внедрения адаптационных технологий;
корректировка целей при необходимости;
организация научно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения.
На внедрение социально-психологических адаптационных технологий в учреждениях пенитенциарной системы влияет два типа факторов.
Объективные:
степень экономической, социальной и правовой самостоятельности учреждения, а точнее - наличие четких ограничении, определенных законом для данного типа учреждений;
уровень наукоемкости используемых технологий, тесно связанный с имеющимся уровнем образования и степенью компетентности сотрудников учреждения, осуществляющих внедрение и реализацию программ адаптации и сопровождения;
степень стабильности процессов в учреждении – текучесть кадров и кадровая политика, характер взаимоотношений и сотрудничество сотрудников, межпрофильные связи разных подразделений, продолжительность работы по направлениям;
эффективность использования потенциалов учреждения и сотрудников - материально-технического, научного, технологического, организационного, экономического, социального, духовного.
Субъективные:
интересы и потребности несовершеннолетних, их характер, степень удовлетворения – определение мотивационных полюсов и направленности личности – на исправление и изменение внутренних установок, либо на сохранение независимости и суверенитета, стабилизацию и укоренение уже сложившихся взглядов на жизнь;
социальный потенциал личности - уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности с учетом внутренней направленности;
степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах.
Освоение технологий, основанных на новейших достижениях современной психологической и юридической науки, требует высокого уровня знаний персонала и соблюдения ряда условий:
любая программа имеет конкретные цели и задачи, реализация которых и будет предопределять успех в целом;
активность администрации и сотрудников при разработке и внедрении программ сопровождения;
умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации программы конфликты, корректировать содержание работы;
учет нравственных особенностей программ адаптации и сопровождения - они не должны превращаться в возможность манипулирование людьми;
сочетание теоретических и практических подходов.
Методика разработки адаптационных технологий включает три основных аспекта деятельности сотрудников исправительного учреждения:
теоретический - определение цели и особенностей лиц или групп осужденных, в отношении которых разрабатывается программа сопровождения; анализ влияния социальных норм и нормативов на объективность адаптационных технологий и их эффективность; изучение адаптационных технологий, выявление наиболее эффективных способов воздействия на осужденных и др.;
методический - выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформации информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования программ сопровождения;
процедурный - организация практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.
При разработке и использовании адаптационных технологий необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип личностного подхода - включение несовершеннолетних в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности – в процессе трудовой деятельности и обучения, через творческую деятельность, с помощью приемов психокоррекционного воздействия.
2. Принцип конкретизации системы действий – детальная разработка и описание действий, использование алгоритмов деятельности по достижению целей адаптации, обучение этим приемам; дифференцированный подход к несовершеннолетним с разными видами правонарушающего поведения, лиц с разными социально-психологическими и индивидуально-типологическими характеристиками.
3. Принцип функционального назначения - достижение оптимальности и экономичности действий сотрудников, психологов с целью получения ожидаемого результата.
Условиями построения оптимальных адаптационных технологий являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, отбывающих наказание, с учетом его цели, срока, характера преступления, содержания адаптационных мероприятий, конструирование самого процесса отбывания наказания на основе теории и практики, принципах его организации, использование нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных.
Критериями эффективности разработанной технологии являются - простота, надежность, экономичность, учет уровня образования, степени освоенности технологии и опыта работы сотрудников, которым придется с ней работать.
Для анализа результативности программы сопровождения осужденных в период адаптации в учреждении и в процессе пребывания, с учетом этапов, необходимо использование Карты психологического контроля/сопровождения, которая позволяет сопоставить равноценность мер воздействия на осужденного и происходящих с ним изменений.
Таким образом, ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей можно рассматривать как цель государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям; как социальный процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных актов в форме комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, происходящий на всех этапах, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведения. Данный процесс направлен на восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, с целью недопущения рецидива правонарушений. Потребность в ресоциализации возникает не только в переломные, но и в стабильные периоды развития общества. Этот процесс носит частичный характер и затрагивает лишь отдельные социальные группы по тем или иным причинам, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения.
Задача 15
«...сердце его вдруг стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало, он побледнел, вытер платком лоб, подумал: «Что со мной». (Булгаков М.А.)
Какое психическое состояние описано в данном примере? Каковы его функциональные характеристики?
Думается, что здесь описано паническое расстройство. Паническое расстройство - это психическое расстройство, характеризующиеся спонтанным возникновением панических атак от нескольких раз в год, до нескольких раз в день и ожиданием их возникновения. До повсеместного применения МКБ-10 это заболевание в зависимости от ведущего симптома называли по-разному: «Вегетативный криз», «Симпатоадреналовый криз», «Кардионевроз», «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД - нейроциркуляторная дистония».
У страдающих паническим расстройством людей, как правило, наблюдаются серии интенсивных эпизодов крайней тревоги - панических атак. Панические атаки обычно продолжаются около 10 минут, но могут быть и кратковременными около 1-5 минут и длительные до 30 мин, однако ощущение тревоги может сохраняться в течение 1 часа. Панические атаки могут отличаться по набору симптомов или быть однотипными (то есть тахикардия, потливость, головокружение, одышка, тремор, переживание неконтролируемого страха и т. д.). У части пациентов данные состояния наблюдаются регулярно - иногда ежедневно или еженедельно. Внешние симптомы панической атаки часто ведут к негативным социальным последствиям (например, смущениям, общественным порицаниям, социальной изоляции и т. д.). Тем не менее, у знающих об этом пациентов часто могут быть интенсивные панические атаки с очень малыми внешними проявлениями этого состояния.
Список использованных источников
1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №33. Ст. 1316.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. - Самара: Самарский университет, 2008.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие. /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997.
Информация о работе Психология преступности несовершеннолетних