Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:58, реферат
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религиозная система представления мира (мировоз
Введение 3
Основная часть 4
Возникновение религии 4
Психология религии 7
Возникновение психологии религии 9
История развития 11
Гипотезы о роли религии 14
Список литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Национальный Минерально-
Санкт-Петербургский
(технический университет)
Кафедра инженерной геодезии
Выполнил студент гр. ПГ-09-2 _____________ /Парфёнова Е.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка: _____________
Дата: __________________
Проверил
преподаватель: ассистент _______________ / /
(должность)
Санкт-Петербург
2012 год
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Возникновение религии 4
Психология религии 7
Возникновение психологии религии 9
История развития 11
Гипотезы о роли религии 14
Список литературы 18
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно повысилась,по сравнению с более древними людьми. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, вместе с тем создает предпосылку для отрыва от реальности, иррационального объяснения связей в окружающем мире. А это, в свою очередь, служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, т. е. религии.
Появлению веры в сверхъестественное в немалой степени способствовали и условия общественного бытия того времени Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой. Буквально на каждом шагу человека подстерегали смертельные опасности. В. И. Ленин отмечал, что первобытный человек был "подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 5, с. 103). В этой тяжелой борьбе он часто терпел поражение. Повышение же способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным важным для человека природным явлениям. Отсюда и начинается религия, которую Ф. Энгельс назвал "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328).
Таким образом, условия жизни неандертальца, вне всякого сомнения, весьма способствовали возникновению у него веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли возросшие способности неандертальца к абстракции достаточными для того, чтобы у него могла появиться такая вера?
Для решения этой весьма сложной проблемы обычно привлекается материал по так называемым неандертальским погребениям.
Неандертальцы, в отличие
от древнейших людей, хоронили своих
покойников. В настоящее время
обнаружено более 20 преднамеренных захоронений
неандертальской эпохи. При изучении
этих погребений ученым бросился в
глаза ряд их особенностей, позволивших
предположить, что над покойниками
совершались какие-то обряды. Скелеты
в большинстве случаев
Неандертальские погребения истолковываются различными исследователями неодинаково.
Некоторые ученые видят в них только проявление полуинстинктивной заботы о сочлене своей орды, привязанности к нему при одновременном полуинстинктивном стремлении избавиться от гниющего трупа. Другие считают, что неандертальские погребения свидетельствуют об осознании социальных связей, зарождении чувства коллективизма.
Однако большинство ученых
все же склонны видеть в неандертальских
погребениях зачатки
Такая точка зрения представляется наиболее солидно аргументированной. Кстати, ряд археологических находок последних лет (в европейских пещерах Базуа, Регурду и др.) еще более склонил чашу весов в пользу предположения о наличии у неандертальцев зачатков религии.
Если для неандертальцев были характерны лишь какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших в них верованиях можно судить и по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.
Психология религии стремится решить три задачи:
Первая, описательная, задача естественным
образом требует прояснения смысла
терминов и, в первую очередь, термина
«религия». Историки религии на протяжении
длительного времени
В течение последних десятилетий
в психологии в целом, и особенно
в клинической психологии, получили
широкое распространение
Возникновение психологии религии
было обусловлено несколькими
Первые публикации по психологии
религии принадлежат перу С. Холла
(«Моральное и религиозное воспитание
детей», 1891), А.Х. Дэниэлса («Новая жизнь»,
1893), Дж. Леубы («Исследования психологии
религиозных феноменов», 1896), В. Х. Бёрнхэма
(«Исследование юности», 1891), Э. Старбека
(«Изучение переходного периода», 1895).
Также появляются более объёмные исследования,
которые по сей день остаются классическими
работами по психологии религии: «Психология
религии» Э. Старбека (1899), «Многообразие
религиозного опыта» У. Джеймса (1902), «Юность»
С. Холла (1904). Если Э. Старбек и Дж. Леуба
стремились к исследованиям явлений религиозной
жизни посредством опросов, анкетирования,
анализа статистики, то У. Джеймс избран
в качестве предмета исследования крайние
проявления религиозности и религиозного
опыта. Бихевиористское движение представлено,
прежде всего, работами И.П. Павлова, Р.
Уэллса (Raymond Wells) («Биологические основы
веры», 1921) и Д. Трота (David Trott) («Религиозное
поведение», 1931).
Начало европейской
психологии религии связано, прежде всего,
с именами В. Вундта (Wilhelm Wundt) и Т. Флурнуа
(Theodore Flournoy). В 1879 году В. Вундт основал
в Лейпциге первую в мире лабораторию
экспериментальной психологии, изучал
проблемы психологии народов, мифологии,
ввёл понятие «мифотворческой апперцепции».
Т. Флурнуа известен, прежде всего, своими
14-ю лекциями по религиозной психологии
в Женевском университете, основанными
на работе 1902 года «Принципы религиозной
психологии». Такими принципами, согласно
Т. Флурнуа, являются: 1. принцип применения
методов научной психологии; 2. принцип
исключения трансцендентности; 3. принцип
биологического объяснения религиозных
феноменов. Дальнейшее развитие немецкой
психологии религии связано с именами протестантских теологов Э. Трёльча (Ernst Troeltsch),
А. Гарнака (Adolf fon Harnack), А. Ритчля (Albrecht Ritschl).
Новый подход к изучению религиозных чувств и переживаний был предложен психоанализом. Ещё в 1909 году З. Фрейд (Sigmund Freud) прочитал цикл лекций по психоанализу в университете Кларка, однако работа «Тотем и табу», самая, пожалуй, важная для психологии религии, вышла в 1913 году. Миф есть отражение человеческого бессознательного, утверждал З. Фрейд, и, полагая, что между психологией первобытных народов и психологией невротиков имеется определённое сходство, учёный пытался проанализировать представления первобытных людей, используя данные психоанализа. Более теоретической по характеру является работа «Будущее одной иллюзии» (1927), в которой З. Фрейд рассматривает религию как то, что возникает из беспомощности человека перед природой и внутренними силами. Религия, полагает З. Фрейд, есть повторение детского опыта, ощущение опасности и неспособности в полной мере познать мир, и, в то же время, желание защиты от него. Фактически, это коллективный невроз, который на определённой стадии должен пройти сам собой, и в некоторых случаях требует вмешательства психоаналитика.
Психоаналитические
Среди направлений такой науки как «психология религии» можно выделить общетеоретическое психологическое осмысление феномена религии, решающее вопросы возникновения религии, её развития, функционирования, классификации и т.п.. Далее, осмысление религии с социально-психологической точки зрения, исследования зависимости религиозности от социальных факторов, особенности религиозных воззрений в зависимости от возрастных, половых факторов, социальные феномены, возникающие на основании коллективных психологических переживаний. Религиозная психопатология исследует как влияние, так и зависимость религиозных чувств, впечатлений, переживаний от психопатологий отдельного индивида. Отдельным направлением является изучение физиологических оснований религиозных верований и переживаний. Свидетельства личной религиозности (автобиографии, дневники, заметки и т.п.) также зачастую являются весьма ценным источником для психологов религии в плане накопления эмпирического материала религиозных переживаний для последующего осмысления. Отдельным направлением психологии религии является пастырская психология, а также экзистенциальная психотерапия. Не смотря на внешнее сходство, следует понимать, что пастырская психология носит изначально религиозный характер, и её целью является помощь человеку, прежде всего, посредством открытия полноты жизни христианина, в то время как экзистенциальная психотерапия направлена, прежде всего, на открытие человеку его собственных сил, оснований, смысла жизни и т.п. К психологическим функциям религии можно отнести: экзистенциальную, компенсаторную, интегративную, регулятивную, коммуникативную и познавательную.